Подсказки для поиска
Точное соответствие
Найдено еще 1 167 результатов

Словари

Существительное, мужской род, 2-е склонение
1.
с прописной буквы. По религиозным представлениям: творец неба и земли, всего сущего; всеведущий высший разум, управляющий миром; всеобщее мировое начало (имеет множество имён: Творе́ц, Созда́тель, Всевы́шний, Вседержи́тель, Всемогу́щий и др.; в христианстве един в трёх лицах: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой).
Обычно при нежелании простить. Употребляется при усилии вспомнить что-либо. Обычно с извинением за скромное угощение.
2.
(чего или какой) При политеизме: одно из сверхъестественных существ, управляющих какой-либо частью мирового целого, покровительствующих кому-, чему-либо.
Обычно какому-либо роду деятельности.
Всё об этом слове
Существительное, мужской род, 2-е склонение
1.
английское
dog - собака. Порода крупных короткошёрстных собак чёрной, серой или мраморной масти. Собака такой породы.
Всё об этом слове
Существительное, мужской род, 2-е склонение
1.
В иудаизме: о человеке, не исповедующем иудаизм; язычник.
2.
О человеке, который по вере или национальности не принадлежит к евреям; чужой.
Всё об этом слове
Метасловарь

Ответы справочной службы

Здравствуйте! Готовлюсь к сдаче ОГЭ по русскому языку и встретила затруднение в задании, где нужно было найти фразеологизм. Ключи к сборнику утверждают, что в предложении: " Стёкла пенсне чуть подрагивали, в них отсвечивало солнце, будто то и дело вспыхивали огоньки." содержится фразеологизм. Я не могу понять, какое из сочетаний слов в данном примере является фразеологизмом? Помогите, пожалуйста, разобраться.

Мы также не видим фразеологизма в этом предложении.

17 августа 2019
Страница ответа
В задании ОГЭ вопрос: "Выпишите слово, в котором правописание приставки не определяется правилом (является исключением". Ответ: "сделать" из предложения: "Что я должен сделать?" Это ошибка? Разве есть какие-то исключения в случае с приставкой "с"?

В школе правило формулируется примерно так: в приставках на з и с перед звонким согласным пишется буква з, а перед глухим согласным – с. В этом случае приставка с- (у которой нет пары з-) оказывается исключением: бездомный, беспредельный, но сделать, списать.

10 февраля 2015
Страница ответа
Задание ОГЭ предлагает подобрать к словосочетанию "деревянный дом" (согласование) синонимичное, построенное на основе управления. Ответ "дом из дерева" проверяющие засчитывают как неверный. Каким должен быть верный ответ?

Дом из дерева - верный ответ.

Как правильно указать написание "так_же" (слитно, раздельно, через дефис) в рекламном объявлении: Строка первая: ИТ-курсы, подготовка к ЕГЭ и ОГЭ по математике и информатике для школьников Строка вторая: Так_же обучаем разработке игр, математике, физике и английскому

Следует писать слитно: Также обучаем...

31 января 2020
Страница ответа
В продолжение к вопросу № 306751. Можно ли считать корректным задание (из задания 5 ОГЭ) "НАКАЗАНИЕ -в корне слова пишется непроверяемая безударная гласная" - о каком гласном идёт речь, если с современной точки зрения их в корне 2, один непроверяемый, второй можно проверить?

В орфографии принят более этимологический подход к членению слова на морфемы, опирающийся на языковую интуицию. Носители языка часто чувствуют родство слов, отнесение которых к однокоренным с точки зрения современных смысловых, структурных, словообразовательных связей сомнительно. Слова, в которых членение слова на морфемы - дискуссионный вопрос, не должны служить материалом для проверки знаний в формате ОГЭ и ЕГЭ. Составители КИМ стремятся такие проблемные слова в реальных экзаменационных заданиях не давать.

В слове наказание вторую а можно проверить словом наказанный.

14 октября 2020
Страница ответа
Здравствуйте! Насколько корректно будет говорить "решать ОГЭ по русскому'?

Глагол решать (экзамен) здесь не подходит. Возможный вариант: проходить ОГЭ по русскому.

12 декабря 2019
Страница ответа
Объясните, пожалуйста, почему нужна запятая в следующей конструкции (по мнению авторов ОГЭ), ведь часть предложения со слов "поскольку" (и исходя из этого "долгие годы") относится к двум первым частям предложения (поясняет/расшифровывает обе): Долгие годы Русь была страной деревянной (ЗАПЯТАЯ) и её крепости, терема и избы строились из дерева, поскольку дерево для русского человека - возможность воплощения строительной красоты, чувства пропорций и слияния архитектурных сооружений с окружающей природой. Заранее большое спасибо!

Часть предложения, начинающаяся со слова поскольку, относится все-таки только к части, непосредственно ей предшествующей (её крепости, терема и избы строились из дерева): именно в этой части излагается факт. Часть долгие годы Русь была страной деревянной заключает в себе авторскую обобщающую оценку. Заметим, что в этом предложении нарушена логика: авторская обобщающая оценка Русь была страной деревянной не является причиной того, что крепости, терема и избы строились из дерева; рядоположными эти утверждения (оценка и факт, обосновывающий оценку) также считать нельзя. Следовательно, союз и здесь неуместен, гораздо лучше было бы обойтись без союза и поставить после первой части двоеточие; в части, начинающейся с поскольку, также есть недочеты, которые желательно устранить: Долгие годы Русь была страной деревянной: её крепости, терема и избы строились из дерева, поскольку для русского человека дерево — это возможность воплощения строительной красоты, чувства пропорций и слияния архитектурных сооружений с окружающей природой.

26 июня 2024
Страница ответа
Почему в предложении "Мы взяли с собой всё необходимое: продукты, одежду, тёплое бельё" определение "тёплое" также относят к однородным членам? Подобные задания встречаются в вариантах заданий ОГЭ и ЕГЭ.

Ваш вопрос непонятен. Прилагательное теплое является определением к последнему дополнению из ряда однородных: продукты, одежду, бельё. Если к слову, входящему в ряд однородных членов, относятся зависимые слова, то вся группа таких слов (главное + зависимые) рассматривается как один компонент. При этом зависимое слово не меняет свою синтаксическую функцию, определение остается определением. В ЕГЭ и ОГЭ нет заданий, в которых требовалось бы некорректно охарактеризовать определение к слову из ряда однородных членов.

23 июня 2023
Страница ответа
Здравствуйте! При морфемном разборе слов : "впечатлительный" , "осаждать" и "старинный", были выделены корни слов-осажд, впечатл и старин. Все это было исправлено учителем, и корни слов получились-сажд, печатл, стар. Слово "осаждать" было в контексте осадить город. При проверке в морфенно-орфографическом словаре А.Н. Тихонова все корни соответствуют написанным ранее (до исправления ) кроме корня стар. Учитель мотивировал свою правоту, сославшись на словарь Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка. – М.: Русский язык, 1986. (страницы 245 и 294). Также учитель обосновал свою правоту так (цитирую): "Однако при морфемном разборе необходимо все-таки учитывать их этимологию и лексическое значение.Так глагол "осаждать" является однокоренным к слову "осадить", одно из значений которого "подвергнуть осаде, окружить".Осада - окружение войсками укрепленного места. Одно из значений приставки "о" - действие, которое распространяется на всю поверхность предмета, охватывает его кругом (оковать, оцепить, окружить). Значит, в слове "осаждать" можно выделить приставку "о".Слово "впечатлительный" однокоренное к слову "впечатление", которое имеет значение "след, оставленный в сознании, в душе", то есть то, что отпечаталось в душе или голове. Слово "печать" в переносном смысле обозначает "знак, след, отпечаток чего-нибудь". Например, печать горя на лице. Таким образом, слова "впечатление", "отпечаток", "печать" этимологически являются однокоренными. В них можно выделить корень -печат-." Очень прошу прокомментировать Вас данный вопрос, у нас идет подготовка к ОГЭ, заранее благодарю.

На ОГЭ выполнять морфемный разбор ребенку не придется. Одна из причин состоит как раз в том, что для школы четких критериев морфемного разбора до настоящего времени не сформулировано. В идеале при делении слова на морфемы учитываться должны только современные смысловые и структурные связи слов. С этих позиций в словах впечатление и осаждать вполне оправданно выделение корней впечатл- и осажд-, а в слове старинный – корня -стар-.

При обращении к истории слов могут обнаруживаться связи, которые уже не осознаются всеми или значительной частью носителей языка. Однако когда-то эти связи были, и кем-то они еще могут ощущаться. Такой «исторический» взгляд на слово дает основание выделять корни -печатл- и -сажд-. И с такой точки зрения объяснение учителя совершенно правильно. 

Нужно ли показывая детям такое «историческое» членение слова? Полагаем, что да. Т. к. одна из наиболее важных задач школы – научить ребенка грамотно писать. А очень часто объяснить написание слов мы можем, только обратившись к их исторической структуре, этимологии. См., например, ответ на вопрос № 284145.

18 сентября 2015
Страница ответа
«Уделять внимание» — это устойчивое выражение, означающее тратить на что-то своё время. Устойчивые словосочетания являются одним членом предложения. В регионе производству этой культуры всегда уделялось повышенное внимание. Получается, что здесь сказуемое «уделялось внимание». Предложение односоставное. А в сборнике по подготовке ОГЭ написано, что предложение двусоставное. Объясните, пожалуйста, как правильно?

Верно, что уделять внимание — устойчивое выражение. Но в нем невозвратный глагол, а в рассматриваемом предложении — возвратный. Устойчивого словосочетания с возвратным глаголом уделяться не существует. В результате использования возвратного глагола (а он использован для того, чтобы получить пассивную конструкцию) устойчивое словосочетание разрушается, дополнение превращается в подлежащее, получаем двусоставное предложение.

20 октября 2024
Страница ответа

Журнал

Почти 1,7 млн девятиклассников прошли итоговое собеседование по русскому языку

1 млн 699 тыс. девятиклассников по всей России зарегистрировались для прохождения итогового собеседования по русскому языку 14 февраля, сообщает Минпросвещения России. Для пропустивших по уважительной причине, удаленных с испытания и получивших «незачет» есть две дополнительные даты — 13 марта и 15 апреля. С 2019 года устное итоговое собеседование проводится для всех выпускников девятых классов во вторую среду февраля.

...результатам решается вопрос о допуске ученика к ОГЭ...

Как изменятся выпускные экзамены по русскому и литературе в 2025 году

В конце августа на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) появились проекты контрольных измерительных материалов ЕГЭ и ОГЭ 2025 года. Рассказываем об основных изменениях, которые коснулись экзаменов по русскому языку и литературе. ЕГЭ по русскому языку В задании 27 (сочинение) из ЕГЭ по русскому языку будет указана проблема текста, а от участника экзамена потребуется дать комментарий авторской позиции по ней. В прошлые годы выпускникам ...

...проекты контрольных измерительных материалов ЕГЭ и ОГЭ...

...ОГЭ по русскому языку Авторы убрали ограничения...

...ОГЭ по литературе Изменения не коснулись структуры...

Глава Рособрнадзора: «Требования на экзамене по русскому языку для мигрантов должны быть такими же, как для выпускников школ»

Сразу несколько представителей профильных ведомств в последние дни призвали ужесточить требования к тому уровню, на котором мигранты владеют русским языком.  В частности, об этом заявил на пресс-конференции 24 июня заместитель руководителя Федерального агентства по делам национальностей Станислав Бедкин. А спустя три дня на эту тему высказался руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора) Анзор Музаев в ходе ...

...На ОГЭ детям предлагается составить устный монолог....

...другие задачи, которые никак не учтены в заданиях ОГЭ...

Опрос: экзамен по русскому языку — самый сложный для школьников

Выпускников и девятиклассников больше всего пугают ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку, показал опрос, проведенный платформой онлайн-образования «Умскул» (о его результатах сообщает Газета.ru). Следом идет математика (из-за нее тревожатся 17% одиннадцатиклассников и 25% девятиклассников), на третьем месте — обществознание (15% и 10%). Опрошенные считают, что результат в большей степени зависит от качества подготовки и объема знаний (85%), а также от везения (48%) и уровня стресса (43%).

...Выпускников и девятиклассников больше всего пугают ЕГЭ и ОГЭ...

Новый толковый словарь — источник точной и интересной информации для школьника

Издательство «Грамота» выпустило новый словарь для 5–9-х классов. Его придумали и подготовили сотрудники Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, которые стремились соединить принципы академической лексикографии с потребностями и интересами современного школьника. Какие идеи заложены в словарь, что в нем особенного, чем он может быть полезен и интересен детям? Мы поговорили об этом с двумя членами авторского коллектива, кандидатами филологических наук Анной Владимировной Занадворовой, ведущим научным сотрудником отдела современного русского языка, и Еленой Андреевной Никишиной, научным сотрудником того же отдела и доцентом Школы лингвистики НИУ ВШЭ.

...Издательство «Грамота» выпустило новый...

...Во-вторых, дети сейчас сдают ЕГЭ и ОГЭ; эти экзамены...

...информация о них важна при подготовке к ОГЭ...

...быть использован как основа для подготовки к ОГЭ...

«Говорим по-русски!»: разговорные идиомы-неологизмы, слово «мир» и история «Словаря Академии Российской»

Рекомендуем посмотреть несколько программ, которые вышли в эфир в последнее время. Из них можно узнать, как интернет-мемы становятся частью языка, о чем спорили составители первого русского академического словаря и какие значения могло иметь слово «мир» и его родственники. Все выпуски доступны на канале.

...Рекомендуем посмотреть несколько программ, которые...

...компьютерной игре) может относиться, например, к сдаче ОГЭ...

Дислексия и дисграфия могут быть связаны не только с речевыми нарушениями, но и с недостатком самоконтроля

5 октября — Международный день осведомленности о дислексии. В этот и последующие дни педагоги, психологи, логопеды, родители обсуждают трудности в обучении, связанные с дислексией и дисграфией, и методики, которые помогают детям преодолеть эти трудности. О том, как сейчас устроена помощь детям, которым сложно читать и писать, мы расспросили Ольгу Величенкову, кандидата педагогических наук, эксперта Ассоциации родителей детей с дислексией, руководителя онлайн-проекта «Школьные технологии».

...5 октября — Международный день осведомленности...

...основаниях: либо им дается дополнительное время на ОГЭ...

Метапредметный подход в обучении русскому языку: один за всех, все за одного

Русский язык как школьный предмет в основном сводится к правилам орфографии и пунктуации, разбору по составу, диктантам и пересказам. Но на самом деле речь — метапредметный навык, а русский язык — это еще и инструмент освоения всех остальных предметов. Как богатый словарный запас, умение анализировать текст и формулировать мысли помогают на математике, географии, обществознании? И можно ли развивать языковые компетенции на других уроках, а не только на русском? 

...Русский язык как школьный предмет в основном сводится...

... В ОГЭ по математике первая задача представляет...

Обязательный ЕГЭ по русскому предлагают заменить зачетом

В Госдуме обсуждается идея сделать обязательными экзамены по физике, химии и биологии для тех, кто собирается поступать в вуз на соответствующий профиль, например планирует в будущем стать учителем химии. Чтобы не увеличивать общее количество экзаменов, таким выпускникам, возможно, разрешат сдавать русский язык на «зачет». Иными словами, в Госдуме предлагают не учитывать баллы ЕГЭ по русскому при поступлении на некоторые специальности; достаточно будет набрать минимальный балл. 

...В Госдуме обсуждается идея сделать обязательными экзамены...

Сто баллов за ЕГЭ по русскому языку получили меньше выпускников, чем в прошлом году

Сто баллов за единый государственный экзамен (ЕГЭ) по русскому языку получили 2636 выпускников. Такие данные привел руководитель комиссии разработчиков контрольных измерительных материалов ЕГЭ Роман Дощинский на пресс-конференции Рособрнадзора. Это на 12,5% меньше, чем в прошлом году: тогда высший балл получили 3014 человек. Впрочем, в 2022 году стобалльников было еще меньше — 2375 человек. Роман Дощинский обратил внимание на высокий уровень освоения ...

...Сто баллов за единый государственный экзамен (ЕГЭ)...

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2025 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше