ОБЪЯСНЯ́ТЬ, объясня́ю, объясня́ет \\ о[б’й]ясня́ть и о[бй]ясня́ть; объя[с’]ня́ть; в формах с сочетанием ющ: объясня́ющий... – объясня́[йу]щий и объясня́[и]щий.
ОБЪЯСНЯ́ТЬ см. объясни́ть.
|| Морф. объ=ясн=я́-ть. Дер. глаг. объясня́ть|ся (См.).
ОБЪЯСНЯ́ТЬ, несов. (сов. объясни́ть), что и с прид. изъясн. Говорить (сказать) что-л. в дополнение к какому-л. сообщению, растолковывая неясные, трудные места, делая что-л. более понятным, доступным; cин. пояснять, разг. разжевывать, разъяснять, растолковывать [impf. to explain (to), give (satisfactory) explanations (for); to clarify, elucidate, explain (esp. by giving details); * to account for something; * to make something clear]. На очередном собрании директор школы объясняла родителям новые п
Объяснять, изъяснять, пояснять, разъяснять, вразумлять, излагать, описывать, передавать, осмысливать, разжевывать, толковать, истолковать, растолковать, освещать, проливать свет на что, оговорить, озарять (прот. Затемнять смысл), иллюстрировать, комментировать, мотивировать, популяризировать. Разрешить чьи сомнения. Ему все разжуй да в рот положи. Я объясняю его поступок бедностью, приписываю его поступок бедности. Это перетолкуют в худую сторону. // Она старалась растолковать новой своей знакомой
Ответы справочной службы
Вы задаете вопрос, которому посвящены десятки (если не сотни) статей и докладов на конференциях. В современном русском языке нет стилистически нейтрального и общеупотребительного обращения к незнакомому человеку. Обращение товарищ ушло (осталось только в армии), попытки воскресить обращение сударь, сударыня не увенчались успехом, обращение по гендерному признаку (женщина!) считается просторечием.
Крайние пальцы стопы (I и V) называются так же, как аналогичные пальцы рук — большой и мизинец, а остальные три называют номерами II, III, IV, начиная счёт с большого пальца.
Такой вариант пунктуации возможен.
Журнал
Сегодня у Грамоты день рождения — ровно 25 лет назад, 14 ноября 2000 года начал работать справочно-информационный портал о русском языке. В его создании и работе в течение 25 бурных лет принимали участие множество специалистов, которые любят и знают русский язык и которые готовы делиться своей любовью и знаниями с самой широкой аудиторией. Мы рады быть частью этой долгой и славной истории. Сегодня на Грамоте есть не только справочная служба, которая ...
...рассказывал им о новостях лингвистической науки, объяснял...
Александр Александрович Реформатский вошел в историю отечественной лингвистики прежде всего как автор неоднократно переиздававшегося учебника для филологических вузов «Введение в языковедение». Но ему принадлежит и ряд других трудов, оставивших заметный след в науке о языке. В памяти же современников, его коллег и учеников он остался как необыкновенно колоритная и своеобразная личность, как человек, производивший на собеседников яркое впечатление не только всем своим обликом и манерой поведения, но и своей речью.
...Александр Александрович Реформатский вошел в историю...
...отсюдова и не понимающим шутливого тона его речи объяснял...
Пушкин — наше всё, солнце русской поэзии и символ русской культуры, создатель современного русского литературного языка… Но в чем именно состояла его роль? Что он изменил в языке, что привнес нового, а что отверг, как повлиял на литературные вкусы и языковые нормы, что думал о заимствованиях и просторечии? Пушкинский день располагает к тому, чтобы подумать об этом.
...Пушкин — наше всё, солнце русской поэзии и символ...
...«Французы пишут как говорят, — объяснял...
Кто бы ни брался за создание «расширительного» словаря того или иного типа, все непременно приходили к Далю — к этому великому человеку-словарю. Подавляющее большинство людей связывает имя Даля со знаменитым четырехтомником. Все остальное, что сделал, написал, пережил Владимир Иванович, заслонено его «Словарем».
...Кто бы ни брался за создание «расширительного...
...Хивинского похода); почти всегда повергая противника, объяснял...
...пренебрегает авторитетными литературными источниками, но объяснял...
...И объяснял причины медленного выхода словаря: ...правка...
Как бы преподаватель ни относился к заимствованным словам, он должен научить студента правильно и уместно пользоваться этой лексикой. Для этого нужно объяснять не только значения заимствованных слов, но и их сочетаемость, системно-языковые отношения с синонимами, антонимами, родо-видовыми и тематическими включениями в родственные лексические группы.
...Как бы преподаватель ни относился к заимствованным...
...В последние десятилетия русский литературный язык испытывает...