волнова́ть(ся), -ну́ю(сь), -ну́ет(ся)
ВОЛНОВА́ТЬСЯ, волну́юсь, волну́ется \\ в формах с сочетанием м[с’]: волну́емся... – волну́е[м]ся; в форме волнова́лся – волнова́[л]ся; в формах с сочетанием ющ: волну́ющийся... – волну[йу]щийся и допуст. волну́[и]щийся; о произношении форм с конечными -ся, -сь см. § 145.
ВОЛНОВА́|ТЬСЯ, волну́|юсь, -ется, -ются, несов., V а, неперех.
● 1.0. 1 и 2 л. не употр. Находясь в неспокойном состоянии, быть покрытым волнами (о воде, большой массе полевых растений и т. п.). Море волнуется.
2.0. Находиться в неспокойном, возбуждённом психическом состоянии, вызванном опасением, страхом, тревожным ожиданием и т. п. Син. беспоко́иться, <трево́житься>, боя́ться. Ср. не́рвничать.
Волноваться за сына (за детей, за больного, за Лену, за чью-л. жизнь, за чью-л. судьбу …). Волнов
Ответы справочной службы
Правильно: не́ о чем волноваться, не́ о чем говорить, но ни о чём не волноваться, ни о чём не говорить.
Оба выражения корректны, однако имеют разное значение. Сходить с ума по кому-чему — очень увлекаться кем-чем-н., быть в восторге, восхищении от кого-чего-н. Сходить с ума от кого-чего — сильно беспокоиться, тревожиться, волноваться, нервничать из-за кого-чего-н.
Целесообразно оформить часть предложения как вставную конструкцию: У мамы — именно потому, что она мать, — есть право волноваться, переживать, заботиться, контролировать, иметь ожидания и требования.
Тире в подобных предложениях факультативно и ставится при наличии паузы (см. «Справочник по русскому языку. Пунктуация» Д. Э. Розенталя, параграф 5.5).
Это сложноподчиненное предложение. Часть что нужно сделать является придаточной и выделяется запятыми. Между подлежащим и сказуемым главной части (всё и перестать волноваться) необходимо тире. Правильно: А всё, что нужно сделать, — это перестать волноваться.
Запятая не требуется.
Ошибки нет. Можно волноваться и за кого-то, и о ком-то. Оба варианта правильны.
См. ответ на вопрос № 274568.
Верно: Мать не пришла от этого в восторг, но и загодя волноваться не стала, решила: побегает мальчик и успокоится.
Эта замечательная книга впервые была опубликована в 1972 году. Тогда – в 1960-х и начале 1970-х – употребление слова переживать без дополнения в значении 'волноваться' (я переживаю) было новым, непривычным и вызывало некоторое отторжение у носителей языка (особенно старшего поколения). Об этом новом употреблении писал и Корней Чуковский в книге «Живой как жизнь» (1962):
«...Молодежью стал по-новому ощущаться глагол переживать. Мы говорили: «я переживаю горе» или «я переживаю радость», а теперь говорят: «я так переживаю» (без дополнения), и это слово означает теперь: «я волнуюсь», а еще чаще: «я страдаю», «я мучаюсь». Такой формы не знали ни Толстой, ни Тургенев, ни Чехов. Для них переживать всегда было переходным глаголом».
Словом, переживать 'волноваться' прошло тот самый путь, который проходит почти каждое языковое новшество: от неприятия и отторжения (в первую очередь старшим поколением носителей языка) до постепенного признания его нормативным. Сейчас глагол переживать в этом значении входит в состав русского литературного языка, никакой «пошлости» в нем нет. Правда, в некоторых словарях это значение пока еще дается с пометой разг. «разговорное».
Справочники
Сложное предложение — предложение, которое состоит из двух или нескольких частей, связанных в одно целое по смыслу и интонационно. По структуре части представляют собой простые предложения. Объединяясь в составе сложного предложения, простые предложения сохраняют в основном свое строение, но перестают характеризоваться смысловой законченностью и утрачивают интонацию конца предложения. Сложные предложения делятся на союзные (в качестве средства связи частей выступают союзы ...
...nbsp; Если ты не позвонишь, я буду волноваться...
Журнал
Как эволюционирует язык и как он связан с мышлением, почему языки умирают и можно ли их возродить, какую роль выполняют эмодзи в устно-письменном языке интернета — обо всем этом рассказала лингвист, член Орфографической комиссии РАН Мария Ровинская на канале «Мослекторий».
...Как эволюционирует язык и как он связан с ...
...mdash; второй вариант может заставить собеседника волноваться...
Что нужно знать родителям школьника, у которого проснулся интерес к устройству языка? Какие есть возможности проверить себя и узнать больше о лингвистической науке? Анастасия Пучкова и Алексей Старченко — тренеры и руководители команды, которая представляет Россию на Международной олимпиаде по лингвистике. Они рассказали Грамоте о том, как выбрать олимпиаду, увеличить шансы на победу и получить дополнительные баллы при поступлении.
...Что нужно знать родителям школьника, у которого...
...mdash; выиграть российскую олимпиаду и больше не волноваться...
Как бы преподаватель ни относился к заимствованным словам, он должен научить студента правильно и уместно пользоваться этой лексикой. Для этого нужно объяснять не только значения заимствованных слов, но и их сочетаемость, системно-языковые отношения с синонимами, антонимами, родо-видовыми и тематическими включениями в родственные лексические группы.
...Как бы преподаватель ни относился к заимствованным...
...аттенция (внимание, уважение к кому-либо), ондироваться (волноваться...
Нередко книжный язык воспринимают как эталонный, а к разговорному относятся пренебрежительно. Есть ли тут иерархические отношения? В чем особенности разговорной речи, как она соотносится с литературной нормой и с просторечием? Почему ее интересно изучать лингвистам? Мы спросили об этом кандидата филологических наук, ведущего научного сотрудника Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН и одного из авторов-составителей «Толкового словаря русской разговорной речи» Анну Владимировну Занадворову.
...Нередко книжный язык воспринимают как эталонный, а&...
...Например, слова паниковать в значении ‘волноваться...