Подсказки для поиска
Точное соответствие
Найдено 417 результатов

Словари

Наречие времени
1.
Своевременно, когда это нужно; в назначенное время.
Всё об этом слове
Существительное, средний род, разносклоняемое
1.
философия Одна из двух (наряду с пространством) основных форм существования бесконечно развивающейся материи.
Необратимая последовательность существования всех явлений и предметов от прошлого к настоящему и будущему. Мера длительности всего происходящего, существующего, измеряемая секундами, минутами, часами, сутками и т.п. Последовательная смена минут, часов, дней, лет и т.п.
2.
Отрезок, промежуток в последовательной смене минут, часов, дней, лет и т.п.
Пора дня, недели, года и т.п., связанная с явлениями природы. Пора, часы, момент и т.п. отведённые для чего-либо, в которые происходит что-либо. Свободные от обычных занятий часы, дни и т.п.; досуг.
Всё об этом слове
Метасловарь

Ответы справочной службы

Добрый день. Подскажите, пожалуйста, какой частью речи является "во время" в случаях: вошёл во время урока, приехал во время дождя.

Сочетание во время — это предлог.

27 ноября 2025
Страница ответа
Здравствуйте! Ранее уже задавала вопрос относительно постановки запятой перед "и информацией о родственниках" в данном предложении: Когда солдат во время войны попадал на фронт, ему выдавали медальон, внутри которого нужно было спрятать два заполненных документа с фамилией, именем и отчеством, датой и местом рождения, и информацией о родственниках, которым нужно сообщить в случае смерти бойца. Вы ответили, что запятая не нужна. Не могли бы уточнить почему? Редактор считает, что запятая нужна, так как идет перечисление однородных членов

Если последний член ряда однородных членов предложения присоединяется союзами и, да, или, то запятая перед ним не ставится: Когда солдат во время войны попадал на фронт, ему выдавали медальон, внутри которого нужно было спрятать два заполненных документа с фамилией, именем и отчеством, датой и местом рождения и информацией о родственниках, которым нужно сообщить в случае смерти бойца.

15 ноября 2025
Страница ответа
Добрый день. Подскажите, пожалуйста, на какой материал опираться при определении предложения с однотипными сказуемыми в односоставных предложениях, которые могут быть расценены и как однородные, и как односоставные определенно-личные. Например: «Убеждай силой логики, фактами, не торопись навязывать своё мнение, уважай мнение собеседника, во время разговора следи за выражением своего лица так же, как и за речью». Это предложение сложное или простое с однородными? Очень просим помощи.

Однородность сказуемых определяется наличием общего подлежащего. В односоставных предложениях нет подлежащего, поэтому мы не можем говорить об однородных сказуемых. Убеждай силой логики, фактами, не торопись навязывать своё мнение, уважай мнение собеседника, во время разговора следи за выражением своего лица так же, как и за речью — это сложное предложение, в составе которого есть четыре односоставных определенно-личных части. Мороз и солнце; день чудесный! — тоже сложное предложение из трех частей; первые две связаны сочинительной связью, вторая и третья — бессоюзной.

14 ноября 2025
Страница ответа
Здравствуйте! 1. При входе в палату к больным капельными инфекциями, а в периоды, неблагополучные по заболеваемости гриппом, во все палаты (,) персонал обязан надевать одноразовые маски, закрывающие рот и нос. 2. Например, если во время лечения разовьется вторичная пневмония, приоритет сместится на ее лечение (,) и критерии эффективности будут оцениваться с учетом динамики этого осложнения. Запятые в скобках поставлены верно?

1. Уместнее всего оформить часть предложения как вставную конструкцию: При входе в палату к больным капельными инфекциями (а в периоды, неблагополучные по заболеваемости гриппом, — во все палаты) персонал обязан надевать одноразовые маски, закрывающие рот и нос. 2. Запятая в скобках поставлена верно: часть, начинающаяся после союза и, сообщает о том, что последует из ситуации, названной в предыдущей части, а к союзу и может быть добавлен соответствующий конкретизатор, например и тогда.

13 ноября 2025
Страница ответа
Здравствуйте. Правильно ли использовать в следующих ситуациях тире? 1). Он планировал объявить результаты недействительными ещё во время первого срока — в 2019 году. 2). По словам главы отдела, самолёты, солдаты, разговоры о ракетах — это бесполезное напряжение сил, а удары дорогими боеприпасами — смехотворная трата ресурсов. 3). «С Колумбией — сотрудничество и координация, а не подчинение, интервенция и тем более прямое вторжение». 4). Нужда, трудная жизненная ситуация, скука — у каждого своя причина вступить в группу. 5). Ещё в 2015 году город считался одним из самых опасных в мире из-за очень высокого уровня ограблений — свыше 100 случаев на 100 000 человек. 6). В финансовом 2022 году было зафиксировано больше 97 тыс. встреч, а в 2024 — уже 57 тыс. случаев.

Во всех этих предложениях тире поставлены правильно.

10 ноября 2025
Страница ответа
Добрый день! В контексте договора на создание внешнего образа (визаж, включает макияж и прическу) необходимо указать вид осуществления деятельности - произвести ретушь. Подскажите, как верно указать глагол-действие (произвести/осуществить), указывающий на коррекцию макияжа и прически во время показа..? "Исполнитель обязан произвести ретушь во время проведения показов"?..

Сочетание произвести ретушь вполне корректно.

8 ноября 2025
Страница ответа
Добрый день, дорогие коллеги! не нашла подобного вопроса и ваших объяснений на этот счет, поэтому спрашиваю. Встречается ли в русском языке управление "в уроке"? Можно ли писать "в этом уроке вы узнаете/ познакомитесь и т. д."? В Сети пользователи форумов, работающие в сфере образования, говорят, что "на уроке" означает во время учебного процесса, "в уроке" = "в материалах урока". В русской классике на сайтах Картаслов.ру и "Национальный корпус русского языка" примеров такого употребления единицы, преимущественно в текстах 19 века. Может быть, это недавно возникшая норма? Спасибо за ответ!

Слово урок — один из ключевых, базовых методических терминов. Едва ли есть основания говорить о «недавно возникших» нормах его употребления. Вероятно, вопрос заключается в другом: в степени усвоения методической терминологии, в знании норм ее уместного и точного употребления в той учебной сфере, о которой идет речь. Стандартная «школьная» фраза — на уроке вы узнаете. Сочетание в уроке может быть использовано при обсуждении самых разных аспектов «внутреннего» устройства учебного занятия.

1 ноября 2025
Страница ответа
Добрый вечер! Подскажите пожалуйста, верно ли утверждение, что словосочетание "ВЫЖИТЬ ПОСЛЕ" при использовании в качестве названия товаров, услуг и работ, а также в их рекламе, применяемых в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в силу своего семантического значения («ВЫЖИТЬ ПОСЛЕ» где «ВЫЖИТЬ» - остаться в живых, уцелеть, оправившись после болезни, потрясения, несчастной и тяжелой жизни; «ПОСЛЕ» - спустя некоторое время, потом, позже) применительно к таким товарам, как одежда, еда, мебель, медицинские изделия, медицинские приборы, образовательные курсы по оказанию первой помощи и навыкам выживания при чрезвычайных ситуациях в мирное время и во время военных конфликтов носит непристойный характер и может восприниматься как словосочетание, имеющее негативное, способное вызвать возмущение общества, значение? Или же возможно и правомерно считать, что выражение "ВЫЖИТЬ ПОСЛЕ" напротив символизирует преодоление угрозы жизни и "указывает" на способы спасения?

Ваш вопрос не вполне понятен. Сочетание выжить после вполне корректно и не имеет какой-либо яркой стилистической окраски. Например: У него был рак легких, и он составляет тысячную долю процента, относясь к категории счастливцев, которым удалось выжить после операции [Б. И. Вронский. Дневник (1964)]; Может ли человек выжить после нескольких ударов молнии? [Ольга Шотландия. Чудеса Бурятии // «Пятое измерение», 2002]; Тем немногим, кому все-таки удается выжить после употребления данного гриба, обычно приходится делать пересадку жизненно важных органов [Александр Панчин. Сумма биотехнологии. Руководство по борьбе с мифами о генетической модификации растений, животных и людей (2015)] и т. п.

1 ноября 2025
Страница ответа
Здравствуйте! подскажите, пожалуйста - "....во время пресс-конференции, которая состоялась..." - так грамотно писать?

Фрагмент предложения построен грамотно.

1 ноября 2025
Страница ответа
Подскажите, в предложении « В этом есть свое наслаждение – случайно находить грибы в малознакомых и непопулярных местах во время катания на велосипеде.» можно ли поставить тире так, как оно стоит сейчас?

Да, постановка тире здесь соответствует правилам: оно отделяет определительный инфинитивный оборот с пояснительным значением, стоящий в конце предложения.

31 октября 2025
Страница ответа

Справочники

Во время оно

Во время оно (книжн.) – когда-то очень давно. Старославянское по происхождению выражение. Оно – «то» – устаревшее указательное местоимение краткой формы, которое указывало на что-то очень далекое, давно произошедшее.

...Во время оно (книжн.)...

Луназа

Луназа (Lughnasa) – один из четырех больших ежегодных кельтских фестивалей. Это фестиваль урожая, который проводится в конце июля. "Танцы во время Луназы" (Dancing at Lughnasa) – название фильма (производство: CША, Великобритания, Ирландия; студия: Capitol films). 1936 год. Гражданская война в Испании. Европа взбудоражена происходящими переменами. Но на юге Ирландии, где о войне знают только понаслышке, все готовятся к ежегодному празднеству – танцам во время Луназы.

..."Танцы во время Луназы" (Dancing at Lughnasa...

...готовятся к ежегодному празднеству – танцам во...

...время Луназы....

Членение предложения с помощью точки

§ 9. При парцелляции (т. е. при расчленении повествовательного предложения на самостоятельные части) ставится точка: После десятилетки устроилась работать почтальоном, развозила почту. На велосипеде (Ток.); Спой, Рая... Нашу. Десятого непромокаемого батальона. Любимую (Друн.); Он [аист] вернулся домой. Туда, где родился (газ.); И он [Лермонтов] писал. Ночами, при зажженной свече, во время прогулки по парку, затаиваясь в его уголках (Чив.); Весной, в начале сева, в Быстрянке появился новый ...

...Ночами, при зажженной свече, во время прогулки по парку...

Пройти сквозь огонь и воду и медные трубы

Пройти (сквозь) огонь и воду (и медные трубы) - 1) многое испытать в жизни, стать опытным; 2) иметь сложное, небезупречное прошлое, сделаться пройдохой; 3) быть женщиной легкого поведения. Древнее выражение интернационального характера, связанно с понятием «божьего суда», с представлениями о воде и огне как очищающих веществах. Приставка и медные трубы появилась, предположительно, во время Отечественной войны 1812 года в военной среде. Медные трубы - ...

...;и медные трубы появилась, предположительно, во...

...время Отечественной войны 1812 года в военной среде...

...время которого кипящая на огне смесь воды и солода...

VII. Запятые при обстоятельственных оборотах

§ 153. Запятыми выделяются: 1. Деепричастия, как с пояснительными словами, так и без них, кроме таких одиночных деепричастий и деепричастных оборотов, которые примыкают непосредственно к сказуемому и по своему значению приближаются к наречию, например: Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропой сходила к берегу. Лермонтов Подъехав к подошве Койшаурской горы, мы остановились возле духана. Лермонтов Недавно я узнал, что Печорин, возвращаясь из Персии, умер. Лермонтов Степан ...

...своей жене, доктор принадлежал к числу натур, которые во...

...время душевной боли чувствуют потребность в движении...

Коклюшница

Коклюшница ­и сама не болеет коклюшем, и не лечит больных коклюшем. Это мастерица, плетущая кружева с помощью специальных палочек – коклюшек (от диал. коклюха 'палка, дубинка'). Происхождение слова интересное. В отличие от названия болезни, которое пришло из французского языка (фр. соquеluсhе < лат. cuculus 'кукушка', видимо, по характеру кашля во время болезни), коклюшка, по мнению Макса Фасмера, автора «Этимологического словаря русского языка», могло ...

...cuculus 'кукушка', видимо, по характеру кашля во...

...время болезни), коклюшка, по мнению Макса Фасмера,...

Сливанье

Сливанье – от глагола сливать. У Даля читаем: "Сливать пиво, брагу, спускать с дрожжей, переливать жижу в другую посудину, покидая гущу". Это же слово встречается в "Домострое": ...А мед сытити самому, а как кишет хоромина, та запечатати, самому толко назирати, и хто бы тут не ходил, а сливати самому же, а на сливанье бы не пили же, а вино курити самому неотступно же быти или кто верен прямо тому приказати... У Бунина: пробуют мёд во время ...

...У Бунина: пробуют мёд во время переливания, процеживания...

Алаверды

Алаверды – слово означает «передачу слова другому во время застолья». В переносном значении в разговорной речи также употребляется как существительное среднего рода в знач. «ответный подарок, ответные действия»: наше алаверды. Как указывает «Новый словарь иностранных слов» Е. Н. Захаренко, Л. Н. Комаровой, И. В. Нечаевой, слово пришло к нам из грузинского языка. Возможно, что оно восходит к арабскому allah 'бог' и турецкому verdi 'дал'

...ndash; слово означает «передачу слова другому во...

...время застолья»....

Краповые береты

В каком значении используется слово краповый в словосочетании краповый берет и почему? Ответ найден... в биологическом словаре. Дело в том, что прилагательное краповый должно (согласно правилам) писаться так: крапповый, так как оно образовано от существительного крапп (это растение Rubia tinctoria, семейство мареновых). В таком написании – крапп – это слово зафиксировано во многих словарях, например: Русский орфографический словарь РАН / ...

...символизирует цвет крови военнослужащих, пролитой во...

...время боевых действий и учебных занятий, это цвет...

Катавасия

Исходное значение слова катавасия – это припев (заключительный ирмос), который поется на богослужении (утрени) во время канона. Катавасии повторяются после каждой песни канона, поются на гласы (гласы – восемь типов мелодий в церковном пении, сменяющих друг друга каждую неделю). Раньше канон пели, а не читали; каждую песнь канона пел один хор – левый или правый. Катавасию пели два хора (клироса) одновременно, сходясь при этом вместе на середину церкви. Отсюда и ...

...заключительный ирмос), который поется на богослужении (утрени) во...

...время канона....

Учебник

Обособленные обстоятельства

Смотря на предложение, найдите обстоятельство. Выделяйте обстоятельства смотря по обстоятельствам. Загадочную историю (не)обособления слова «смотря» и других раскрываем в правиле.

...Смотря на предложение, найдите обстоятельство. Выделяйте...

...Обособленные обстоятельства...

...употребляется в значении ‘в качестве’: Во...

...время прогулки по городу я использовала телефон как...

Журнал

Дети, рожденные в пандемию, медленнее овладевают языком

Во время пандемии COVID-19 жители многих стран столкнулись с ограничениями на встречи, посещение общественных мест и мероприятий. Исследователи из Автономного университета Мадрида попытались выяснить, как эта ситуация отразилась на владении языком у детей, рожденных во время или накануне пандемии. Авторы сравнили оценки языкового развития 153 детей в возрасте от 18 до 31 месяца. Часть из них были рождены с октября 2019 по декабрь 2020 года, а часть — раньше (эту группу ...

...Во время пандемии COVID-19 жители многих стран столкнулись...

...время или накануне пандемии....

...Результаты показали, что дети, родившиеся во время...

Исследование: мозг детей реагирует на живое чтение книг уникальным образом

Многие родители чувствуют: когда они читают книгу вместе с ребенком, он не просто слушает историю. Он улавливает эмоции, интонации, видит выражение лица. Мозг малыша настраивается не только на текст, но и на взаимодействие с другим человеком. Группа исследователей из Бостонского университета (США) решила сравнить, что происходит в мозге детей во время прослушивания живого чтения и при просмотре видеоролика, иллюстрирующего историю, с аудиодорожкой, на которой чтец ее читает. В исследовании ...

...США) решила сравнить, что происходит в мозге детей во...

...время прослушивания живого чтения и при просмотре...

...Человеческое общение во время чтения создает особое...

Исследование: разговор о культурных различиях важен для взаимопонимания в группе

Межкультурное общение давно стало частью нашей жизни. Хотим мы того или нет, но разница культурных норм накладывает отпечаток на взаимодействие людей. Избегают ли собеседники обсуждения своих различий или же, наоборот, открыто говорят о них? Этому вопросу посвящено исследование Стефани Алексы Штадлер, профессора филологического факультета Университета Досися (Япония). Штадлер изучила более трех часов записей формальных (рабочих) и неформальных взаимодействий между людьми из 19 разных стран ...

...Штадлер заметила, что во время бесед на профессиональные...

... Главным движущим фактором во время таких бесед...

Обсуждение событий прошедшего дня с детьми способствует развитию речи

Известно, что обсуждение с детьми книг с картинками без слов очень полезно для развития речи. Однако не всем детям нравится это занятие, а некоторым родителям оно может показаться скучным или вызывать стресс. Новое исследование, проведенное Флоридским Атлантическим университетом в сотрудничестве с Орхусским университетом в Дании, выявило альтернативный (и в чем-то более эффективный) способ развития речи ребенка. Это беседы о прошедших ...

...of Applied Developmental Psychology, показали, что во...

...ребенка говорить расширенными предложениями, чем во...

...время изучения книги или игры....

Фонетист Игорь Исаев рассказывает о русских диалектах

Русский язык не ограничивается литературным вариантом. В русских деревнях можно услышать разные диалекты, которые сохранили древние черты. В двух выпусках подкаста (1, 2) «Глагольная группа», а также в интервью журналу «Системный Блокъ» лингвист-диалектолог, заместитель директора Института языкознания РАН Игорь Исаев рассказал о своем опыте участия в диалектологических экспедициях.

...Русский язык не ограничивается литературным вариантом...

...Во время поездки из Гусь-Хрустального во Владимир он...

...  Во время экспедиции важно найти настоящего...

В Москве проходит VII форум «Языковая политика в РФ»

В этом году в работе форума принимают участие около 270 человек, представляющие 68 субъектов РФ. Среди участников — представители Исполнительного комитета СНГ, ЮНЕСКО, ведущих ИТ-компаний, образовательных и научных центров России, Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана. Таким образом, впервые за семь лет форум проходит в международном формате. Участники обсудят исследования и достижения в области изучения русского языка, поделятся опытом разработки учебных материалов и новых методик ...

...Во время форума пройдет награждение лауреатов VII Всероссийской...

Российские школьники заняли призовые места на Международной олимпиаде по лингвистике

31 июля завершилась XXI Международная олимпиада по лингвистике. Представлявшая Россию команда «Белка», в состав которой вошли ученики московских школ, завоевала четыре награды (два «серебра» и две «бронзы») и вышла на второе место по среднему баллу участников. Соревнование для школьников из 36 стран проходило в Бразилии. Во время первого (индивидуального) тура участникам нужно было выполнить пять лингвистических ...

...Во время первого (индивидуального) тура участникам...

Ужели слово найдено?

Самое базовое понятие лингвистики до сих пор не до конца осмыслено и требует дополнительных исследований. Некоторые ответы дает наблюдение за людьми, страдающими афазией, пишет в журнале «Наука и жизнь» доктор филологических наук Владимир Алпатов.

...Самое базовое понятие лингвистики до сих пор не до...

...Романович Лурия изучал афазии у контуженных на поле боя во...

...время Великой Отечественной войны и выделил тип, названный...

Конференция о письменной культуре и истории письма пройдет в Казани 17–19 октября

Международная научная конференция «История письма европейской цивилизации и письменная культура народов России» станет одним из значимых событий проекта «История письма европейской цивилизации». Ее организуют Санкт-Петербургский институт истории РАН, Академия наук Республики Татарстан, Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН и Библиотека Российской академии наук. В программе — доклады о кириллических, греческих, латинских и арабографических письменных ...

...Во время конференции пройдет презентация книг, подготовленных...

Опрос: экзамен по русскому языку — самый сложный для школьников

Выпускников и девятиклассников больше всего пугают ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку, показал опрос, проведенный платформой онлайн-образования «Умскул» (о его результатах сообщает Газета.ru). Следом идет математика (из-за нее тревожатся 17% одиннадцатиклассников и 25% девятиклассников), на третьем месте — обществознание (15% и 10%). Опрошенные считают, что результат в большей степени зависит от качества подготовки и объема знаний (85%), а также от везения (48%) и уровня стресса (43%).

...Школьники очень ценят поддержку родителей во время...

Больше точных совпадений не найдено, показать близкие результаты?

Показать
1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2025 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше