Подсказки для поиска
Точное соответствие
Найдено еще 249 результатов

Словари

Прилагательное, качественное
1.
Проникнутый враждой; выражающий вражду; неприязненный.
2.
Стремящийся причинить вред кому-либо.
Всё об этом слове
Прилагательное, относительное
1.
к Класс.
Свойственный определённому классу, его идеологии; выражающий интересы определённого класса.
Всё об этом слове
Прилагательное, относительное
1.
Касса
Всё об этом слове
Метасловарь

Ответы справочной службы

Почему "часто задаваемый (вопрос)" пишется раздельно, а "быстрорастворимый (кофе)" слитно?

Словосочетания, состоящие из наречия и прилагательного или причастия, к числу которых относится и часто задаваемый (вопрос), пишутся раздельно (см. также: абсолютно необходимый, диаметрально противоположный, жизненно важный, функционально близкий, сравнительно быстрый, химически чистый, экологически чистый, научно обоснованный, социально защищенный, отдельно взятый, плохо скрываемый, крайне враждебный, постоянно действующий, свободно конвертируемый и т. п.). Однако прилагательные типа быстрорастворимый (кофе)вечнозелёный, сильнодействующий, являющиеся терминами, представляют собой слово-сращение, образовавшееся из сочетания наречия с последующим прилагательным или причастием. Их следует отличать от свободных сочетаний наречий с причастиями или прилагательными, пишущихся раздельно. Ср., напр.: быстродействующие средства и быстро действующий в экстремальных ситуациях человек. 

2 сентября 2024
Страница ответа
Уважаемые сотрудники портала, большое спасибо за ваш труд! Вы занимаетесь очень полезным делом. Заметил, что в значении "активный, деятельный" сейчас стали часто использовать слово "агрессивный". Насколько это правильно? Мне известно, что слово "агрессивный" является синонимом слов "враждебный", "наступательный", "захватнический", "завоевательный", "воинственный", "хищный", "задиристый", "драчливый", то есть относится скорее к политике или зоологии, а не к характеристике, скажем, кандидата на вакантную должность. Алексей

Вы правы, такое сочетание некорректно. Хотя, например, агрессивный стиль (вождения автомобиля или в хоккее) - вполне применимые сочетания.

21 февраля 2018
Страница ответа
Поспорили с главным редактором на бутылку "Мартини" по следующему вопросу: если слова автора разрывают прямую речь на две части, после первой части стоит запятая и тире (а первая часть выражает законченную мысль), какой знак ставится после слов автора – запятая или точка? Помогите пожалуйста разобраться.
По Д. Э. Розенталю:
Если на месте разрыва прямой речи должна была стоять точка, то перед авторскими словами ставятся запятая и тире, а после них -- точка и тире, вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы: «Я ни с кем и ни с чем не связан, -- напомнил он о себе. -- Действительность мне враждебна».
5 декабря 2006
Страница ответа
Скажите, пожалуйста, как правильно писать классово чуждые, через дефис или отдельно
Корректно раздельное написание: классово чуждые.
11 сентября 2006
Страница ответа
Здравствуйте! Как найти тексты диктантов для 3-х классов?

Лучше всего приобрести сборник в книжном магазине.

10 марта 2010
Страница ответа
Пожалуйста, срочно: школьники третьих - шестых классов. Правильно?
Вы написали верно.
20 сентября 2007
Страница ответа
здравствуйте!напишите правила переноса для учащихся начальных классов. спасибо.
Есть ли у вас тексты годовых диктантов по русскому языку для 5-9 классов?

Таких текстов у нас нет.

ваша мысль была настолько глубока, что моих три класса церковноприходской не хватило(или моих трёх классов?)
Правильно: ваша мысль была настолько глубока, что моих трех классов церковно-приходской не хватило.
31 октября 2006
Страница ответа
Девчонки младших классов, и те себя голодом морят. Нужны ли запятая или тире в этом предложении?
Запятая перед и не требуется.

Справочники

Имена прилагательные

§ 128. Следующие разряды прилагательных пишутся слитно. Прилагательные, слитное написание которых определяется общими правилами: слова с приставками и с начальными частями типа все-, еже-, полу-, само- (см. § 117, п. 1), сложные слова с первой частью, совпадающей с формой числительного, а также много-, мало- (см. § 117, п. 2), с начальными частями типа авто-, авиа-, поли- (см. § 117, п. 3), с первой частью, оканчивающейся на -я (см. § 117, п. 4), напр.

...§ 128. Следующие разряды прилагательных пишутся...

Слитное/раздельное написание не

Вводные замечания С существительными, прилагательными (полными и краткими формами и формами сравнительной степени), с наречиями на -о, полными формами причастий не может писаться как слитно, так и раздельно (за исключением случаев, указанных в § 145). В § 147 приводятся условия, выявляющие частицу не (раздельное написание не) в сочетании с существительными, прилагательными и наречиями, в § 148 — условия, выявляющие приставку не- (слитное написание не) в тех же частях речи.

...Вводные замечания С существительными, прилагательными...

Товарищ или господин? Как правильно обратиться?

Какие формы обращения существуют? Слово уважаемый употребляется как нейтральная форма вежливости, обычно в сочетании с именем-отчеством адресата, а также со словами господин (плюс фамилия адресата), товарищ (плюс фамилия адресата), коллега (плюс фамилия адресата). Употребляется с наименованиями по должности, званию, социальному положению. При обращении к адресату необходимо учитывать его сферу деятельности и служебное положение. К народным избранникам, заслуженным деятелям науки ...

...Какие формы обращения существуют? Слово уважаемый...

Что, если (бы)

(А) ЧТО, ЕСЛИ (БЫ), частица (в вопросительном предложении) Выражает опасение (то же, что «а вдруг», «а ну как»), а также употребляется при обращении с нерешительной просьбой. Перед «если» обычно ставится запятая. «Что, если она сама не знает того, что делает?» – спрашивал он себя. Л. Толстой, Анна Каренина. ...Как понять этот, казалось бы, здравый поступок главаря? Что, если он начал о чём-то ...

...(А) ЧТО, ЕСЛИ (БЫ), частица (в вопросительном...

А ЧТО, ЕСЛИ БЫ

(А) ЧТО, ЕСЛИ (БЫ), частица (в вопросительном предложении) Выражает опасение (то же, что «а вдруг», «а ну как»), а также употребляется при обращении с нерешительной просьбой. Перед «если» обычно ставится запятая. «Что, если она сама не знает того, что делает?» – спрашивал он себя. Л. Толстой, Анна Каренина. ...Как понять этот, казалось бы, здравый поступок главаря? Что, если он начал о чём-то ...

...(А) ЧТО, ЕСЛИ (БЫ), частица (в вопросительном...

Употребление буквы ё в текстах разного назначения

§ 5. Употребление буквы ё может быть последовательным и выборочным. Последовательное употребление буквы ё обязательно в следующих разновидностях печатных текстов: а) в текстах с последовательно поставленными знаками ударения (см. § 116); б) в книгах, адресованных детям младшего возраста; в) в учебных текстах для школьников младших классов и иностранцев, изучающих русский язык. Примечание 1 Последовательное употребление ё принято для иллюстративной части ...

...§ 5. Употребление буквы ё может быть последовательным...

Когда нужны буквенные наращения после цифр?

Когда применять наращения? Наращение (буквенное падежное окончание) используется в записи порядковых числительных: 10-й класс «Б»; ученик 11-го класса; 1-й вагон из центра; 5-й уровень сложности; занять 2-е и 3-е места; в начале 90-х годов, 12-й маршрут. Наращение не используется: В записи количественных числительных: словарь в 4 томах; работа 2 сотрудников; серия из 12 упражнений. При записи календарных чисел: 22 марта 2003 года, 1 апреля, 10 января. 

...Когда применять наращения? Наращение (буквенное падежное...

Безударные частицы не и ни

§ 77. Существуют две разные по значению и употреблению частицы — не и ни. Ср. случаи, когда они выступают под ударением: Он не´ был сегодня в школе. Кто бы он ни´ был, с ним необходимо поговорить. Но в большинстве случаев частицы не и ни безударны и в произношении неразличимы. Для выбора правильного написания надо определить, какая именно частица употреблена в том или ином конкретном случае. Основная функция частицы не — отрицание. Отрицательная частица может ...

...§ 77. Существуют две разные по значению и употреблению...

По праву

ПО ПРАВУ, наречие и предлог 1. Наречие. То же, что «законно, с полным основанием, имея причины». Не требует постановки знаков препинания. В этот день Ахуан-Скап мог по праву гордиться тем, что на него обращены глаза всего мира. А. Грин, Ива. Маяковский не хотел сдаться и со всё убывающей энергией дрался за свою драму в шести действиях, которая сейчас, когда я пишу эти строки, уже давно и по праву считается классической. В.

...ПО ПРАВУ, наречие и предлог 1. Наречие...

Двойные согласные в заимствованных (иноязычных) корнях и суффиксах

§ 107. Написание двойных согласных в корнях заимствованных (иноязычных) слов определяется в словарном порядке, напр.

...§ 107. Написание двойных согласных в корнях...

Учебник

НЕ с наречиями

Написание НЕ с наречиями нередко вызывает трудности. Чтобы не ошибиться невзначай, не спеша прочитайте правило и внимательно, не впопыхах, сделайте упражнения к нему.

...Написание НЕ с наречиями нередко вызывает трудности...

...НЕ с наречиями...

...НЕ с наречиями на -о пишется раздельно в следующих...

Журнал

В России появятся учебники по телеутскому языку для младших классов

О разработке учебников телеутского языка для 1–4-х классов сообщила исполняющая обязанности директора якутского филиала Федерального института родных языков народов РФ Наталья Ситникова. По ее словам, учебники будут также выпущены в электронном виде и снабжены методическими рекомендациями. Учебники необходимы для того, чтобы реанимировать уходящий язык, объяснил член Кемеровской областной ассоциации телеутского народа «Эне-Байат», магистр алтаистики и востоковедения Александр ...

...О разработке учебников телеутского языка для 1&ndash...

27 октября пройдет Устная олимпиада по лингвистике для школьников 8–11-х классов

Устная олимпиада по лингвистике — это интеллектуальное соревнование для школьников 8–11-х классов, где они смогут проявить свои знания в решении лингвистических задач. Задачи могут бытьт разными, порой совершенно неожиданными — например, на понимание жестовых языков, языка рыб и даже значения танцевальных фигур! Специальных знаний не требуется, а вот умение логически рассуждать очень пригодится. Хотя олимпиада не является перечневой (то есть не ...

...Устная олимпиада по лингвистике — это интеллектуальное...

Фонетист Дмитрий Савинов: «Нет универсального алгоритма обучения орфоэпии»

В издательстве «Грамота» вышел школьный «Словарь трудностей русского произношения». Он поможет ученикам 5–11-х классов правильно произносить те слова, которые включены в школьную программу и часто встречаются в их речевой практике. О том, каким законам подчиняется развитие звуковой стороны языка и какие задачи решает новый словарь, мы поговорили с одним из его авторов, доктором филологических наук, ведущим научным сотрудником отдела фонетики Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН Дмитрием Савиновым. 

...В издательстве «Грамота» вышел школьный...

...Грамота: Чем ваш словарь отличается от обычного орфоэпического...

Новый толковый словарь — источник точной и интересной информации для школьника

Издательство «Грамота» выпустило новый словарь для 5–9-х классов. Его придумали и подготовили сотрудники Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, которые стремились соединить принципы академической лексикографии с потребностями и интересами современного школьника. Какие идеи заложены в словарь, что в нем особенного, чем он может быть полезен и интересен детям? Мы поговорили об этом с двумя членами авторского коллектива, кандидатами филологических наук Анной Владимировной Занадворовой, ведущим научным сотрудником отдела современного русского языка, и Еленой Андреевной Никишиной, научным сотрудником того же отдела и доцентом Школы лингвистики НИУ ВШЭ.

...Издательство «Грамота» выпустило новый...

...Зачем понадобился новый словарь? Анна Занадворова:...

III Форум классных руководителей пройдет в Москве 3–7 октября

3 октября в Москве стартует Форум классных руководителей. Он пройдет уже в третий раз и соберет 3000 педагогов и кураторов групп профессионального образования из всех регионов страны. Программа Форума посвящена актуальным вопросам педагогики и воспитания, разным сферам деятельности классного руководителя или куратора группы в СПО. Спикерами и экспертами выступят специалисты в различных областях. Форум пройдет в две смены: 3–5 октября — для классных руководителей 1–6-х ...

...3 октября в Москве стартует Форум классных руководителей...

Иноязычие в нашей речи — мода или необходимость?

Что за напасть? Почему столько иностранных слов почти в каждом предложении, печатном или произнесенном в радио- и телеэфире? Зачем нам имидж, если есть образ, к чему саммит, если можно сказать «встреча в верхах»? Чем модный нынче в кинематографии римейк лучше обычной переделки? И разве консенсус прочнее согласия?

...Что за напасть? Почему столько иностранных слов почти...

...Читаю газеты: Участники саммита пришли к консенсусу...

Где школьник может проявить свой интерес к лингвистике

Занятия в кружках и самостоятельная работа значительно повышают шансы на успех в лингвистических олимпиадах, а дипломы олимпиад, в свою очередь, помогают при поступлении в профильные вузы. Испытать себя на олимпиаде или записаться в кружок может и тот, кто не планирует связывать свою жизнь с лингвистикой, но получает удовольствие от разгадывания языковых загадок и изучения сложных знаковых систем.

...Занятия в кружках и самостоятельная работа...

...Дополнительное лингвистическое образование Самый простой...

С 1 декабря откроется регистрация на олимпиаду РГГУ для школьников

В 2022/2023 учебном году олимпиада РГГУ для школьников проводится по следующим профилям, соответствующим общеобразовательным предметам: русский язык (для учащихся 9–11-х классов); история (для учащихся 9–11-х классов); обществознание (для учащихся 9–11-х классов); иностранный язык (английский, французский, немецкий) (для учащихся 9–11-х классов); литература (для учащихся 9–11-х классов). Олимпиада РГГУ для школьников включена в перечень олимпиад школьников ...

...В 2022/2023 учебном году олимпиада РГГУ для школьников...

Языкознание для школьников: конкурс «Русский медвежонок» и Школа юного филолога МГУ

Международная игра-конкурс «Русский медвежонок — языкознание для всех» проводится ежегодно для учеников 1–11-х классов. Задачи конкурса помогают увлечь детей языком, побуждают их после игры заглядывать в учебники, словари, справочники и энциклопедии, помогают в работе учителям. В 2024 году игра состоится 14 ноября. Предварительного отбора нет, участвовать могут все желающие. Конкурс проходит в пяти возрастных группах: 2–

...Международная игра-конкурс «Русский медвежонок...

Школьникам о русском языке: энциклопедии, беседы, лингвистические задачи

В эту подборку вошли в основном разного рода словари и энциклопедии для средней и старшей школы, изданные в последние 20 лет, и несколько книг для детей младшего школьного возраста, только начинающих задумываться об устройстве языка, на котором они говорят. 

...В эту подборку вошли в основном разного рода словари...

...Книги о лингвистике могут помочь в освоении школьной...

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2025 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!