В разных контекстах Вильгельм фон Гумбольдт подчеркивал различные аспекты языка. Отсюда — его разные определения. В контексте же настоящей статьи для нас имеют главное значение два гумбольдтовских понимания языка — деятельностно-речевое («Язык есть деятельность») и системно-знаковое («Язык есть система знаков»). Из первого из них вытекает возможность проследить, в каком соотношении в учении Гумбольдта находятся семасиологизм и ономасиологизм, а из второго — в каком соотношении в нем представлены язык и речь.
...В предпочтении говорящего перед слушающим В. Гумбольдт...
...В контексте же настоящей статьи для нас имеют главное значение два гумбольдтовских понимания языка — деятельностно-речевое («Язык есть деятельность») и системно-знаковое («Язык есть система знаков»)....
...Имея в виду деятельность говорящего, В....
...Деятельность слушающего протекает в направлении «речь — языковая система / языковая форма — внеязыковое содержание», а деятельность говорящего — в обратном направлении: «внеязыковое содержание — языковая форма / языковая...
... Гумбольдт имел в виду не что иное, как речевую деятельность, а не языковую систему. Язык многоаспектен. Вот почему мы можем найти у В. Гумбольдта множество его определений....
...Говорящий, вместе с тем, начинает свою деятельность «с совокупности подлежащих выражению мыслей», которые сначала переводятся в языковые формы, а затем — в речевые....
...Язык есть не продукт деятельности (Ergon), а деятельность (Energeia)»1. Последняя фраза в этой цитате стала крылатой. Многие почитатели В. Гумбольдта видели в ней квинтэссенцию всей гумбольдтовской концепции языка. В ней черпали вдохновение Г. Штайнталь и А....
...Ономасиологическая доминанта в лингвистической концепции...
Премию имени М. В. Ломоносова I степени за научные работы Ученый совет МГУ присудил Наталье Лукашевич — доктору технических наук, ведущему научному сотруднику НИВЦ МГУ и профессору кафедры теоретической и прикладной лингвистики филологического факультета. Наталья Лукашевич создала цикл статей о методах автоматического анализа текстов на русском языке (включая их классификацию, извлечение информации, анализ тональности, семантический анализ и другие виды аналитической обработки ...
...Лауреатом главной премии МГУ стала доктор технических...
...Ломоносова («Ломоносовскую премию») Московский государственный университет присуждает своим профессорам, преподавателям и научным сотрудникам за научную или педагогическую деятельность с 1944 года....
...Также премию за педагогическую деятельность присудили доценту факультета журналистики МГУ Михаилу Штудинеру — автору «Словаря трудностей русского языка для работников СМИ» и «Словаря образцового русского ударения». Премию имени М. В....
...Ломоносовскую премию 2023 года вручили за исследования...
Конференция Межпарламентской Ассамблеи СНГ — центральное событие Года русского языка как языка межнационального общения. Участники проведут дискуссии по следующим направлениям: современное положение русского языка как языка межнационального общения в СНГ и в мире; потенциал русского языка в сфере гуманитарного сотрудничества; вопросы изучения русского языка как родного и иностранного в странах Содружества и за его пределами; русский язык как язык нормотворчества в государствах —
...Место проведения — Санкт-Петербург, но возможно дистанционное...
...распространения русского языка, параметры его функционирования в образовательном пространстве; русский язык как международный язык дипломатии; интеграционные возможности деятельности русскоязычных театров и кинематографа в государствах — участниках СНГ; русский язык и профессиональная переводческая деятельность...
...Конференция «Русский язык — основа интеграционного...
Научный центр по сохранению, возрождению и документации языков России в составе Института языкознания РАН приглашает на Весеннюю школу «Как передать язык детям». Школа пройдет 30 и 31 марта 2024 года в онлайн-формате на платформе Zoom. Цели школы: обсудить практику внутрисемейной передачи языков; развеять мифы, сложившиеся вокруг этой темы; предложить работающие инструменты, которые помогут заинтересовать детей родным языком; поделиться ...
...Школу для билингвальных семей проводит Научный центр...
...Запланированы встречи с детскими клубами и рассказы о том, как совместная деятельность детей и взрослых по созданию медиаконтента способствует передаче родного языка....
...30–31 марта пройдет онлайн-школа «Как передать язык...
За последние несколько недель прошла волна мероприятий и публикаций по поводу русского языка, словно давняя озабоченность наконец-то оформилась в конкретные мысли и отчетливые намерения. Это прежде всего акция «Народный диктант», инициаторы которой — журналисты «Российской газеты» — поставили эксперимент на себе и тем самым заслужили право предложить проверить свои знания по русскому языку отечественным чиновникам и политикам всех уровней и ветвей власти. За диктантом «по Льву Толстому» последовали выступления известных языковедов и деятелей культуры о русском языке как родном, как языке межнационального общения и как одном из мировых языков.
...Закон о рекламе как дамба от «аэроволн»...
...За последние несколько недель прошла волна мероприятий...
...С давних времен, наверное, с эпохи средневековых цехов и гильдий, была осознана необходимость регулировать профессиональную деятельность посредством правил и нормативов, выработанных внутри самого профессионального сообщества....
...Во всем мире рекламная деятельность, как и многие другие сферы, регулируется специальным законодательством — национальными Законами о рекламе и подзаконными актами и постановлениями, а также законодательными документами в смежных сферах деятельности....
...Если реклама признаётся ненадлежащей, это позволяет применить к ней соответствующие меры — от запрета на показ и помещения контррекламы до аннулирования лицензии на рекламную деятельность и обращения в суд, вплоть до возбуждения уголовных дел по признакам преступлений в области рекламы....
...Право и профессиональную этику — на службу интересам...
Как русская языковая картина мира соотносится с мировосприятием носителей других языков и культур? Какие языковые примеры позволяют нам сравнивать картины мира? Как были переосмыслены некоторые заимствованные в русский язык слова? Об этом — лекция доктора филологических наук, члена-корреспондента РАН Алексея Дмитриевича Шмелева.
...Лекцию Алексея Шмелева можно посмотреть на YouTube...
...Как русская языковая картина мира соотносится с ...
...Для нас привычно связывать мыслительную деятельность с головой, а чувства — с сердцем. Мы говорим светлая голова, доброе сердце, ум с сердцем не в ладу....
...Русская языковая картина мира: как мудрость стала хохмой...
Ведущая программы «Наблюдатель» Фекла Толстая пригласила представителей близкой ей филологии, членов-корреспондентов РАН Елену Березович и Ирму Муллонен, академиков Алексея Гиппиуса и Николая Казанского, чтобы расспросить об их научных интересах и состоянии академической науки в России. Встреча была приурочена к трехсотлетию Российской академии наук, которое отмечается в этом году.
...В телепередаче «Наблюдатель» члены Российской академии...
...Ведущая программы «Наблюдатель» Фекла Толстая...
...Человеку свойственно познавать, язык в частности, а язык существует в развитии, — так Алексей Гиппиус описал свою деятельность. — Я занимаюсь древнерусскими текстами, берестяными грамотами....
...В языке все уже изучено или ученым есть чем заняться...
Для читателей, интересующихся историей языкознания, мы выбрали несколько книг, написанных отечественными учеными в последние десятилетия. Они дают представление о том, что такое лингвистика, как она связана с другими научными дисциплинами, чем научный подход к языку отличается от любительского и как исторические обстоятельства XX века влияли на судьбу научных идей и тех, кто их отстаивал.
...Представляем книги, написанные специалистами для широкой...
...Для читателей, интересующихся историей языкознания,...
...В книге рассказывается и о развитии ряда научных дисциплин в течение последнего столетия, и об особенностях личностей ученых, выдвигавших те или иные идеи и концепции, и о влиянии на судьбу и деятельность этих ученых времени, в которое они жили....
...Лингвистика как наука: границы, история, действующие...
Когда носитель русского языка оказывается в Болгарии, то невольно удивляется: «А почему тут все написано нашими буквами?» Хотя мы и привыкли воспринимать русский алфавит как нечто родное, те же болгары стали использовать кириллические буквы раньше нас. Когда и зачем возникла кириллица, кто разработал новый алфавит и как он связан с глаголицей, латиницей и греческим алфавитом?
...Кирилл и Мефодий вместе с учениками придумали не только...
...Когда носитель русского языка оказывается в Болгарии...
...История возникновения древнего общеславянского литературного языка: переводческая деятельность Кирилла и Мефодия и их учеников. М. : Мартис, 1997. Дурново Н. Н....
...Существовала также паннонская теория, согласно которой в основу старославянского лег диалект Паннонии (там некоторое время вели миссионерскую деятельность Кирилл и Мефодий); жители Паннонии были предками современных словенцев....
...Два брата и два алфавита: история изобретения славянской...
Функциональная грамотность отличается от умения читать и писать, то есть от просто грамотности. Она имеет прямое отношение к тому, как человек работает с информацией: извлекает ее, обрабатывает, оценивает, излагает, применяет на практике, решает с ее помощью бытовые задачи. Как обстоит дело с функциональной грамотностью и чем отличаются в этом смысле подростки и взрослые? Мы поговорили об этом с заведующей лабораторией социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования Московского городского педагогического университета Екатериной Асоновой.
...Мало прочитать и понять, нужно формулировать мысли...
...Функциональная грамотность отличается от умения читать...
....: Функциональная грамотность — это то, что формируется в деятельности, а деятельность всегда предметна. Поэтому было бы странно ввести какой-то отдельный урок функциональной грамотности....
...Например, когда мы запускаем проектную деятельность по биологии, мы понимаем, что работаем именно на понимание того, зачем нужен предварительный этап поиска информации и почему мы не выдаем готовые темы, а формулируем их вместе с учениками....
...Екатерина Асонова: «Развитие функциональной грамотности...