Подсказки для поиска
Точное соответствие
Найдено еще 12 715 результатов

Словари

Существительное, средний род, 2-е склонение
1.
- повыша́ть и Повы́ситься - повыша́ться. Повысить
2.
Высокое место; возвышение, возвышенность.
Всё об этом слове
Существительное, средний род, 2-е склонение
1.
Удушение при помощи петли под тяжестью свободно повисающего тела.
Всё об этом слове
Предлог
1.
(ком-чём) Указывает на место, где что-либо находится, располагается, происходит.
2.
(кого-что, ком-чём) Указывает на предмет, место, явление, лицо и т.п., на которые направлено действие.
высокое
Всё об этом слове
Метасловарь

Ответы справочной службы

Какой падеж в выражениях "делать акцент на" и "делать упор на"? "На что-либо" или "на чем-либо"? То есть: "Делать упор/акцент на повышениЕ производительности труда" или "Делать упор/акцент на повышениИ производительности труда"
Корректно: делать акцент на чем? на повышении..., делать упор на что? на повышение...
18 октября 2006
Страница ответа
Нужны ли запятые в скобках? 1. Леса(,) как средообразующий и природный фактор, а также как восполняемый источник ресурсов для развития экономики республики(,) имеют важное значение. 2. Государственная политика в области развития минерально-сырьевой базы направлена на повышение инвестиционной привлекательности данной сферы(,) прежде всего(,) за счет снижения административных барьеров для организаций горнопромышленного комплекса.

1. Если конструкция как средообразующий и природный фактор, а также как восполняемый источник ресурсов для развития экономики республики имеет значение причины, то обособление необходимо. При отсутствии такого значения запятые не ставятся. 

2. Корректно: Государственная политика в области развития минерально-сырьевой базы направлена на повышение инвестиционной привлекательности данной сферы, прежде всего за счет снижения административных барьеров для организаций горнопромышленного комплекса.

21 января 2015
Страница ответа
Пожалуйста, очень срочно! Запуталась с падежами Отчет о ходе выполнения плана мероприятий, направленного на содействие повышению заработной платы как результата (результат?) повышения качества оказания услуг.

Корректно: ...платы как результата... Обратите внимание: предложение перегружено канцеляризмами, которые затемняют смысл, поэтому его необходимо перестроить, например, так: Отчет о выполнении плана мероприятий, направленных на повышение заработной платы.

20 ноября 2015
Страница ответа
Слово "настроено" пишется с одной "н" или с двумя? контекст: "Данное сообщество настроено на повышение уровня..."
Верно написание с одним н.
28 августа 2007
Страница ответа
нужны ли запятые в скобках: программа направлена(,) прежде всего(,) на повышение инвестиций.

Запятые не нужны.

22 ноября 2019
Страница ответа
Подскажите как правильно сказать? Ряд мер ,направленных на повышение производства , принима_тся администрацией предприятия. Какую букву нужно вставить "ю"или "е"? Спасибо!

Предпочтительно: ряд мер принимается.  "Повышение производства" - неудачное сочетание.

21 февраля 2018
Страница ответа
Здравствуйте, уважаемые лингвисты! Скажите, пожалуйста, как правильно писать: выделены средства на повышение зарплаты (чьей, кого) педагогов или (кому) педагогам? Заранее благодарю.

Оба варианта корректны.

25 октября 2018
Страница ответа
Добрый день. Скажите, пожалуйста, есть ли зафиксированное правильное написание HDR. Написала в задании на повышение квалификации "HDR режим" - отметили ошибку орфографии, но не уточнили.

Неизменяемые приложения, стоящие перед определяемым словом, присоединяются дефисом.

29 июля 2017
Страница ответа
Повышение ПО службе или НА службе?

Правильно: повышение по службе.

14 июля 2008
Страница ответа
курсы повышения квалификации или курсы по повышению квалифкации?

Корректно: курсы повышения квалификации.

12 августа 2008
Страница ответа

Справочники

XII. Неударяемые конечные гласные в наречиях и предлогах

§ 45. Следует различать -о, -е, -у, -а (-я) на конце наречий, образованных соединением предлогов с местоимениями и краткими прилагательными: 1) наречия с приставками за-, на- оканчиваются на -о, например: замертво, запросто, налево, насколько, настолько; 2) наречия с приставкой в- оканчиваются на -о или на -е, например: влево, вправо, но: вкратце, вчуже, вскоре; 3) наречия с приставкой по- оканчиваются на 

...§ 45. Следует различать -о, -е, -у,...

ХIII Неударяемые частицы НЕ и НИ

§ 48. Следует различать правописание неударяемых частиц не и ни. Частицы эти различаются по значению и употреблению. 1. Частица не употребляется для отрицания, например: Не я говорил об этом. Я не говорил об этом. Я говорил не об этом. Необходимо обратить внимание на отдельные случаи употребления этой частицы: а) При наличии отрицательной частицы не и в первой, и во второй части составного глагольного сказуемого предложение получает ...

...§ 48. Следует различать правописание неударяемых...

VII. Правописание НЕ и НИ

§ 88. Не пишется слитно: 1. Во всех случаях, когда без отрицательной частицы не слово не употребляется, например: невежда, неизбежный, несчастный, негодовать, нездоровиться, несдобровать, недостает (в значении «недостаточно»), неможется, нельзя, неужто, нестерпимый, непоколебимый, невредимый. 2. С существительными, если отрицание придает слову новое, противоположное значение, например: неприятель, несчастье, если отрицание придает слову, не имеющему этой частицы, значение ...

...§ 88. Не пишется слитно: 1. Во всех случаях,...

Правила переносов

§ 117. При переносе слов нельзя ни оставлять в конце строки, ни переносить на другую строку часть слова, не составляющую слога; например, нельзя переносить просмо-тр, ст-рах. § 118. Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной. Неправильно Правильно люб-овь лю-бовь дяд-енька дя-денька, дядень-ка реб-ята ре-бята, peбя-ma паст-ух па-стух, пас-тух Примечание 1. При переносе cлов с односложной ...

...§ 117. При переносе слов нельзя ни оставлять...

XI. Неударяемые гласные в личных глагольных окончаниях

§ 44. Глаголы с неударяемыми личными окончаниями распределяются по спряжениям следующим образом: 1) всe глаголы на -ить, а также 6 глаголов на -еть: вертеть, видеть, зависеть, обидеть, смотреть, терпеть – и 4 глагола на -ать: гнать, держать, дышать, слышать – относятся ко II спряжению, и в них пишутся окончания -ишь, -ит, -им, -ите, -aт (-ят); 2) все прочие глаголы относятся к I спряжению, и в них пишутся окончания 

...§ 44. Глаголы с неударяемыми личными окончаниями...

I. Общие правила

§ 49. Чтобы правильно написать согласную в конце слова или перед другими согласными (п или б, ф или в, т или д, с или з, к или г, ш или ж), нужно взять другую форму того же слова или подобрать другое слово того же корня, где после согласной оказалась бы гласная, и писать ту согласную, которая пишется перед гласной, например: дуб, дубки (дубы), рукав, рукавчик (рукава), лиф, лифчик (лифы), молотьба (молотить), низкий, низший (низок), высший(высокий), когти (коготь), ложка (ложечка), плошка ...

...§ 49. Чтобы правильно написать согласную в конце...

V. Запятые при сравнительных оборотах

§ 150. Запятыми выделяются сравнительные обороты, начинающиеся союзами: как, словно, точно, будто (как будто), что, как и, чем, нежели и т. п., например: ...Покойно, как лодка, скользит по каменной глади автомобиль. Федин Так же, как и в пещерах киевских, тут видны были углубления в стенах и стояли кое-где гробы. Гоголь К концу охоты утки, словно на прощанье, стали подниматься целыми стаями. Тургенев С высоты мне виделась Москва, что ...

...§ 150. Запятыми выделяются сравнительные...

II. Гласные Ы и И после приставок

§ 7. При сочетании приставки, оканчивающейся на согласный, с корнем или с другой приставкой, которые начинаются с и, пишется, согласно c произношением, по общему правилу ы, например: розыск, предыдущий, возыметь, изымать (но: взимать, где произносится и), подытожить, безыскусственный, сызнова, безыдейный, безынициативный, безынтересный, сымпровизировать, надындивидуальный, предыстория. Но пишется и: 1. В словах с приставками меж- 

...§ 7. При сочетании приставки, оканчивающейся...

VIII. Неударяемые гласные в суффиксах

§ 17. Следует различать суффиксы существительных -ик (-ник, -чик) и -ек. Первый из них сохраняет гласную при склонении, а во втором она является беглой, например: столик – столика, дворник – дворника, стаканчик – стаканчика, но: ножичек – ножичка, овражек – овражка, барашек – барашка. § 18. Следует различать суффиксы существительных -ец- и -иц-: в существительных мужского рода пишется -ец- (с беглым е), например: комсомолец –

...§ 17. Следует различать суффиксы существительных...

Буквы Ъ и Ь

§ 70. Буква ъ пишется только перед е, ю, я в следующих случаях: 1. При сочетании приставки, оканчивающейся на согласную, и корня, например: подъезд, объем, сверхъестественный, волеизъявление, межъярусный. 2. В сложных словах после числительных двух-, трех-, четырех-, например: трехъярусный. 3. В иноязычных словах после иноязычных приставок аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, транс- и после начальной частицы пан-, например: 

...§ 70. Буква ъ пишется только перед ...

Учебник

Приставки на З (С)

Различать приставки на 3 и С не так уж сложно. Нужно только внимательно рассмотреть согласную после приставки и определить, глухая она или звонкая. Никакого когнитивного диссонанса!

...Различать приставки на 3 и С не так уж сложно. Нужно...

...Приставки на З (С)...

....Правописание приставок, оканчивающихся на з/с (например...

Буквы Ы и И после приставок на согласные

Редкое правило, в котором действует принцип: как слышится, так и пишется. Но кое-что требует комментариев. Разбираемся, почему взыскать, но взимать; безынтересный, но суперинтересный.

...Редкое правило, в котором действует принцип: как слышится...

...Буквы Ы и И после приставок на согласные...

....После приставки, оканчивающейся на согласный, в соответствии...

Оформление диалога

— Итак, диалог!
— ?
— Разберёмся, как оформляется диалог на письме.
— Прямо-таки «разберёмся»?
— Ну уж точно не запутаемся.

...— Итак, диалог!— ? — Разберёмся, как оформляется диалог...

...Оформление диалога...

.... Каждая реплика даётся с нового абзаца. В таком случае...

Разделительные Ъ и Ь

Правило не слишком объёмное, но серьёзное. Чтобы выбрать твёрдый или мягкий знак, нужно определить, в какой части слова он находится, и обратить внимание на следующую букву.

...Правило не слишком объёмное, но серьёзное. Чтобы выбрать...

...Разделительные Ъ и Ь...

....Разделительный ъ пишется перед буквами е, ё, ю, я...

Буквы н и нн в отымённых прилагательных и образованных от них наречиях и существительных

Будем откровенными: выбор между н и нн в прилагательных даётся нам особенно сложно. Но если верно определить состав слова, можно избежать странных и многочисленных ошибок. Например, не перепутать зелёную скамейку с зеленно́й лавкой.

...Будем откровенными: выбор между н и нн в прилагательных...

...Буквы н и нн в отымённых прилагательных и образованных...

....В полных отымённых прилагательных пишутся две буквы...

НЕ с прилагательными

Это несложное правило. Ничуть не сложное. Чтобы выбрать слитное или раздельное написание НЕ, нужно обратить внимание на значение прилагательного и стоящие рядом слова.

...Это несложное правило. Ничуть не сложное. Чтобы выбрать...

...НЕ с прилагательными...

...Не с именами прилагательными пишется раздельно в следующих...

Присоединительные конструкции

Присоединительные конструкции не всегда легко отличить от однородных членов предложения, да и неудивительно. Но разобраться всё-таки можно, особенно если внимательно прочитать правило.

...Присоединительные конструкции не всегда легко отличить...

...Присоединительные конструкции...

....Присоединительные конструкции передают добавочную,...

Корни с чередованием гласных, выбор которых зависит от следующих за ними согласных

Если вы предполагали, что это правило не слишком трудное, то ваше предположение справедливо. И всё же мы советуем не перескакивать сразу же на следующую страницу: вдруг какие-то исключения выскочили из головы?

...Если вы предполагали, что это правило не слишком трудное...

...Корни с чередованием гласных, выбор которых зависит...

...Корни -лаг-/-лож-.В корне с чередованием -лаг-/-лож...

Однородные члены предложения

Основное внимание в этом правиле – на союзах или их отсутствии. Коварными могут оказаться и парные, и повторяющиеся союзы. Рассказываем, как не запутаться.

...Основное внимание в этом правиле – на союзах или их...

...Однородные члены предложения...

....В предложении, осложнённом однородными членами, запятая...

Нормы постановки знаков препинания в сложносочинённых предложениях

Продолжить изучение стоит правилом:

...Нормы постановки знаков препинания в сложносочинённых...

....Обычно запятая в сложносочинённом предложении разделяет...

Журнал

Депутаты предложили повысить грамотность госслужащих и улучшить преподавание русского языка

Депутаты от фракции «Новые люди» Анна Скрозникова, Ксения Горячева и Дмитрий Певцов внесли в Госдуму законопроект, направленный на повышение грамотности государственных служащих и улучшение качества преподавания русского языка как в России, так и за рубежом. Об этом сообщает «Парламентская газета». Инициатива предполагает внесение изменений в статью 4 Федерального закона «О государственном языке Российской Федерации». Согласно пояснительной ...

...Певцов внесли в Госдуму законопроект, направленный на...

...повышение грамотности государственных служащих и ...

...пояснительной записке, новые нормы будут направлены на...

В 2025 году должен быть принят обновленный закон о языках народов России

По итогам заседания Совета при Президенте РФ по реализации государственной политики в сфере поддержки русского языка и языков народов РФ Владимир Путин поручил правительству и Совету до 1 мая 2025 года разработать новый закон о языках народов России. В рамках этой инициативы будет создан государственный реестр языков народов страны и проведена систематизация статусов этих языков. Как отмечают «Ведомости», опросившие экспертов, закон о языках народов России уже существует, но он был ...

...Программа рассчитана до 2034 года и нацелена на...

...повышение жизнеспособности языков народов России....

57% россиян были бы рады, если бы их ребенок пошел в науку

Отношение общества к науке в России остается позитивным, а отношение к ученым — улучшается. Такие данные представил Институт статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики, который уже более десяти лет изучает отношение россиян к науке и ученым. В последнем опросе приняли участие 6946 респондентов в возрасте 18–65 лет. Большинство из них (88%) согласились с тем, что научно-технический ...

...проводимой научно-технической политикой, направленной на...

...повышение уровня оплаты труда в науке, улучшение...

Языковые гнезда и цифровые сервисы: что можно сделать для сохранения, поддержки и развития всех языков России

В пресс-конференции РИА «Новости» по случаю Дня родного языка, который отмечается 21 февраля, принимали участие заместитель председателя Совета при Президенте по поддержке русского языка и языков народов России, руководитель Грамоты Константин Деревянко, первый заместитель председателя комитета Госдумы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов, директор Института языкознания РАН, доктор филологических наук Андрей Кибрик и заместитель руководителя Россотрудничества Павел Шевцов. Грамота законспектировала основные тезисы выступавших.

...В пресс-конференции РИА «Новости» по случаю...

...повышение престижа языков, потому что этот престиж...

...государственных деятелей, то это тоже будет влиять на...

...повышение престижа языков....

9–12 февраля 2024 года в Узбекистане прошли мероприятия по поддержке русского языка

Учебно-издательский центр «Златоуст» под эгидой МАПРЯЛ и при поддержке департамента внешнеэкономических и международных связей Москвы провел многодневную программу в Бухаре и Бухарской области. Главным партнером проекта выступил Бухарский государственный университет. О том, как проходили мероприятия, читайте в репортаже наших коллег.

...Учебно-издательский центр «Златоуст» под...

...русско-узбекских гуманитарных проектов, нацеленных на...

...повышение качества преподавания русского языка в ...

4–9 декабря 2023 года в Центральной Азии была проведена программа повышения квалификации для филологов-русистов

Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга и учебно-издательский центр «Златоуст» совместно организовали и провели масштабную программу мероприятий «Современные методики преподавания русского языка как иностранного. Теория и практика». Грамота публикует репортаж наших коллег.

...Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга и учебно-издательский...

...Программа стала частью просветительских программ повышения...

Пять вдумчивых книг о чтении для тех, кому интересен и процесс, и результат

Всем знакома картинка, на которой обезьяна поэтапно превращается в человека, в руках у которого на последней стадии эволюции появляется книга. Мы выбрали пять книг, которые посвящены влиянию чтения на людей, роли библиотек в современном цифровом мире, методам повышения продуктивности чтения и  тому, как заинтересовать книгами детей.

...Всем знакома картинка, на которой обезьяна поэтапно...

...1. Юлия Щербинина. Время библиоскопов. Современность...

Константин Деревянко принял участие в дискуссии о стратегии развития образования на ММСО

5 марта 2025 года на Московском международном салоне образования состоялась панельная дискуссия о том, каким должно быть российское образование в ближайшие десять лет и в перспективе до 2040 года. В ней принимали участие заместитель министра образования и науки Ольга Петрова, председатель Российского союза молодежи Дмитрий Покровский, заместитель генерального директора общества «Знание» Ирина Карих, член Общественной палаты России Иван Есин и другие ...

...5 марта 2025 года на Московском международном салоне...

Юрист оценила последствия борьбы с иностранными заимствованиями

Ольга Мухаметкалиева, руководитель направления правовой поддержки нормотворчества центра юридической поддержки X5 Group дала комментарий порталу «Право.Ru»  по поводу рисков, которые возникают у бизнеса в связи с мерами по защите русского языка от заимствований. 

...Ольга Мухаметкалиева, руководитель направления правовой...

...В феврале 2023 года Госдума приняла закон, который...

Физические упражнения улучшили понимание речи у пожилых людей

Снижение способности понимать речь может ухудшить качество жизни в пожилом возрасте. Специалисты в области нейронаук ранее предполагали, что способность мозга обрабатывать речь связана с аэробной выносливостью. Например, в одном из прошлых исследований было обнаружено, что пожилые люди с более высокой аэробной подготовкой реже испытывают неприятное ощущение, что слово вертится на кончике языка (эффект tip of the tongue, сокращенно ToT), а это ощущение относится к числу самых распространенных ...

...Снижение способности понимать речь может ухудшить качество...

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2024 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!