Подсказки для поиска
Точное соответствие
Найдено еще 649 результатов

Словари

Прилагательное, качественное
сравнительная степеньдольше
Все формы слова
1.
Продолжительный, длящийся в течение значительного времени; длительный (противоп.: коро́ткий).
Протяжный (о песне).
2.
устаревшее Длинный
Всё об этом слове
Наречие
1.
Долгий и долго
Всё об этом слове
Прилагательное, относительное
1.
Находящийся, расположенный в долине.
2.
Земной (противоп.: го́рний, небесный).
Всё об этом слове
Метасловарь

Ответы справочной службы

Добрый день, подскажите, пожалуйста, правильно ли расставлены запятые : Университеты нашей цивилизации - удивительные организмы, и, прежде всего, они удивительны своей способностью жить гораздо дольше человеческого века.

Сочетание прежде всего в значении 'в первую очередь' не является вводнымУниверситеты нашей цивилизации — удивительные организмы, и прежде всего они удивительны своей способностью жить гораздо дольше человеческого века.

7 марта 2024
Страница ответа
Здравствуйте, ув. «Грамота.ру»! Я как-то задавал вам вопрос и получил ответ № 284707 о том, что гласные и согласные буквы, и др. особенности произношения пишутся через дефис, — это понятно. Об этом я читал в «Академическом справочнике под ред. Лопатина»и др. Здесь вы помогли мне лишь на 10% от того, что я бы хотел узнать. 1. Как я вижу, по правилу звуки [а], [и], [о], [у], [ы], [э] — если их вытягивать — пишутся в 3 буквы: «а-а-а, и-и-и» и т. д. Но как же быть дальше? Ведь человек, произнося звуки в песнях, рассказах, восклицаниях, — постоянно выходит за границы всех грамматических правил: если звук [а] вытягивать, скажем, по полчаса, то что, мне ставить троекратное «а»: «а-а-а», как и троекратное «з»: «з-з-з»? Или на эти мелочи правило не распространяется? И если не распространяется, то писатель читателю, возможно, не до конца или не правильно передаст свою мысль. Но, как я вижу образец об раскатистой «р», что она может писаться через 4 буквы (р-р-р-р), правило имеет ещё какие-нибудь «азы», которые мне не известны. Я «перерыл» все справочники, ссылки и сайты, похожие на «Грамота.ру», в поисках на эти вопросы, но ничего не нашёл. 2. Гласные буквы можно как вытягивать, так и произносить, как раскатистое «р» (прерывисто), и вот тут появляется другой завал: писать дефисы и там и сям: для вытягивания звука: [а-а-а]; для прерывистого: [а-а-а]. И как теперь различить две звуковые конструкции, написанные одинаково, но произнесённые по-разному? Но аббревиатура «ООО» по звучанию читается прерывисто. Есть варианты передач звуков: [а а а], [ааа], но какой же тогда из них верный? 3. Теперь о др. буквах, передающих 2 звука: «е, ё, ю, я». Такие буквы обычно не вытягиваются, а пишутся, как на примере о раскатистой «р» и др. Но, если попытаться, то получается, что после основной буквы следует присоединение её звуковой протяжности, например: [е-э-э-э], [ё-о-о-о], [ю-у-у-у], [я-а-а-а] (протяжность везде трёхбуквенная, если брать по основному правилу). Ведь такие звуки мы не можем игнорировать, ведь — деваться некуда — нужно правильно всё изобразить. И вот тут-то теперь вообще не понятно: можно ли так записывать или не стоит забивать себе голову — и чиркать всё «от фонаря». А что касается украинских букв и латиницы, так об этом вообще страшно спрашивать! 4. Можно ли присоединять дефисом разные звуковые конструкции, произнося одной тональностью: [а-а-а-о-о-о] или же всё-таки нужна запятая? Ну вот как я делал: когда человек произносил один и тот же звук долго или в перепаде тональности, то я просто наращивал или разделял одинаковые трёхбуквенные звуковые конструкции по общему правилу: [а-а-а-а-а-а] (чем дольше, тем по 3 буквы через дефис присоединяется больше). 5. Названия улиц и их числительных: как правильно: «ул. Героев Сталинграда, 16а» или «ул. Героев Сталинграда, 16А? Но я склоняюсь к 1-му варианту. Хотя у нас в городе пишут по-разному, например: «ул. Ленина, 32 А; ул. Ленина, 32а; ул. Ленина, 32-А» и т. д., и нигде не напишут: «ул. Ленина, д. 32»! Ув. «Грамота.ру»! Я прошу вас максимально всё расписать по каждому из пунктов. Я очень уважаю ваш труд. Этот вопрос составлялся около 3-х часов, чтоб максимально понятно и грамотно вам донести всё, о чём хочу узнать! Эти вопросы давно уже мучают меня. Спасибо за ответ. С ув. Почётов С. И.

Вопрос понятен. Дело в том, что правила орфографии и рекомендации справочников в принципе не могут регламентировать столь детально вопросы передачи на письме особенностей устной речи (акцентов, дефектов речи, интонационных конструкций, протяженности звуков и т. д.). Для этого у графики слишком ограниченные функции. Но более широкие функции есть у фонетической записи письма (такой записью пользуются, например, диалектологи при изучении и фиксации особенностей устной речи). И если такая запись необходима для научных целей, она используется. В художественном тексте особенности произношения персонажей, как правило, передаются авторскими ремарками.

Мы можем привести аналогию с нотной записью музыки: исполнение музыкального произведения и его нотная запись - не вполне адекватные вещи.

Что касается вопроса о написании адресов, то, как правило, дефис не используется, литера пишется строчной буквой.

9 апреля 2016
Страница ответа
Нужнa ли в предложении "Успели? Хорошо, что я пешком не пошла, а то на светофоре бы дольше простояла. " Запятая после Хорошо, и желательно с объяснением почему

Пунктуация верна. Запятая после хорошо ставится, так как хорошо и пешком не пошла – это две части сложного предложения.

21 сентября 2014
Страница ответа
Уважаемые лингвисты! Какова синтаксическая функция, выполняемая словом "дольше", в предложении "Убирались мы намного дольше, чем рассчитывали."? Верно ли моё предположение, что "убирались дольше" - составное именное сказуемое? Спасибо.

Слово "дольше" выступает в роли обстоятельства.

19 ноября 2014
Страница ответа
Здравствуйте! Часто слышишь в рекламе, например: такой-то товар работает до пяти раз дольше и т.п. Насколько правильно с точки зрения русского языка такое выражение? Спасибо.

Такая формулировка не вполне корректна. О возможной замене мы писали в вопросе 225122.

31 марта 2018
Страница ответа
Здравсвуйте! Как правильно расставить запятые в предложении: "Из-за отсутствия контакта с водой(,) маникюр и покрытие держатся дольше." Нужна ли запятая после слова "водой" и почему?

Ставить эту запятую нет оснований. Обстоятельства с предлогом из-за не требуют обособления.

29 ноября 2018
Страница ответа
Здравствуйте! Можно ли сказать «на дольше»? Например: «Обращайся с вещью бережно, чтобы на дольше хватило». Если нет, то как сказать правильно? Заранее спасибо!

Нет, это просторечная конструкция. Можно сказать, например, чтобы надолго хватило или чтобы дольше прослужила.

9 августа 2016
Страница ответа
"Какой бы телефон он не (ни?) купил, дольше полугода не проработает", "Какой документ я в руки не (ни?) возьму, ни один не соответствует проектным требованиям" Скажите, пожалуйста, не или ни? Я считаю, что это усиление, значит, нужно Ни, но коллеги не согласны. Спасибо.

В этих и подобных конструкциях используется частица ни.

30 марта 2019
Страница ответа
Нужно ли ставить запятую после слова "дольше" во фразе "...то есть, не перпендикулярно линии стебля, а почти паралельно, он стоит дольше или меньше?"?

Пунктуационно верно: ...то есть не перпендикулярно линии стебля, а почти паралельно он стоит дольше или меньше?

28 ноября 2008
Страница ответа
"Хочется как можно дольше оставаться молодой" - нужны ли запятыми выделять "как можно"?

Запятые в приведенном Вами предложении не нужны.

17 декабря 2008
Страница ответа

Журнал

Младенцы способны обобщать информацию о звуках языка уже в четыре месяца

Наша чувствительность к языкам — удивительная черта, которая позволяет нам быстро овладевать речью. Считается, что раннее освоение языка состоит из двух этапов. В ходе первого младенцы учатся отличать звуки родительского языка от посторонних звуков, другими словами, развивают чувствительность к звучанию именно того языка, на котором будут говорить. Этот процесс принято называть перцептивной настройкой (от perception — восприятие, схватывание). На втором этапе ребенок ...

... Выяснилось, что дети значительно дольше смотрели...

...Иначе говоря, они смотрели дольше, если лицо, произносящее...

Пандемия отрицательно повлияла на навыки чтения у школьников

Закрытие школ в связи с пандемией COVID-19 привело к масштабному снижению образовательных показателей у детей; в том числе пострадали навыки чтения. К такому выводу пришли авторы исследования, проведенного по инициативе Всемирного банка в рамках проекта Education Global Practice. Авторы сравнили данные тестов учащихся из 28 стран ЕС и в целом региона Европы и Центральной Азии (ЕЦА) в период с 2016-го по 2021 год. Чтобы оценить влияние вынужденных пауз в работе школ на успеваемость, они вычислили ...

...слабых учащихся и тех, у кого школы были закрыты дольше...

Билингвы могут иметь преимущества в работе памяти

Известно, что владение двумя языками на одном уровне нагружает мозг дополнительной работой. Однако это может быть полезно для развития памяти. Ученые проверили эту гипотезу в играх на угадывание слов. В исследовании участвовали испано-англоязычные билингвы и англоязычные монолингвы. Услышав слово, участники должны были найти соответствующую картинку среди множества изображений на экране. При этом у них регистрировались движения глаз с помощью айтрекеров. Авторы выбирали изображения для ...

...Участники-билингвы ожидаемо смотрели на изображения дольше...

Минпросвещения хочет сократить часы английского в 5–7 классах

Изучение английского языка в классах с пятого по седьмой предлагается сократить до двух часов в неделю. С 2027 года аналогичные изменения ждут и программы по остальным иностранным языкам (немецкому, французскому, китайскому, испанскому). Проект приказа опубликован на портале нормативных актов. Сейчас он находится на стадии обсуждения. Такое решение в министерстве объясняют оптимизацией нагрузки и необходимостью рационального перераспределения учебного времени. Предполагается, что ...

...отметила, что перерывы между уроками английского станут дольше...

Исследование: как узнать будущую судьбу неологизма?

Язык развивается в социальном контексте, и варианты в нем всегда конкурируют друг с другом. В повседневной речи постоянно возникают новые слова, но не все из них сохраняются надолго. От чего это может зависеть?  Авторы нового исследования — сотрудники Высшей нормальной школы во Франции — оценили, насколько вероятность широкого распространения неологизмов через социальные сети связана с особенностями пользователей. Исследователи ...

...временем: неологизмы, у которых есть будущее, дольше...

Исследование: субтитры не помогают детям учиться читать

Могут ли субтитры на родном языке помочь детям освоить чтение? В теории это может быть заманчивым: ребенок смотрит любимый мультик и параллельно учится связывать слова в субтитрах с тем, что происходит на экране. В Великобритании несколько лет назад даже устроили общественную кампанию под названием «Включите субтитры» (Turn on the Subtitles). Эту инициативу поддержал тогдашний премьер-министр Борис Джонсон, а также многие звезды — в их числе актеры Стивен ...

...слово в секунду), смотрели на субтитры чаще и дольше...

Андрей Кибрик о русскоязычных жителях Аляски и особенностях их диалекта

В августе внимание СМИ было приковано к Аляске как к месту российско-американского саммита. Как известно, в 1867 году российский император Александр II продал Аляску американцам, но там до сих пор живут люди, говорящие на особом диалекте русского языка. Русскоязычные жители Аляски тесно взаимодействовали с коренным населением, и местные индейцы переняли многие православные традиции. Об этом и многом другом лингвист Андрей Кибрик рассказал в интервью «Российской газете».

...В августе внимание СМИ было приковано к Аляске как...

...Дольше всего аляскинский русский сохранялся в деревне...

Темная тайна «дня»: куда убежали беглые гласные

Откуда в русских словах беглые гласные и как это явление связано с падением редуцированных в древнерусском языке? Объясняет преподаватель Алексей Лебедев в журнале «Наука и жизнь». 

...Откуда в русских словах беглые гласные и ...

...Сильные произносились дольше и более отчетливо...

Кошки смогли быстро установить связь между несуществующим словом и изображением

Известно, что младенцы уже в возрасте 8–14 месяцев начинают осознавать связь между словами и предметами. Причем они делают это автоматически, без целенаправленного обучения. Оказывается, на это способны и домашние кошки — и они учатся этому даже быстрее детей. Научная группа из Университета Адзабу (Япония) провела с кошками эксперимент, известный как задача с переключением. Его суть в том, что испытуемым сначала показывают пары «

...Оказалось, что кошки (как и дети) дольше смотрели...

Возвращение «чувака»: как старый жаргонизм стал частью разговорной речи молодежи

Бывает так, что устаревшие слова, которые уже находятся на периферии языка, в дальнем ящике, на чердаке, употребляются очень редко, вдруг начинают возвращаться к активной жизни. Лингвист Ирина Фуфаева рассказывает историю одной такой реинкарнации.

...Бывает так, что устаревшие слова, которые уже находятся...

...  Но писать дольше: на одну букву уходит в ...

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2025 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!