Подсказки для поиска
Точное соответствие
Найден 151 результат

Словари

Глагол, совершенный вид, переходный
1.
Употребить, использовать, осуществить что-либо на деле, на практике.
Всё об этом слове
Метасловарь
применить

ПРИМЕНИ́ТЬ, применю́, приме́нит; применённый; применён, применена́, применено́, применены́ \\ [п]римени́ть; в форме приме́нят приме́[н’ə]т и допуст. устарелое приме́[н’у]т; в формах с сочетанием нн: применённый... – применё[нн]ый, в беглой речи возможно применё[н]ый.

применить

ПРИМЕНИ́|ТЬ, применю́, приме́н|ит, -ят, прич. страд. прош. применённ|ый, кратк. ф. ж. применен|а́, сов., V б; применя́|ть, -ю, -ет, -ют, несов., V а; перех.

Обратиться, прибегнуть к помощи чего-л., делая, выполняя, осуществляя что-л., а ткж. осуществить что-л. на практике.   Син. испо́льзовать, употребля́ть, по́льзоваться.

Применять какой-л. метод (какой-л. способ, какую-л. методику, какую-л. теорию, какое-л. правило, какой-л. закон, какие-л. знания, какую-л. тактику, какой-л. опыт, какие-л. меры, ка

применить
ПРИМЕНИ́ТЬ, -меню́, -ме́нишь; применённый; -нён, -нена́, -нено́; св. что (к кому-чему). Употребить, использовать, осуществить что-л. на деле, на практике. П. новый способ лечения. П. новые технологические процессы при обработке металлов. П. свой опыт, свои познания. П. на деле, в жизни. П. к кому-л. строгие меры. П. теорию к практике. Применя́ть, -я́ю, -я́ешь; нсв. Применя́ться, -я́ется; страд. Примене́ние (см.).

Ответы справочной службы

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как правильно написать в содержании инструкции применяемые документы или применимые документы? Заранее спасибо!

Выражения применяемые документы и применимые документы имеют разное значение, поэтому необходим более широкий контекст. Применяемые — такие, которые на самом деле применяются; применимые — такие, которые возможно применить.

10 сентября 2025
Страница ответа
Здравствуйте. Вопрос о числительных. Тире или дефис ставить? Не могу применить правило "от и до", не хватает понимания. Помогите, пожалуйста. Примеры: 1. В ближайшие пять - семь лет не собираюсь переезжать. 2. Пенсии в пять-семь тысяч рублей едва ли будет хватать. 3. Файлы объёмом шестьсот - семьсот мегабайт. Мне кажется, здесь нельзя применить "или", речь о целом периоде значений. Нет? В этих примерах значение "от... до"?

Корректно: 1. В ближайшие пять-семь лет не собираюсь переезжать. 2. Пенсии в пять-семь тысяч рублей едва ли будет хватать. 3. Файлы объёмом шестьсот — семьсот мегабайт.

В третьем предложении речь идет (по всей видимости) действительно о количественных пределах: файлы объемом от шестисот до семисот мегабайт. В первом и втором — о приблизительном количестве: то ли пять, то ли семь, не слишком важно.

10 сентября 2025
Страница ответа
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, можно ли применить слово "вменять" в контексте, подразумевающим значение присвоить или внушить. Приведу пример: "Другие видят в огне и оставленных им шрамах особую красоту, вменяющую иное видение этого мира." Не смотря на то что в словарях обычно пишут что это слово может использоваться в значениях "Приписывать" или "Присваивать", нет примеров именно с подобным применением слова.

Слово вменять относится к категории глаголов, описывающих умственную, интеллектуальную деятельность людей. Именно этим объясняется отсутствие примеров употребления этого глагола в сочетании со словами, обозначающими абстрактные понятия или предметы.

2 августа 2025
Страница ответа
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как пунктуационно оформить предложение с прямой речью, в котором за двоеточием после слов автора следует несколько реплик (а) одного говорящего (например перечисление разновременных или разнородных высказываний или мыслей одного лица, не составляющих одного цельного монолога) (б) нескольких говорящих (как, например, при передаче разнообразия мнений или реакций разных людей). В справочнике по пунктуации для (а) описаны только случаи с двумя репликами, между которыми есть союз (Не говорить же: «Эй, собака!» или «Эй, кошка!» ). А как быть, когда перечислено несколько реплик и каждая оканчивается восклицательным знаком? Для (б) есть только случаи с перемежающимися высказываниями двоих собеседников, т.е. передача диалога с тире между всеми репликами. А как расставить знаки, если реплики представляют собой не диалог, а разрозненные высказывания? Спасибо!

В этом случае ничто не мешает применить правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения, например: Меня обуревали противоречивые чувства. В разное время хотелось прокричать: «​​​Эй, собака!», «Эй, кошка!», «Эй, бобёр!», «Эй, божья коровка!»; Чего только люди тогда не выкрикивали! «Эй, собака!», «Эй, кошка!», «Эй, бобёр!», «​​​​​​​Эй, божья коровка!».

1 августа 2025
Страница ответа
Здравствуйте! Сомневаюсь в правильности написания фразы в кавычках - с большой буквы или маленькой, ставить перед кавычками двоеточие или нет? - в следующем предложении: Это тот самый момент, когда полагается сказать «У меня нет другого выбора». Или так надо: Это тот самый момент, когда полагается сказать «у меня нет другого выбора», или же так: «Это тот самый момент, когда полагается сказать: «У меня нет другого выбора»? Как все-таки правильно?

Здесь приводится прямая речь в некоторой предполагаемой или типичной ситуации. Нужно применить правила оформления прямой речи: Это тот самый момент, когда полагается сказать: «У меня нет другого выбора».

11 июля 2025
Страница ответа
Добрый день! На вопрос № 322282 вы отвечаете, что нужно тире в предложении: Как удалось применить результаты обучения и какие советы сработали на практике — Виктория рассказывает в статье. Объясните, пожалуйста, на основании какого конкретно правила здесь нужно тире, а не запятая.

В приведенном предложении тире предпочительно, поскольку в нем две придаточные части, расположенные перед главной (см. пункт 3 параграфа 124 полного академического справочника «Правила русской орфографии и пунктуации» под ред. В. В. Лопатина), однако запятая тоже возможна — по общему правилу постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении (Как удалось применить результаты обучения и какие советы сработали на практике, Виктория рассказывает в статье). Ошибочной будет только постановка сразу двух знаков — и запятой, и тире.

Здравствуйте! В учебном тесте на не/ни встретилось предложение: "Нет такого уголка на острове, где бы ни побывал путешественник". Но мне кажется, что нужно "где бы не побывал", потому что "не" относится к глаголу: нет места, где он не был, а не к слову "где". Как правильно применить правило из Розенталя на правописание "ни"?

Вы правы. Правильно здесь: где бы не побывал путешественник.  

Здравствуйте, уважаемые сотрудники Грамоты! Помогите, пожалуйста, определить, верно ли поставлены в предложении запятая и тире: Как удалось применить результаты обучения и какие советы сработали на практике, — Виктория рассказывает в статье.

Нужно убрать запятую после однородных придаточных в начале предложения, для их отделения от главной части достаточно поставить тире: Как удалось применить результаты обучения и какие советы сработали на практике — Виктория рассказывает в статье.

2 марта 2025
Страница ответа
Здравствуйте! Ответьте, пожалуйста, какие нужны знаки препинания, нужны ли кавычки и прописная буква в предложении: А она все твердила: ты полежи, отдохни. Или: А она все твердила: "Ты полежи, отдохни".

В этом предложении дословно передаются чьи-то слова, так что рекомендуется применить здесь правила оформления прямой речи: А она все твердила: «Ты полежи, отдохни».

18 февраля 2025
Страница ответа
У нас возник спор относительно знаков препинания в предложении ниже. Нужно ли в нем тире? Они с любовью и трепетом развивают таланты и способности детей в различных направлениях: от изобразительного искусства и музыки до робототехники и программирования, – проводя интересные занятия и организуя увлекательные мероприятия.

Пунктуация при оборотах с предлогами от... до... не кодифицирована. Такой оборот не представляет собой однородный (перечислительный) ряд с обобщающим словом: в нем обозначены только границы этого ряда, а существительные, составляющие конструкцию, стоят в разных формах. К этому обороту можно применить правило о пояснительных конструкциях и выделить его с помощью парных запятых или тире: 

  • Они с любовью и трепетом развивают таланты и способности детей в различных направлениях — от изобразительного искусства и музыки до робототехники и программирования, — проводя интересные занятия и организуя увлекательные мероприятия. (Предпочтительный вариант, здесь выстраивается иерархия понятий.)
  • Они с любовью и трепетом развивают таланты и способности детей в различных направлениях, от изобразительного искусства и музыки до робототехники и программирования, проводя интересные занятия и организуя увлекательные мероприятия. (Допустимый вариант.)
23 января 2025
Страница ответа

Справочники

Цель оправдывает средства

Цель оправдывает средства - об оправдании безнравственных способов достижения целей. Калька с итальянского il fine giustifica i mezzi. Авторство приписывается писателю и политическому деятелю Италии Н. Макиавелли. Эта мысль была высказана им в сочинении  «Государь» (1532). Аналогичные мысли находятся у философа Гоббса (1588-1679), который в книге  «О гражданине» писал:  «...всякий имеет право применить все средства и ...

...raquo; писал:  «...всякий имеет право применить...

Журнал

Екатерина Асонова: «Развитие функциональной грамотности — это в том числе работа с личным опытом»

Функциональная грамотность отличается от умения читать и писать, то есть от просто грамотности. Она имеет прямое отношение к тому, как человек работает с информацией: извлекает ее, обрабатывает, оценивает, излагает, применяет на практике, решает с ее помощью бытовые задачи. Как обстоит дело с функциональной грамотностью и чем отличаются в этом смысле подростки и взрослые? Мы поговорили об этом с заведующей лабораторией социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования Московского городского педагогического университета Екатериной Асоновой.

...Функциональная грамотность отличается от умения читать...

...Способность самостоятельно применить знания и навыки...

...ситуации человек вспомнил то, чему его учили, и сумел применить...

Как измерить сложность и сбалансированность языка в учебниках?

Тексты учебников должны не только соответствовать программе, но и быть доступными, разнообразными по жанрам и стилям, насыщенными актуальной лексикой. Можно ли объективно оценить такие сложные характеристики? Специалисты из Института Пушкина Антонина Лапошина и Мария Лебедева применили количественные методы к анализу учебников русского языка для начальной школы. 

...Тексты учебников должны не только соответствовать программе...

...Если применить эту методику к оценке текстов учебников...

Пять вдумчивых книг о чтении для тех, кому интересен и процесс, и результат

Всем знакома картинка, на которой обезьяна поэтапно превращается в человека, в руках у которого на последней стадии эволюции появляется книга. Мы выбрали пять книг, которые посвящены влиянию чтения на людей, роли библиотек в современном цифровом мире, методам повышения продуктивности чтения и  тому, как заинтересовать книгами детей.

...Всем знакома картинка, на которой обезьяна поэтапно...

...материалом для лучшего усвоения информации, чтобы потом применить...

Выбор лица: как глагол согласуется с подлежащим типа «ты и я»

В русском языке глагол-сказуемое согласуется с подлежащим по лицу и числу в настоящем времени и по роду и числу в прошедшем. Когда подлежащее выражено одним словом — существительным или местоимением, с согласованием не возникает проблем. Но если подлежащее нетипичное, возможны разные варианты. Применить корпусные методы к таким конструкциям сложно, потому что в корпусе они почти не встречаются. Но можно изучать их методами экспериментального синтаксиса. 

...В русском языке глагол-сказуемое согласуется с подлежащим...

...предложение от неграмматичности в ситуации, когда применить...

Завершилась масштабная программа методических мероприятий для преподавателей русского языка за рубежом

«Зашла за сертификатом, а ухожу с чемоданом знаний и умений», — так охарактеризовала участница программу методических мероприятий «Организация курсового обучения русскому языку как иностранному за рубежом», которая завершилась 28 ноября 2024 года. В течение пяти недель более 1500 преподавателей из 110 стран мира проходили обучение по программе, которая была разработана учебным центром «Мир русских учебников» при ...

...для себя полезную информацию, которую можно будет применить...

В апреле 2024 года в Узбекистане прошла Неделя русского языка

Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга совместно с учебно-издательским центром «Златоуст» провели просветительские мероприятия по русскому языку, литературе и культуре России для преподавателей, филологов-русистов, учащихся из числа соотечественников. Подробности Недели русского языка в Узбекистане читайте в репортаже наших коллег.

...Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга совместно...

...«Много полезных упражнений, которые можно применить...

Как учат иноязычных детей в разных странах мира

Россия не первая страна, которая сталкивается с задачей адаптации мигрантов. В декабре 2024 года Госдума приняла в трех чтениях закон, запрещающий зачислять в российские школы детей-неграждан, которые не владеют русским языком. Чему учит мировой опыт обучения иноязычных детей и  что говорит об этом международное право? Попробуем посмотреть на общую картину.

...Россия не первая страна, которая сталкивается...

...международном праве разработан комплекс мер, которые могут применить...

Чат-боты GPT и другие: что думают лингвисты о больших языковых моделях

Со второй половины 2010-х годов компьютерные языковые модели совершили революцию в обработке текстов. Они научились осмысленно отвечать на вопросы, делать переводы, писать рассказы и даже романы. Лингвисты восприняли эту революцию неоднозначно: кто-то — с оптимизмом, а кто-то — со скепсисом. 

...Со второй половины 2010-х годов компьютерные языковые...

...только начала появляться, казалось, что достаточно применить...

Легко ли быть грамотным?

Грамотные люди вызывают у окружающих сложные чувства. С одной стороны, они пользуются авторитетом, к ним испытывают уважение. С другой, грамотная устная и письменная речь некоторым кажется излишеством: раз меня все равно понимают, зачем мучиться и учить правила? Кроме того, одни, как принято думать, обладают врожденной грамотностью, а другие не могут справиться с буквами из-за дислексии и дисграфии. И все-таки грамотность сегодня становится таким же полезным навыком, как умение строить отношения с коллегами или говорить на иностранном языке. Какая грамотность нам нужна в эпоху спелл-чекеров и чатботов? Попробуем подступиться к этой важной теме.

...Грамотные люди вызывают у окружающих сложные чувства...

...этом в школьном курсе словесности нет возможности применить...

Как правильно произносится это слово? Отвечают орфоэпические словари

Орфоэпия — это система норм литературного произношения. Владение этими нормами облегчает общение, позволяет производить хорошее впечатление и иметь репутацию образованного человека. Но иногда мы не знаем, как правильно произнести слово, или не уверены, что слышали его от грамотных людей. В этом случае понадобится актуальный и авторитетный орфоэпический словарь.

...Орфоэпия — это система норм литературного...

...» для глагола предвосхитить ‘сделать, применить...

Больше точных совпадений не найдено, показать близкие результаты?

Показать
1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2025 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!