Подсказки для поиска
Точное соответствие
Найден 81 результат
учебное заведение

УЧЕ́БНОЕ ЗАВЕДЕ́НИЕ, заведе́ни|я, род. мн. заведе́ний, ср., нд., II г, с оттенком офиц.

Учреждение, к-рое занимается обучением и воспитанием, даёт образование.

Высшее / сокр. вуз (среднее, специальное, среднее специальное, государственное, муниципальное, частное, закрытое, привилегированное, специализированное, педагогическое, медицинское, музыкальное, известное, знаменитое, престижное, старейшее …) учебное заведение. Учебное заведение какого-л. профиля …; учебные заведения Москвы … Учащийся (выпускник

учебное заведение

учебное заведение см. школа

учебное
УЧЕ́БНОЕ АУДИ́РОВАНИЕ (англ. guided listening). Вид аудирования, являющийся средством обучения восприятию иноязычной речи на слух. На занятиях по У. а. формируются навыки узнавания лексико-грамматических единиц аудиотекста, механизмы аудирования, развивается речевой слух. Для этого используются упражнения, направленные на преодоление трудностей аудирования на уровне его содержания, формы, условий предъявления текста. В зависимости от характера работы с аудиотекстом выделяются интенсивное и эк
учебное кино
УЧЕ́БНОЕ КИНО́. Аудиовизуальное средство обучения, широко используемое на занятиях по языку для знакомства со страной изучаемого языка и формирования языковой и коммуникативной компетенции. В России сведения о возникновении У. к. относятся к 1896 г., когда Русское техническое общество в Санкт-Петербурге организовало лекции о кинематографе как средстве наглядного обучения. Для изучающих русский язык как иностранный в 70–80-е гг. XX в. было выпущено большое число учебных ки

Ответы справочной службы

Здравствуйте. В фразе "Учебное пособие посвящено актуальной проблеме педиатрии – лихорадочным состояниям у детей и рациональной тактике их диагностики и терапии" должно быть тире или двоеточие? АктуальнОЙ проблемЕ или актуальнЫМ проблеАМ? Заранее благодарю.

Более уместно единственное число существительного проблема, потому что заболевания, их диагностика и терапия образуют комплексное явление. Пояснительная конструкция в конце предложения отделяется тире.

18 ноября 2025
Страница ответа
Что такое односоставное и двусоставное предложение? Как их отличать и определять, чтобы не запутаться? Дайте совет 🫶, возможно есть видео-уроки, схемы как это выглядит?

Посмотрите размещенное на нашем портале учебное пособие Е. И. Литневской «Русский язык: краткий теоретический курс для школьников».

4 ноября 2025
Страница ответа
Здравствуйте! По "ГОСТ Р 7.0.100-2018" (пункт 4.6.5.) предписанные знаки пунктуации выделяются пробелами до и после. Двоеточие - предписанный знак, значит, до и после него должен быть пробел. Подскажите, пожалуйста, правильно ли расставлены пробелы по госстандарту (фрагмент списка литературы из курсовой работы): 1. Гегечкори, Е. Т. Программирование на языке Python : учебное пособие / Е. Т. Гегечкори. — Омск : ОмГТУ, 2023. — 172 с. Отмечу, что похожий пример есть в самом документе "ГОСТ Р 7.0.100-2018" (страница 113). Просьба обратить внимание на пробелы: Жукова, Н. С. Инженерные системы и сооружения : учебное пособие : в 3 частях / Н. С. Жукова, В. Н. Азаров ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Волгоградский государственный технический университет. – Волгоград : ВолгГТУ, 2017... Я уже задавала подобный вопрос (номер 327432), мне ответили, что первый пробел перед двоеточием не нужен, что противоречит госстандарту. Просьба разобраться в вопросе подробно.

Вы правы, двоеточие в этом случае представляет собой предписанный знак пунктуации, по ГОСТу перед ним ставится пробел. Ответ № 327432 исправлен.

4 ноября 2025
Страница ответа
Здравствуйте! Оформляла список литературы в курсовой работе по стандартам, однако преподаватель нашел две ошибки (лишний пробел после Python и такой же лишний пробел после "М."): 2. Гуриков, С.Р. Основы алгоритмизации и программирования на Python : учеб. пособие / С.Р. Гуриков. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2022. — 343 с. — ISBN: 978-5-16-016906-4. Библиографическое описание пособия выглядит так: Гуриков, С. Р. Основы алгоритмизации и программирования на Python : учебное пособие / С.Р. Гуриков. — Москва : ИНФРА-М, 2022. — 343 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-016906-4. Подскажите, пожалуйста, прав ли преподаватель, если хочет, чтобы написание источника выглядело следующим образом: 2. Гуриков, С.Р. Основы алгоритмизации и программирования на Python: учеб. пособие / С.Р. Гуриков. — М.: ФОРУМ : ИНФРА-М, 2022. — 343 с. — ISBN: 978-5-16-016906-4. Также просьба ответить, соответствует ли мой вариант "ГОСТ Р 7.0.100–2018".

Пробел перед двоеточием или точкой с запятой в библиографическом описании сигнализирует о том, что перед нами не обычный грамматический знак препинания, а знак предписанной пунктуации, см. наш ответ № 323170.

3 ноября 2025
Страница ответа
Здравствуйте! Уместны ли тире в следующих предложениях и правильно ли расставлены запятые перед тире? 1). Кто эти люди — расскажем в статье. Далее «категории граждан, имеющие возможность уйти в отпуск» (цитата для контекста): 2). Люди, которых отозвали из отпуска, — неизрасходованные дни отдыха могут дополнить отпуск в грядущем рабочем году либо использоваться в удобное время в текущем году. 3). Один из родителей, воспитывающих (-щий?) несовершеннолетнего ребенка-инвалида, — право на отпуск имеется вплоть до дня наступления совершеннолетия ребенка. 4). Один из родителей, работающих (-щий?) в районах Крайнего Севера, — при сопровождении ребенка (до 18 лет) в другую местность для поступления в учебные заведения.

1. Тире в предложении Кто эти люди — расскажем в статье корректно.
2. В контексте перечисления групп людей названия этих групп можно оформить в отдельные предложения, как именительный темы: Люди, которых отозвали из отпуска. Неизрасходованные дни отдыха могут дополнить отпуск в грядущем рабочем году либо использоваться в удобное время в текущем году.
3. Определение согласуется с существительным родителей. Пунктуация аналогична п. 2: Один из родителей, воспитывающих несовершеннолетнего ребенка-инвалида. Право на отпуск имеется вплоть до дня наступления совершеннолетия ребенка.
4. Высказывание нужно отредактировать, построив аналогично приведенным в п. 2 и 3: Один из родителей, работающих в районах Крайнего Севера. Право на отпуск имеется для сопровождения ребенка (до 18 лет), поступающего в учебное заведение в другой местности.

23 октября 2025
Страница ответа
В предложении "Так что, если вам близок стиль «Общение и поддержка», советуем самостоятельно начать строить такое учебное комьюнити" название стиля мотивации точно должно писаться с большой буквы?

Условное название стиля нужно писать в кавычках и с прописной буквы: Так что, если вам близок стиль «Общение и поддержка», советуем самостоятельно начать строить такое учебное комьюнити.

25 августа 2025
Страница ответа
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как правильно построить словосочетание с главным словом "пара" в значении 'учебное занятие в колледже или вузе': "пара математики" или "пара по математике"?

В данном контексте слово пара употреблено в разговорном значении 'учебное занятие по одному предмету в высшем или среднем специальном учебном заведении, состоящее из двух учебных часов (по 45 минут каждое)', поэтому корректно: пара по математике.

21 июля 2025
Страница ответа
Определите вид глаголов в следующих предложениях: 1. Он вдруг заходил по комнате. 2. Я заходил за ним по пути в школу. Вопрос. может ли во втором предложение глагол заходил употребляться в совершенном виде. То есть в значение сов.вида

Мы уверены, что это учебное задание вы сможете выполнить самостоятельно.

12 февраля 2025
Страница ответа
Здравствуйте, вопрос о строчной/прописной букве в начале стихотворной цитаты с опущенными первыми словами предложения. Например: "...стою близ моря на скале; / Стою, задумчивость питая". Действуют ли в этом случае правила из справочника Мильчина, все приведенные там примеры - с цитатами из прозы. Согласно им нужна прописная буква в первом слове "стою". Подскажите, как будет корректно написать цитату в приведенном примере - со строчной или прописной буквы, если она дана в образовательном контенте (например, для школьников) 1) как отдельное предложение (без слов автора в начале и конце), допустим, в рамках теста, где несколько цитат нужно сопоставить с автором; 2) с предшествующими словами авторами; 3) с последующими словами автора или пояснениями разного типа. Подскажите, на какие правила цитирования именно стихотворных текстов можно опираться (укажите источник, пожалуйста) и есть ли особые требования к точности цитат для обучающих изданий?

Полагаем, что действует то же правило, то есть следует писать прописное С: ...Стою близ моря на скале; / Стою, задумчивость питая.

Что касается выбора варианта, вопрос не очень понятен, так как надо  представлять себе, что это за учебное пособие, как оформлены другие материалы. Мы бы, наверное, выбрали такой вариант: «Я здесь стою близ моря на скале; / Стою, задумчивость питая». Особые правила цитирования стихотворных текстов нам неизвестны (кроме того, что эти тексты можно набирать в подбор, показывая разбиение на строки косой чертой). Точность цитат одинакова для всех изданий (если только это не намеренное искажение текста или автор не хочет подчеркнуть, что он или его персонаж вспоминает цитату: «Что-то там, тати-тата…»). Единственное, что в обучающих изданиях, где цитат очень много, они, полагаем, не всегда нуждаются во внутритекстовых или постраничных ссылках на источник, но библиографический список в конце нужен, хотя бы потому, что, прочитав цитату, скажем, из Пушкина, читатель может удивиться, не найдя приведенные строки в своем издании, поскольку текст цитировался по другому собранию сочинений.

7 февраля 2025
Страница ответа
Добрый день. Какой морфемный разбор слова "вуз" считается актуальным на сегодняшний день? Просьба ответить со ссылками на словари и статьи

Сложносокращенным называется сложное существительное, образованное без соединительной гласной, в котором усечение одной или обеих его частей осуществляется безотносительно к морфемному членению слова.

Сложносокращенное слово вуз (высшее учебное заведение) состоит из трех усеченных производящих основ: «Эти части являются сокращенными, усеченными символами целых слов и только так воспринимаются в современной языковой практике» (В. В. Лопатин, И. С. Улуханов «О некоторых принципах морфемного анализа слов (к определению понятия сложного слова в современном русском языке) // ИЗВЕСТИЯ АКАДЕМИИ НАУК СССР (отделение литературы и языка), 1963, том XXII, вып. 3). 

Эта трактовка структуры слова вуз отражена в «Словообразовательном словаре русского языка» А. Н. Тихонова.

18 декабря 2024
Страница ответа

Справочники

Знаки препинания при оформлении перечней и правила рубрицирования

§ 164. Деловые, а также научные, специальные тексты часто включают в себя различные перечни, составные части, которые требуют условных обозначений. Такие перечни нуждаются в соблюдении последовательности в использовании обозначений рубрик (разделов, подразделов, глав, подглавок и т. д.), а сам текст — в логической четкости членения. Последнее достигается применением ряда технико-пунктуационных правил. Для обозначения частей перечней используются: прописные буквы и римские ...

...в связи с получением жилплощади; в) принят в учебное...

...выбывает для продолжения образования или окончил учебное...

Автор Петрова, или Названия «неженских» профессий

Слова без парных образований В деловой речи существует ряд наименований лиц мужского пола, к которым нет параллельных соответствий женского рода. К ним относятся: административные и должностные названия: адвокат, делегат, депутат, консультант, корреспондент, министр, мэр, премьер-министр, помощник (депутата), посол, президент, референт, руководитель, советник, эксперт; обозначения ученых степеней: академик, доктор наук, доцент, кандидат наук, профессор, член-корреспондент; названия лиц по ...

...nbsp;– девушка, окончившая закрытое среднее учебное...

Рецензия

Вопрос Как правильно: рецензия на что или рецензия о чем? Рецензия, -и, ж. р. Критический отзыв о каком-нибудь сочинении, фильме, спектакле и т. п. Впервые зафиксировано в 1806 в «Новом словотолкователе, расположенном по алфавиту» Н. Яновского (СПб., 1806). Из нем. Rezension, от лат. resenio – рассмотрение, переоценка. Слово рецензия управляет вин. п., предл. п. Вин. п - рецензия на что: рецензия на новые поступления, рецензия на ...

...дипломную работу, рецензия на диссертацию, рецензия на учебное...

Пансион и пансионат

Пансион – 1) в дореволюционной России и в некоторых странах: закрытое среднее учебное заведение с общежитием: пансион благородных девиц, воспитываться в пансионе; 2) то же, что пансионат (устар.): хозяйка пансиона; 3) полное содержание (питание, уход) живущих у кого-н., где-н.: комната с пансионом, на полном пансионе жить у кого-н. Пансионат – гостиница с полным содержанием для живущих в ней.

...дореволюционной России и в некоторых странах: закрытое среднее учебное...

Пепиньерка

Пепиньерка  – девушка, окончившая закрытое среднее учебное заведение и оставленная в нем для педагогической практики (в России до 1917 г.). А вот пепиньер – это не юноша-выпускник, а дополнительный класс в закрытых женских учебных заведениях для подготовки наставниц (пепиньерский класс). Слово происходит от франц. pépinière 'рассадник, питомник' < pépin 'зернышко, семечко'.  Но есть и несловарное толкование ...

...nbsp;– девушка, окончившая закрытое среднее учебное...

Волчий билет

Волчий билет (паспорт) – в дореволюционной России так называли документ с отметкой о неблагонадежности, закрывавший доступ на государственную службу, в учебное заведение и т. п. Сегодня фразеологизм употребляется как резко отрицательная характеристика о работе кого-либо. Происхождение этого оборота обычно объясняют тем, что человеку, получившему такой документ, не разрешалось жить на одном месте более 2˜–3 дней и ему приходилось скитаться, подобно волку. Но, скорее ...

..., закрывавший доступ на государственную службу, в учебное...

Журнал

Лингвист Александр Летучий написал книгу о сложностях русского синтаксиса

Это учебное пособие предназначено для студентов филологических факультетов, может использоваться для дополнительного профессионального образования учителей, а также рассчитано на всех, кого интересует лингвистика. Автор рассматривает разные подходы к объяснению синтаксических явлений в русском языке. 

...Это учебное пособие предназначено для студентов филологических...

...синтаксис: структурные и неструктурные объяснения: учебное...

В Саратове умерла старейший российский лингвист Ольга Сиротинина

Ольга Борисовна Сиротинина (1923—2025) 18 июля скончалась Ольга Борисовна Сиротинина — старейший советский и российский лингвист, доктор филологических наук, много десятилетий проработавшая в Саратовском государственном университете. Она была создателем и руководителем Саратовской школы изучения функционирования современного русского языка, занималась проблемами культуры речи, языком СМИ, функциональными стилями литературного языка. Ее кандидатская диссертация (1949) ...

...на факторы ее достижения» (Саратов, 2021), учебное...

Классические книги о работе со словом учат писать профессионально в любом жанре

Учиться писать хорошо можно по-разному: и у тех, кто передал нам свой опыт работы с русским словом, и у классиков англоязычной редактуры, которые помогут увидеть основы профессии, не зависящие от языка. Грамота отобрала проверенные временем книги, которые помогут написать и структурировать текст, очистить его от «мусора» и стилистических ошибок, сделать качественным, выразительным и легко читаемым. 

...Учиться писать хорошо можно по-разному: и у тех, кто...

...Сборник используется как учебное пособие в ряде курсов...

Школьникам о русском языке: энциклопедии, беседы, лингвистические задачи

В эту подборку вошли в основном разного рода словари и энциклопедии для средней и старшей школы, изданные в последние 20 лет, и несколько книг для детей младшего школьного возраста, только начинающих задумываться об устройстве языка, на котором они говорят. 

...В эту подборку вошли в основном разного рода словари...

...представляет собой и теоретический справочник, и учебное...

Словарь аббревиатур русского языка как государственного определит нормы для разных типов сокращений

Аббревиатуры часто вызывают затруднения: носители языка не могут их расшифровать или не знают, как произносить и склонять; специалисты спорят о том, как их лучше описывать и кодифицировать. В № 37 журнала «Вопросы лексикографии» (2025) вышла статья филолога Валерии Рязановой, которая участвует в разработке нормативного «Словаря аббревиатур русского языка как государственного».

...Аббревиатуры часто вызывают затруднения: носители языка...

...;ее род может поменяться: вуз — высшее учебное...

По случаю 8 Марта предлагаем вспомнить забытые названия женских профессий

Банкаброшница — это не банковская работница, а работница, обслуживающая прядильную машину. Название профессии происходит от французского банкаброш (banc a broches, букв. «станок со спицами»). Это слово представлено в «Толковом словаре русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова (1935–1940) как неологизм, технический термин. Толкуется оно так: ‘машина в бумагопрядильном производстве, разбивающая массу хлопкового волокна на отдельные, более ...

...Пепиньерка — девушка, окончившая закрытое среднее учебное...

Завершилась масштабная программа методических мероприятий для преподавателей русского языка за рубежом

«Зашла за сертификатом, а ухожу с чемоданом знаний и умений», — так охарактеризовала участница программу методических мероприятий «Организация курсового обучения русскому языку как иностранному за рубежом», которая завершилась 28 ноября 2024 года. В течение пяти недель более 1500 преподавателей из 110 стран мира проходили обучение по программе, которая была разработана учебным центром «Мир русских учебников» при ...

...электронные сертификаты, а также подписку на учебное...

Мелетий Смотрицкий: архитектор славянской грамматики

Русский язык стал таким, каким мы его знаем сегодня, не сразу. Он прошел долгий путь, впитывая в себя конструкции церковного языка, народные говоры и иностранные заимствования. Правила грамотной речи тоже не появились сами собой. И здесь велика роль ученых, которые формировали представление о языковой норме. Одним из первых таких систематизаторов был Мелетий Смотрицкий.

...Русский язык стал таким, каким мы его знаем сегодня...

...знаменитую Острожскую школу-академию, первое высшее учебное...

Научный стиль: точность не в ущерб понятности

Даже тот, кто не посвятил жизнь науке, сталкивается с текстами, написанными в научном стиле. Любой реферат или доклад, учебник или научно-популярный блог использует особые языковые средства, которые отвечают его задачам. Текст в этом функциональном стиле не просто передает информацию, но стремится доказать ее истинность, ценность, а во многих случаях и новизну.

...Даже тот, кто не посвятил жизнь науке, сталкивается...

...для студентов технических направлений подготовки: Учебное...

Грамота меняется, но не изменяет себе

Этой осенью Грамота вступает в эпоху перемен. В чем будут заключаться эти перемены? Какая идея стоит за ними? И, самое главное, будет ли Грамота по-прежнему самым авторитетным сетевым источником сведений о русском языке? О смысле обновления и планах на будущее рассказывает главный редактор портала Ксения Киселева.

...Этой осенью Грамота вступает в эпоху перемен. В чем...

...экономит время и деньги), в образовании (хорошее учебное...

Больше точных совпадений не найдено, показать близкие результаты?

Показать
1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2025 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше