горожа́нин, -а, мн. -а́не, -а́н
ГОРОЖА́НИН, -а, мн. -а́не, род. -а́н, дат. -а́нам, м. Человек, живущий в городе; ант. сельчанин, деревня. // ж. горожа́нка, -и, мн. род. -нок, дат. -нкам. Горожанам трудно привыкнуть к неспешному ритму деревенской жизни.
Ответы справочной службы
Названия без родового слова склоняются: работаю на «Красноармейце», проинформировал «Горожанина», «Сельского курьера». Но: работаю на заводе «Красноармеец», проинформировал газеты «Горожанин» и «Сельский курьер». Существительное москвич в значении 'автомобиль' — неодушевленное: сел в москвич.
Слово гражданин многозначно. Основное его значение - 'лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства'. Также слово гражданин имеет значение 'житель города; горожанин', но оно является устаревшим. Поэтому в стилистически нейтральном контексте нужно писать жители.
Однако в особом стилистическом употреблении возможно и сочетание граждане Москвы, например: Но право голоса дано цензовым избирателям не для их личного использования, а для отражения в подаваемом голосе чувств и взглядов подавляющего большинства граждан Москвы (Из газ.). Также существует звание почетного гражданина Москвы.
Справочники
Митрополит – 1. Высший почетный титул некоторых епископов в православной и католической церкви, управляющих крупными епархиями. 2. Духовное лицо, имеющее такой титул. Космополит – сторонник космополитизма – идеологии так называемого мирового гражданства. Космполитизм предполагает отказ от национальной принадлежности во имя идеи единого человеческого рода, единого мирового государства; ставит интересы человечества выше интересов отдельной нации. Космополитизм выступает ...
...Производное от него polithς означает гражданин, горожанин...
Журнал
Что происходит с языком сегодня? Одни лингвисты считают, что он упрощается и деградирует, теряя падежи и термины родства. Другие верят, что он, как живой организм, снова и снова находит способы адаптироваться к изменившейся реальности. Лингвист Валерий Шульгинов предлагает заглянуть в самый центр этого лингвистического водоворота и понять, что же приводит его в постоянное движение. Возьмем, к примеру, городскую жизнь: как она влияет на наши языковые привычки?
...Что происходит с языком сегодня? Одни лингвисты считают...
...активист, лингвист, интернет-тролль или самый обычный горожанин...
Раскройте любое издание, включите любой телеканал — и перед вами развернутся целые миры, о существовании которых вы могли и не подозревать. «Глобальные» претензии современной рекламы (зачастую абсурдные) отображает московский рекламный еженедельник «Экстра М»: «Мир кожи в Сокольниках» и «Электромир», «Мир потолка», «Мир окон» и «Мир ванн» (это названия московских магазинов). Группа компаний «Инрост», продавая обогреватели, зовет в «Мир идеального климата», «Весь мир Canon в магазинах „Конверс“!», «Мир мобильной связи» и «Волшебный мир компьютеров» (это слоганы — рекламные девизы).
...Раскройте любое издание, включите любой телеканал ...
...и посетитель этого кафе, и бегущий мимо горожанин...