Подсказки для поиска
Точное соответствие
Найдено 174 результата

Словари

Глагол, несовершенный вид, переходный
1.
(о ком-чём, над чем) Размышлять, предаваться раздумью.
(что о чём) Мысленно сосредоточиваться на чём-либо, обдумывать что-либо. народно-поэтическое
2.
Полагать, считать, предполагать.
Подумать (на кого) разговорное Подозревать, считать виновным в чём-либо. (о ком-чём) Иметь мнение, соображение по какому-либо поводу.
Всё об этом слове
Метасловарь
думать

ДУ́МА|ТЬ, -ю, -ет, -ют, несов., V а; поду́ма|ть, -ю, -ет, -ют, сов., V а; неперех.

● 1.0. зд. несов. Осуществлять умственную деятельность.   Син. <размышля́ть>. Уметь д. Ну что ты веришь всему, что тебе говорят по телевизору, своей головой думай.

1.1. Быть занятым какими-л. мыслями, размышлениями; направлять мысли на кого-что-л.   Син. <размышля́ть>, разду́мывать.

Думать об отце (о чьих-л. словах, о будущем, о работе, о [чём-л.] приятном …); думать [о том], что (как, почему …) с пр

надо думать

НА́ДО ДУ́МАТЬ1, вв. сл.

● Употр. для выражения предположения, в достоверности к-рого говорящий скорее уверен, чем не уверен.   Син. <на́до полага́ть с оттенком книжн.>, наве́рное / наве́рно употр. чаще, вероя́тно2 употр. чаще, по всей вероя́тности употр. чаще, ви́димо употр. чаще, по-ви́димому употр. чаще, су́дя по всему́ употр. чаще, <по всей ви́димости, ве́рно>, очеви́дно2 употр. чаще, ви́дно2, <как ви́дно>, должно́ быть употр. чаще, <похо́же2, вида́ть прост., знать разг., поди́ прост., чай

Ответы справочной службы

Уважаемая Грамота! Правильно ли проставлены запятые во фразе : "именно теперь надо думать, что вы как компаньоны должны трудиться вместе, и вам необходимо понимать друг друга вплоть до того дня, когда вы должны будете расстаться".

Оборот с как имеет причинное значение, поэтому должен быть выделен запятыми. Запятая перед и не ставится, если части вы... должны трудиться и вам необходимо понимать... являются по замыслу автора однородными. Если часть вам необходимо понимать... рассматривается автором как связанная с частью ...надо думать сочинительной связью, тогда запятая перед и нужна.

2 октября 2025
Страница ответа
Подскажите, какую частицу всё же правильно использовать в контексте: "Это занятно думать, чувствовать ни/не к чему" (="незачем")? Спасибо.

В данном контексте верно: ни к чему.  

11 февраля 2025
Страница ответа
Не могу найти в правилах, как дать понять читателю, что в журнале публикуется не книга, а отдельная глава из книги, разделенная на два номера. При публикации первой части, в одном номере, указать в конце "Продолжение следует." (так как это устойчивое выражение), а при публикации второй части главы, в другом номере, указать в подстрочном примечании "Окончание. Начало ГЛАВЫ в номере таком-то"? Или нет нужды в таких тонкостях, удовлетвориться пометами общего типа (и тогда читатель будет думать, что следует продолжение книги и читает он окончание книги)? Помогите ответом или советом, пожалуйста!

Уверены, что следует сделать именно так, как Вы предложили, то есть при начале публикации обозначить следующее: Вторник. Повесть. Глава 1. Утро. Начало; в конце же: Окончание следует. В следующем номере: Вторник. Повесть. Глава 1. Утро. Окончание со сноской Начало см.:... 

6 февраля 2025
Страница ответа
Заядлые путешественники, ищущие, что посмотреть в России самого необычного и даже мистического, непременно должны спуститься в Кунгурскую пещеру. В этом предложении в причастный оборот "ищущие, что посмотреть в России самого необычного и даже мистического" входит придаточное предложение "что посмотреть в России самого необычного и даже мистического". Как нужно выделять эти конструкции при синтаксическом разборе предложения? Как причастный оборот (ведь он вмещает в себя придаточное, т.е. является более ёмким понятием) или как члены придаточного предложения (сказуемое "посмотреть" дополнение "что" и т.д. Спасибо.

Да, здесь придаточное зависит от причастия, но совершенно ни к чему думать, что оно входит в состав причастного оборота, и лишать его собственной структуры. Внутри придаточного выделяем главный член посмотреть, дополнение что самого необычного и мистического (субстантивированные прилагательные здесь образуют с местоимением один член предложения).

Причастного оборота, формально говоря, здесь и нет, так как вместо зависимых слов у причастия имеется целое придаточное. Конечно, на самом деле это придаточное и распространяет причастие (то есть играет ту же роль, что и обычные зависимые слова), и можно подчеркнуть их вместе как одно распространенное определение, но это не отменяет выделения членов придаточного предложения.

20 января 2025
Страница ответа
В учебнике 5-го класса 2023 г. написано, что в предложении "Дни солнечные, тихие", "солнечные" и "тихие" - сказуемые. Вопрос: почему не определения? И если сказать: "Стояли дни тихие, солнечные", это тоже будут сказуемые?

Поскольку смысловой акцент в этом предложении как раз на прилагательных и ни о чем другом, кроме этого качества дней, в предложении не сообщается, они действительно являются сказуемым (точнее — однородными именными частями составного именного сказуемого). Не случайно при переводе предложения в план прошедшего времени мы получим: Дни были солнечные, тихие — стандартный вид составного именного сказуемого.

Во втором предложении смысловой акцент такой же, разница лишь в том, что вместо формальной связки (былибудут — формы глагола быть) в нем использована полузнаменательная связка — глагол в обедненном значении стояли (согласитесь, что предполагать, будто дни «стояли» в буквальном смысле слова, не приходится). Соответственно, и здесь составное именное сказуемое стояли тихие, солнечные, разница только в типе вспомогательного глагола-связки.

Не следует думать, будто прилагательное автоматически является определением. Сказуемое — вторая из двух основных функций прилагательного.

17 января 2025
Страница ответа
Доброе время суток! В чём отличие между этими вариантами? (1) Прежде чем СКАЗАТЬ СВ надо сначала ПОДУМАТЬ СВ. = использование совершенного вида выражает значение повторяющихся действий и могут быть представлены как потенциально возможные в определённых обстоятельствах? (2) Прежде чем ГОВОРИТЬ НСВ надо сначала ДУМАТЬ НСВ. = подчёркивает повторяемость, т.к. все формы глаголы в НСВ? (3) Прежде чем СКАЗАТЬ СВ надо сначала ДУМАТЬ НСВ. = какое действие подчёркнуто сильнее? (4) Прежде чем ГОВОРИТЬ НСВ надо сначала ПОДУМАТЬ СВ.

В примере (1) Прежде чем СКАЗАТЬ СВ надо сначала ПОДУМАТЬ СВ значения повторяющихся действий нет. Значение потенциальности видеть можно вполне (ведь использован инфинитив). Использование двух форм НСВ в (2) подчеркивает процессуальность (длительность), значение повторяемости может быть внесено только дополнительными лексическими средствами (каждый развсегда и т. п.). В (2) и (3) использование НСВ думать ведет к предпочтительной трактовке предложения как совета (или даже замечания); если (1) и (4) можно с равным успехом адресовать как собеседнику, так и себе самому, то (2-3) по отношению к себе самому маловероятно (разве что как выговор самому себе).

В целом все варианты вполне дееспособны. Что же касается вопроса, какое действие подчеркнуто сильнее, то ответа на него нет: вид не прагматическая категория, с его помощью ничего не подчеркивается. Подчеркнуть некоторый аспект смысла можно нарочитым лексическим выбором, частицами, интонацией… Вид я бы назвал — если его все-таки включать в этот список — последним в ряду подобных средств. Нет у него такой функции.
 

15 декабря 2024
Страница ответа
Добрый день! Помогите, пожалуйста, разобраться с оформление мыслей, очень нужно для работы. Если у нас в тексте прямая речь, то следующее предложение будет оформлено так: — Давай, если будешь думать быстро, все будет хорошо. — Она подбодрила саму себя. А если это внутренняя речь / мысли персонажа? После кавычек должна стоять запятая и строчная буква? («Давай, если будешь думать быстро, все будет хорошо», — она подбодрила саму себя.) Или так же, как с прямой речью, точка и прописная буква? Очень надеюсь на ваш ответ! Спасибо.

Оптимальным решением в этой ситуации выглядит изменение порядка слов таким образом, чтобы глагол подбодрить занял позицию глагола речи (которым он, собственно, и является): «Давай, если будешь думать быстро, все будет хорошо», — подбодрила она саму себя. Оформление внутренней речи как прямой в данном случае корректно, поскольку персонаж обращается к себе как к собеседнику — с помощью форм второго лица. 

27 ноября 2024
Страница ответа
Здравствуйте! Каким правилом регулируется написание следующих слов: стартап, сетап, но поп-ап? Спасибо за ответ!

Эти написания не регулируются правилами, они словарные. Но в «Русском орфографическом словаре» есть только слово стартап. Не следует думать, что правила в орфографии существуют на все случаи жизни, тем более это касается новейших заимствований. Пока что вполне возможны и слитное, и дефисное написания: сетап, попап и сет-ап, поп-ап

18 ноября 2024
Страница ответа
Здравствуйте! Мужики все поднялись от телеги и любопытно и весело смотрели на встречу гостьи. Смотрели ( как? каким образом?) и любопытно и весело - однородные обстоятельства, соединенные повторяющимся союзом и. Почему нет запятой между ними? Аналогичное предложение : я так и думала и не смела думать. Объясните, пожалуйста, почему не запятой? Правило гласит, что запятая между повторяющимся союзом и нужна, так как союз соединяет однородные чп

Обстоятельства любопытно и весело соединены не повторяющимся, а одиночным союзом и. Первый союз и, также одиночный, соединяет сказуемые поднялись и смотрели. Таким образом, в предложении нет повторяющихся союзов. 

12 июля 2024
Страница ответа
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, правильно ли расставлены знаки препинания в этом предложении: "Он смотрел в окно - оно было распахнуто - , продолжая думать о чём-то своём". Есть ли сочетание "- ,"? Или только ", -"?

В русском письме не принято ставить запятую сразу вслед за тире. Возможен только вариант: Он смотрел в окно — оно было распахнуто, —  продолжая думать о чём-то своём.

21 февраля 2024
Страница ответа

Справочники

Знаки препинания при вводных словах, сочетаниях слов и предложениях

§ 91. Вводные слова и сочетания слов выделяются (или отделяются) запятыми: Миша Алпатов, конечно, мог бы нанять лошадей (Пришв.); Кто-то, видно, надоумил девочку отправиться с котенком именно на птичий рынок (Сол.); Я увидел Наташу, кажется, на третий день моей больничной жизни (Расп.); Рассказывали, например, как ему [Нейгаузу] довелось в Консерватории слушать игру на фортепиано какой-то очень красивой студентки (журн.); К удивлению жены, Сергей вдруг стал тих и ровен (Бит.); ...

...конечно, может, может быть, наверное, надеюсь, надо думать...

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

§ 127. Между частями бессоюзного сложного предложения при перечислении ставится запятая: Океан с гулом ходил за стеной черными горами, вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, пароход весь дрожал (Бун.); Темнело, подмораживало, в кухню подавали воду. Приходили дети, на них шикали (Б. Паст.); С детства тянуло далекое и неведомое, всегда хотелось куда-то и на чем-нибудь уехать (Чив.); С неделю тянул ветер, теплело, отходила земля, ярко доцветала в степи поздняя лунистая зеленка (Шол.);

...глаголы видеть, понимать, слышать, смотреть, узнать, думать...

...произведений современных авторов и из периодической печати: Думать...

Что такое научный стиль?

Научный стиль – это система речевых средств, обслуживающих сферу науки и обучения. Главные черты научного стиля: отвлеченность и обобщеность, подчеркнутая логичность, терминологичность. Второстепенные черты: смысловая точность, однозначность, объективность, стандартность, краткость, ясность, строгость, безличность, некатегоричность, оценочность, образность и др. Выделяется три подстиля: собственно-научный (монографии, статьи, диссертации, выступления в научных ...

...Следует поменьше употреблять местоимения, заставляющие думать...

Надо думать / полагать

НАДО ДУМАТЬ / ПОЛАГАТЬ, вводное сочетание То же, что «может быть, по всей вероятности». Подробно о пунктуации при вводных словах и сочетаниях см. в Прил. 2. Ну, вот и ревизор! что ж что ревизор! нет, кабы вот Павла Трофимыча Перегоренского к ревизии допустили – этот, надо думать, обревизовал бы! М. Салтыков-Щедрин, Приезд ревизора. Тобольский купчишка, надо думать, обманул своих… П. Бажов, Дорогой земли виток. Надо ...

...НАДО ДУМАТЬ / ПОЛАГАТЬ, вводное сочетание...

... Тобольский купчишка, надо думать, обманул...

...Вам не об этом теперь надо думать, а о прощении...

Без дураков

Без дураков (прост.) – со всей серьезностью, без шуток. Иногда выражение относят к «бильярдному» языку. В некоторых разновидностях игры в бильярд требовалось положить в лузы определенное количество шаров. Случайно вкатившиеся в лузу шары шутливо называли «дураками». Некоторые игроки предпочитали такие шары не засчитывать, играли «без дураков». Однако оборот древнее: он родился во времена русского средневековья и связан с обычаями ...

...царских палатах родовитые бояре собирались «думать...

Задним умом крепок

Задним умом крепок кто-либо (ирон.) – о человеке, который не способен сообразить, принять нужное решение вовремя, о поздно спохватывающемся человеке. Оборот собственно русский, каламбурного происхождения. Рассматривается как результат контаминации выражений задним числом и думать задним местом.

...контаминации выражений задним числом и думать...

Известно(е) дело

ИЗВЕСТНО(Е) ДЕЛО, вводное сочетание То же, что «конечно, разумеется». Подробно о пунктуации при вводных словах и сочетаниях см. в Прил. 2. «О своей душе, известное дело, пуще всего думать надо», – сказала она со вздохом. Л. Толстой, Анна Каренина. По Сенной – известно дело – шнырит очень много голодных собак, охотящихся таким способом. В. Крестовский, Петербургские трущобы. От войны, известно дело, одно ...

...laquo;О своей душе, известное дело, пуще всего думать...

Примерно

ПРИМЕРНО, наречие То же, что «приблизительно». Не требует постановки знаков препинания. Это было примерно в половине четвертого и при ярком, но уже не палящем солнце. В. Маканин, Голоса. Суворова встречает его примерно полчаса спустя – одного, забрызганного грязью и почему-то выезжающего из зарослей. Б. Акунин, Турецкий гамбит. @ В народно-разговорной речи слово «примерно» может выступать в качестве вводного (в знач. «например, к примеру») и ...

...Стараюсь об ней, примерно, не думать – никак...

Помимо того, что

ПОМИМО ТОГО, ЧТО, союз Придаточные предложения, присоединяемые союзом «помимо того, что», выделяются (или отделяются) запятыми. При этом запятая обычно ставится и перед союзом (перед словом «помимо»), и между его частями (перед словом «что»). Это была дивная резиновая мысль, которую Полыхаев мог приспособить к любому случаю жизни. Помимо того, что она давала возможность немедленно откликаться на события, она также освобождала его от необходимости каждый раз ...

...освобождала его от необходимости каждый раз мучительно думать...

Положим

ПОЛОЖИМ, вводное слово Употребляется при выражении уступительного допущения; то же, что «пускай, хотя бы». Подробно о пунктуации при вводных словах и сочетаниях см. в Прил. 2. Я говорил себе: «Буду думать о другом. Ну, положим, о хозяине постоялого двора, у которого я пил чай». Л. Толстой, Крейцерова соната. Разве открытие Коперника или, положим, Колумба не казалось в первое время ненужным, смешным... А. Чехов, Три сестры. Положим, они важничают, но все-таки настоящие ...

...Я говорил себе: «Буду думать о другом....

Журнал

Русская языковая картина мира: как мудрость стала хохмой и можно ли думать сердцем

Как русская языковая картина мира соотносится с мировосприятием носителей других языков и культур? Какие языковые примеры позволяют нам сравнивать картины мира? Как были переосмыслены некоторые заимствованные в русский язык слова? Об этом — лекция доктора филологических наук, члена-корреспондента РАН Алексея Дмитриевича Шмелева. 

...Как русская языковая картина мира соотносится с ...

...Для нас привычно связывать мыслительную деятельность...

«Дорогие дети! Я в вас верю, всё будет в порядке!»

30 мая российские школьники будут сдавать ЕГЭ по русскому языку. Всё, что можно было выучить, выяснить и повторить, уже сделано, подготовка практически завершена. Осталось подойти к экзамену в бодром, уверенном и по возможности не слишком тревожном состоянии. Как родители и учителя могут поддержать ребенка в эти дни? Что можно посоветовать самим выпускникам? Грамота спросила об этом психолога Елену Морозову —  кандидата психологических наук, доцента Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования.

...30 мая российские школьники будут сдавать ЕГЭ по русскому...

...приток кислорода к головному мозгу и помогает активнее думать...

...Наверное, так бывает редко, не стоит думать, что именно...

Исследование: вежливое «пожалуйста» используется в просьбах реже, чем ожидалось

Слова пожалуйста и спасибо считаются универсальными составляющими вежливого общения. Мы привыкли думать, что эти слова следует употреблять независимо от обстоятельств, просто потому, что так принято. Но исследователи из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе выяснили, что в практике употребления слова пожалуйста гораздо больше нюансов, чем может показаться на первый взгляд. Авторы работы, опубликованной в журнале Social Psychology Quarterly, записали на видео ...

...Мы привыкли думать, что эти слова следует употреблять...

«Знают» или «считают»: выбор глагола в заголовке влияет на отношение к содержанию статьи

Может ли язык, используемый журналистами, повлиять на то, как будут восприниматься утверждения, вынесенные в заголовок новости? Очевидно, что может, поэтому заголовкам СМИ всегда уделяли много внимания. Оказалось, что для сообщений о научных фактах выбор слов тоже важен.  Ученые давно знают? Ученые считают? Ученые уверены? Исследователи из Стэнфордского университета выяснили: выбор формулировки может существенно влиять на то, как читатель воспримет информацию: будет ли он ...

...установленных, объективно существующих  фактах или будет думать...

Владимир Плунгян: «Русистам смотреть на другие языки не всегда привычно»

Про русский язык сегодня известно очень много. Чтобы сделать в русистике что-то действительно новое, хорошо бы посмотреть на описание языка радикально иначе. Такой взгляд со стороны типологии, как мне кажется, может быть продуктивным.

...Про русский язык сегодня известно очень много. Чтобы...

...языковом разнообразии и что исследователь языка должен думать...

Опрос: 71% россиян поддерживает идею обучать школьников использованию ИИ

Большинство россиян (71%) считают нужным учить детей работе с искусственным интеллектом в школе. Такой вывод следует из опроса ВТБ, проведенного в августе 2025 года. Единого мнения о том, как именно включать ИИ в школьную программу, у респондентов нет. 34% выступили за то, чтобы встроить обучение в уже существующие предметы. 24% считают необходимым ввести отдельный урок по работе с нейросетями. Еще 22% убеждены, что ...

...только цифровую грамотность, но и привычку думать...

«Чушпан» забыт, «краш» стабилен: какие сленговые слова были популярны в соцсетях в 2024 году

Сервис управления соцсетями LiveDune совместно с СПбГУ провел масштабное исследование современного российского интернет-сленга. Набор данных включал 56 млн комментариев, оставленных в самых популярных в России социальных сетях. Выявлением сленга занималась нейросеть «Ольга Станиславовна», созданная командой LiveDune специально для оценки тональности соцсетевого контента. Авторы проанализировали частотность использования сленговых слов и составили рейтинг самых распространенных.

...меняется русский язык, но совершенно точно не нужно думать...

Что мешает специалистам писать понятные тексты

Когда мы много знаем о какой-то теме, бывает трудно написать о ней так, чтобы наша мысль была понятна неспециалисту. Когнитивный психолог и психолингвист Стивен Пинкер предлагает несколько стратегий улучшения качества письма, которые помогут писать ясные и эффективные тексты с учетом разницы в картине мира между экспертом и его аудиторией. 

...Когда мы много знаем о какой-то теме, бывает трудно...

...Не стоит думать, что читатель знает всю терминологию...

...Аналогичным образом авторы перестают думать &mdash...

Классические книги о работе со словом учат писать профессионально в любом жанре

Учиться писать хорошо можно по-разному: и у тех, кто передал нам свой опыт работы с русским словом, и у классиков англоязычной редактуры, которые помогут увидеть основы профессии, не зависящие от языка. Грамота отобрала проверенные временем книги, которые помогут написать и структурировать текст, очистить его от «мусора» и стилистических ошибок, сделать качественным, выразительным и легко читаемым. 

...Учиться писать хорошо можно по-разному: и у тех, кто...

...Как писать хорошо (1976) Писать — значит думать...

Отсутствие внутренней речи мешает запоминать слова и находить рифмы

«И я думаю: как прекрасен этот мир», — пел Луи Армстронг. Способность размышлять, строить планы, оценивать мир с помощью слов для большинства из нас совершенно естественна. Но есть те, кому внутренняя речь недоступна — вплоть до того, что они считают ее художественным вымыслом. Авторы недавнего исследования решили проверить, как отсутствие внутренней речи влияет на способность запоминать слова и решать другие когнитивные задачи. Это состояние, при ...

...позволяет оценить, в какой мере человеку свойственно думать...

Больше точных совпадений не найдено, показать близкие результаты?

Показать
1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2025 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше