Подсказки для поиска
Точное соответствие
Найдено еще 1 383 результата

Словари

Глагол, несовершенный вид, переходный
1.
Создавать, изготовлять, производить что-либо.
2.
Заниматься чем-либо, работать, проявлять какую-либо деятельность; совершать, выполнять, производить что-либо.
Всё об этом слове
Глагол, несовершенный вид, переходный
1.
Разъединять на части, распределять по частям; разграничивать.
Подразделять, классифицировать.
2.
(с кем) Предоставлять, давать кому-либо часть чего-либо своего; совместно пользоваться чем-либо.
Переживать, испытывать вместе с кем-либо (какое-либо чувство и т.п.).
Всё об этом слове
Глагол, несовершенный вид, переходный
1.
(чего) Хотеть чего-либо, стремиться к чему-либо.
2.
Пожелать (кому-чему, чего) Высказывать пожелания.
Всё об этом слове
Метасловарь

Ответы справочной службы

Добрый день! Что такое постоянные и непостоянные признаки частей речи? Учитель утверждает, что род число и падеж прилагательных - это непостоянные признаки. Может есть где посмотреть, как правильно делать морфологический разбор? Заранее спасибо. Ирина.

См. в пособии Е. Литневской: подробные сведения о морфологических признаках частей речи и образцы морфологического разбора.

18 декабря 2013
Страница ответа
Здравствуйте. Увидел на одном сайте предложение "Товар можно заказать онлайн или позвонив по телефону". Уж очень хочется поставить запятую перед словом "позвонив", но как-то она там плохо смотрится. Объясните, пожалуйста, что в данном случае делать с этим деепричастным оборотом.

Запятая не ставится. Слова онлайн и позвонив по телефону выступают здесь в роли однородных обстоятельств.

26 декабря 2013
Страница ответа
Здравствуйте. Слово "Маркетинг". В Русском языке правильнее ударение делать на 2-й слог ? С уважением Сергей

См. ответ на вопрос № 243507.

21 февраля 2014
Страница ответа
Добрый день! Совершенно запуталась со спряжением, и удивляет, что в школе и институте никаких вопросов по этому поводу не возникало. А теперь с сыном (6 класс) никак не разберусь. Глагол ЖИТЬ по правилу из учебника должен относиться ко 2 спряжению (все глаголы на ить, кроме брить, стелить), а он явно 1 спряжения! Тоже самое бить, лить, выть и прочее. Похоже правило сильно урезано и непонятно, как же тогда определять спряжения. Я советую сыну теперь спрягать глагол во множественном числе ОНИ ЖИВУТ и по окончанию определять, что это 1 спряжение. В википедии я нашла более полное правило, и там как раз все эти глаголы перечислены - и оказывается, что совсем не 11 глаголов исключений, а гораздо больше - учить их просто невозможно. Так зачем детей заставляют учить урезанное правило, которое не выдерживает критики. А как попадается глагол ЖИТЬ, СПАТЬ (по правилу 1, по жизни 2), ЗВУЧАТЬ, ДРОЖАТЬ и т.д. - что ребенку делать на контрольной работе, как определять спряжение? А еще ужас возникает при разноспрягаемых глаголах - где их список, кроме бежать и хотеть. Бедные дети - полная каша в голове! Подскажите, пожалуйста, как эту кашу упорядочить?

У глаголов с ударными личными окончаниями тип спряжения определяется по окончаниям, и совершенно не имеет значения, какой гласный в инфинитиве. Вы правы: в школе обычно говорят только о глаголах с безударными личными окончаниями и опускают вторую часть правила – о том, что у глаголов с ударными личными окончаниями тип спряжения определяется по окончаниям. Это связано с тем, что определять тип спряжения надо только для того, чтобы правильно писать безударные личные окончания, больше никакого практического смысла в определении типа спряжения нет. А если личные окончания ударные, то никаких трудностей в написании они не вызывают, а следовательно, не надо думать о том, к какому типу спряжения относится глагол. См. также рубрику «Горячие вопросы».

3 апреля 2014
Страница ответа
как писать слово аудиооборудование? Слитно? Что делать с двойной о?

Верно: аудиооборудование. С двойной О ничего делать не нужно.

16 апреля 2014
Страница ответа
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, в данном предложении НЕ страхового надо писать слитно или раздельно? Сразу после происшествия квалификацию несчастного случая случая как страхового (не страхового) обязан делать работодатель.

Термин нестраховой следует писать слитно.

16 апреля 2014
Страница ответа
Можно ли ударение делать на 1-ом слоге - "по срЕдам" (среда - день недели), хотя дикторы делают ударение на 2-ом слоге - "по средАм", что режет слух. С остальными днями недели вопросов нет. Спасибо.

Строгая литературная норма именно такова: по средАм (и именно этот вариант рекомендуется употреблять в эфире). Но и ударение по срЕдам не является ошибочным, это допустимый вариант.

7 апреля 2014
Страница ответа
Здравствуйте, я бы очень был бы рад если вы ответите ниже следующий мой вопрос: что надо делать чтобы правильно писать окончание слов в русском языке, и какую раздел надо учить в грамматике

Существует множество учебников. Вот один из них: http://www.gramota.ru/class/coach/tbgramota/

21 апреля 2014
Страница ответа
Уважаемая Грамота! Правильно ли выделять пояснение с "то есть" с двух сторон запятыми, и всегда ли это нужно делать: С 1 января 2015 г., т. е. с момента вступления в силу настоящего соглашения(,) поставщик обязан предоставить заказчику... Спасибо.

Пояснительный оборот нужно выделить запятыми с двух сторон.

14 августа 2014
Страница ответа
Нужно ли делать пробел перед сокращением слова год? Например, 2012 г.

Пробел между числом 2012 и г. нужен.

14 августа 2014
Страница ответа

Справочники

Делать из мухи слона

Делать из мухи слона – сильно преувеличивать что-либо, придавать чему-либо незначительному большое значение.  Оборот известен во многих европейских языках, он восходит к античной поговорке. Так, выражение приводится греческим писателем Лукианом (III в. до н. э.) в «Похвале мухе»: «Но я прерываю мое слово... чтобы не подумал кто-нибудь, что я, по пословице, делаю из мухи слона».

...Делать из мухи слона – сильно преувеличивать...

Делать хорошую мину при плохой игре

Делать хорошую мину при плохой игре – стараться под внешним спокойствием скрыть свои неудачи, неприятности. Выражение – калька с французского faire bonne mine à mauvais jeu, восходит к речи картежников, которые, получив плохие карты, стараются казаться веселыми. Мина – 'лицо', игра здесь – 'расклад карт'.

...Делать хорошую мину при плохой игре – стараться...

На всю катушку делать что-либо

На всю (полную) катушку делать что-либо (прост.) – до конца, предельно, полностью, вовсю делать что-либо. Есть несколько версий происхождения этого оборота. По одной из них, выражение вошло в современную речь из языка связистов во время Великой Отечественной войны. По другой версии, источник оборота – речь рыболовов (имеется в виду, что леска разматывается с катушки). Третья версия связывает это выражение с процессом регулирования громкости звучания ...

...На всю (полную) катушку делать что-либо (прост...

...– до конца, предельно, полностью, вовсю делать...

Делать нечего

ДЕЛАТЬ НЕЧЕГО, вводное сочетание То же, что «ничего не поделаешь». Подробно о пунктуации при вводных словах и сочетаниях см. в Прил. 2. «Делать нечего, пойдем назад», – со вздохом сказал моряк. А. Волков, Урфин Джюс и его деревянные солдаты. Делать нечего, отправился в наше посольство. Б. Акунин, Турецкий гамбит. ! Не смешивать с употреблением в роли членов предложения. Ну, бабуся, прощай, мне здесь делать нечего. Л.

...ДЕЛАТЬ НЕЧЕГО, вводное сочетание То же, что &...

...«Делать нечего, пойдем назад», –...

... Делать нечего, отправился в наше посольство....

Журнал

Что нейросети умеют делать с текстами и чем предстоит заняться человеку

Нейросети уже неплохо справляются с анализом и порождением текстов, они умеют многое из того, что раньше делали только люди. Какие возможности это дает? Участники круглого стола «Ай да AI. Нейросети и создание текстов: проблемы и перспективы генеративных моделей» обсудили, чем ИИ может помочь в научной работе и какие навыки понадобятся людям в цифровую эпоху. Грамота записала самое главное. 

...Нейросети уже неплохо справляются с анализом и...

...Что делать людям в эпоху нейросетей Выделять...

...Если мы правильно обучаем ИИ, он многое может делать...

Новое понятие в языке поощряет людей делать то, что оно обозначает

Гипотеза лингвистической относительности Сепира и Уорфа говорит о том, что язык не только отражает картину мира говорящих, но и в значительной степени формирует ее, влияя на мышление и поведение людей. Исследователи из Университета Цепеллина (Германия) обнаружили, что конструирование новых слов, связанных с определенными занятиями или образом жизни в целом, побуждает людей больше интересоваться этими явлениями и перенимать их. Например, неологизм ...

...Гипотеза лингвистической относительности Сепира и ...

Как будет говорить ваш ребенок, зависит от вас

Этапы развития речи и мышления, описанные в статье журнала «Наука и жизнь», проходит каждый здоровый ребенок. Их полезно знать родителям, чтобы заметить отклонения от обычного сценария и вовремя обратиться к специалисту.

...Этапы развития речи и мышления, описанные в статье...

...С детьми дошкольного возраста полезно делать упражнения...

...Все это лучше делать в игровой форме и обязательно...

Как работает редактор в медиа? Избегает прилагательных и делает глагол главным

У редакторов, которые работают в печатных и электронных медиа, часто нет ни журналистского, ни редакторского образования, но это не мешает им быть настоящими профессионалами. Заместитель главного редактора портала «Такие дела» Инна Кравченко рассказала Грамоте, что работать с фактурой, внимательно относиться к деталям и думать про драматургию текста она научилась на телевидении и в бизнес-изданиях, а еще в ГИТИСе и на сценарных курсах.

...У редакторов, которые работают в печатных и электронных...

...Я слишком люблю это делать сама. 4....

«Говорим по-русски!»: споры вокруг заимствований

Вокруг заимствований сегодня опять много споров. С одной стороны, без них не обходится ни один язык. С другой, обидно, что иногда заимствования вытесняют из речи уже существующие и точно передающие смыслы слова. Об этом говорят Арина Жукова, заведующая кафедрой русской словесности и межкультурной коммуникации Института Пушкина, и Ольга Северская, ведущий научный сотрудник ИРЯ РАН. Видео доступно на ютуб-каналах ИРЯ РАН и проекта «Говорим по-русски».

...Вокруг заимствований сегодня опять много споров. С...

...Гостья и ведущая программы обсуждают: что делать...

Семь современных «учебников» для тех, кто пишет и редактирует

Полвека назад все было просто и понятно: вот писатель, вот журналист, а вот — редактор. В начале XXI века все запуталось: появились копирайтеры, райтеры, блогеры и контент-менеджеры. И немедленно вступили в переписку друг с другом и с заказчиками. Это подборка о современных принципах работы с текстами — мы включили в нее самые актуальные книги.

...Полвека назад все было просто и понятно: вот писатель...

...Что же делать, чтобы развиваться в профессии?...

...Майя Богданова помогает зарабатывать копирайтингом и делать...

...нужно ли «заставлять себя писать»; что делать...

Популярные блоги о том, как лучше писать и редактировать тексты

Написание и редактура текстов, работа с информацией и с аудиторией перестали быть уделом избранных, навыки и знания, необходимые для этого, сейчас нужны каждому. Но если интерес к русскому языку объединяет представителей разных поколений, представления о норме и стиле у них могут отличаться. Мы собрали несколько каналов на любой вкус — интересных и иногда неожиданных. Есть из чего выбрать то, что понравится и принесет пользу.

...Написание и редактура текстов, работа с информацией...

...Для всех, кто работает с текстом и хочет делать это...

...каких направлениях стоит развиваться редактору и что делать...

Чат-боты GPT и другие: что думают лингвисты о больших языковых моделях

Со второй половины 2010-х годов компьютерные языковые модели совершили революцию в обработке текстов. Они научились осмысленно отвечать на вопросы, делать переводы, писать рассказы и даже романы. Лингвисты восприняли эту революцию неоднозначно: кто-то — с оптимизмом, а кто-то — со скепсисом. 

...Со второй половины 2010-х годов компьютерные языковые...

...Получившая громкую известность аббревиатура GPT расшифровывается...

Перечитывая «Алису...»

В историях про Алису что ни эпизод — то задача: математическая, логическая или лингвистическая. Примеры таких скрытых задач приведены в журнале «Наука и жизнь».

...В историях про Алису что ни эпизод — то задача...

...И есть ли смысл это делать?...

Есть контакт? Об общении и разобщении в цифровую эпоху

Мы постоянно что-то пишем и общаемся с помощью эсэмэсок, в соцсетях, в чатах. Но виртуальное общение приводит к тому, что в реальности мы почти не говорим друг с другом, забываем речевой этикет, проглатываем слова и не находим нужных слов в нужную минуту, разучились писать письма и дозировать вежливость. Что же делать, чтобы не превратиться в «виртуальных персонажей»? Рассказывает Ольга Игоревна Северская, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Института русского ...

...Что же делать, чтобы не превратиться в «виртуальных...

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2025 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше