Подсказки для поиска
Точное соответствие
Найдено еще 507 результатов

Словари

Наречие
1.
Произнося громко, так, что слышно другим.
Всё об этом слове
Существительное, мужской род, 2-е склонение
1.
Одно из пяти внешних чувств, дающее возможность воспринимать звуки; способность слышать.
2.
Способность правильно воспринимать и воспроизводить музыкальные звуки.
Всё об этом слове
Существительное, мужской род, 2-е склонение
Всё об этом слове
Метасловарь

Ответы справочной службы

Уважаемая Грамота, спасибо большое за ваши ответы. Хочу спросить ещё одно. Можно ли короткие мысли персонажей (не произнесённые вслух) выделять в тексте курсивом, а не кавычками. Например, в таком фрагменте: ...проснулся и полежал немного с открытыми глазами, но так и не понял, где находится. "Что это?" Он сел в кровати. "Что это за комната?" Ему стало жарко...

В таких случаях курсивное выделение может заменять собой кавычки (если это обусловлено художественным замыслом автора текста).

16 апреля 2014
Страница ответа
Здравствуйте! Подскажите пожалуйста как правильно расставить запятые в предложениях: Мощный механизм государственной автоинспекции, или дорожный ужас наступает. Неуставные отношения, или вслух о наболевшем. Нужны ли в данном случае запятые перед союзом "или", и выделяется ли вторая часть предложения после союза кавычками? Заранее спасибо!

Если это заголовки, между частями (перед или) ставится запятая, вторая часть пишется с большой буквы без кавычек: Мощный механизм государственной автоинспекции, или Дорожный ужас наступает. Неуставные отношения, или Вслух о наболевшем. В конце заголовков точка не ставится.

25 декабря 2012
Страница ответа
Добрый вечер! Нужна ли запятая между придаточными предложениями, относящимися к одному главному, если они разделены союзом «а»? Например: И в пять, и в 15 лет интересно посмотреть, как медведь прыгает на батуте, а корова разгадывает ребусы. В справочнике по орфографии нахожу: § 139. Запятая ставится между придаточными предложениями, относящимися к одному главному. Если такие придаточные предложения соединены посредством одиночных союзов и, да (в значении «и»), то между ними никакого знака препинания не ставится, например: Она мечтала вслух о том, как она будет жить в Дубечне и какая это будет интересная жизнь. Про союз «а» ничего не сказано. Значит ли это, что запятая нужна? В базе вопросов по запросу «запятая между придаточными предложениями» ничего не найдено.

Да, в этих случаях запятая необходима.

21 октября 2012
Страница ответа
«Более того, вам не придется держать в уме никаких чисел. Просто когда происходит опускание бюллетеня в урну, нужно щелкнуть мышкой. Вот и все.» Подскажите: 1) нужно ли и 2) можно ли (или это будет ошибкой) ставить запятую после слова «просто» Хоть вводным словом «просто» не является, в данном случае, мне кажется, запятая уместна. Как она уместна у Чуковской: «Писать не надо ― просто, когда придумаешь, скажи вслух». [Л.К. Чуковская. Памяти детства: Мой отец – Корней Чуковский (1971)] Спасибо.

Запятая уместна в обоих предложениях.

почему вдруг "под ключ", по вашему мнению, стали писать БЕЗ кавычек. Есть четкое правило "§ 128. Слова, употребляемые в необычном, условном, ироническом значении Кавычками выделяются: 1) слова непривычные, малоупотребительные, на которые автор хочет обратить внимание, например: Мы поехали в лес, или, как у нас говорится, в «заказ» (Тургенев); 2) слова, употребленные в особом, необычном значении, например: Они [пассажиры третьего класса] не имели права находиться на верхних палубах, предназначенных исключительно для «чистой» публики первого и второго класса (Катаев); 3) слова, представляющие собой малоизвестные термины, например: Рано весной… начинаются «палы», или лесные пожары (Аксаков); 4) слова устарелые или, наоборот, совсем новые, если подчёркивается эта их особенность, например: На эту весёлую «тусовку» пришли почти все ученики старших классов; 5) слова, употребленные в ироническом значении, например: …Мы в литературе чтим «табель о рангах» и боимся говорить вслух о «высоких персонах» (Белинский); 6) слова, употребленные в условном значении (применительно к ситуации или контексту), например: На манёврах «красные» выступали против «зелёных»; «противник» применил «атомное оружие». Ср. также: «бочка» (в авиации), «котёл» (в военном деле), «зелёная улица» (у железнодорожников), «белое золото» (хлопок), «белый уголь» (электроэнергия воды), «Белая книга» (сборник документов), «чёрное золото» (нефть), «молния» (срочный выпуск в типографии), «летучая мышь» (фонарь у шахтеров), быть на «вы» (на «ты»), стричь «под горшок», «великий немой» (кино), «козёл» (в спорте) и т. п." http://www.rosental-book.ru/punct_xxxiii.html#sect128

Дело в том, что употребление слов под ключ в значении 'в полной готовности' уже нелья назвать необычным, непривычным. Это сочетание широко употребляется в данном значении и зафиксировано в словарях русского языка (см., напр., «Большой толковый словарь русского языка» под ред. С. А. Кузнецова, «Орфографический словарь»).

19 января 2023
Страница ответа
Являются ли эти словосочетания примыканием? Читать вслух, сделать точь-в-точь, обдумывая задание, желание понять, шел не торопясь.

Не все.

29 сентября 2019
Страница ответа
Добрый день. Подскажите как правильно написать окончание в слове "счастье" в тексте стиха: "И я запою громко вслух О счастьи, любви и весне." Правильно будет "в счастьи" или "в счастье"? Спасибо заранее.

Правильно: запою о счастье.

13 августа 2010
Страница ответа
Здравствуйте! Затрудняюсь с произнесением вслух цифр (словосочетаний): 233 627,4 тыс. рублей, 33,9%. Подскажите, пожалуйста, как правильно?

Произносится так: двести тридцать три тысячи шестьсот двадцать семь целых и четыре десятых тысячи рублей, тридцать три целых и девять десятых процента.

Здравствуйте! Как в прямой речи (в тексте художественной книги) правильно написать указание пунктов а и б. Предложение такое: - Зачем ты: а. поцеловал меня и б. заставлял сказать вслух определённую фразу? Нужно ли ставить точки после а и б и двоеточие перед ними? Заранее спасибо!

Возможный вариант: Зачем ты "а" - поцеловал меня и "б" - заставлял сказать вслух определённую фразу? 

11 марта 2018
Страница ответа
Добрый день! И снова повторяю вопрос, очень рассчитываю на вашу помощь: как оформить мысли героя в художественной книге, если все диалоги начинаются с абзаца и тире, а мысли - заключены в кавычки? Нужно ли и перед мыслями героев ставить эти тире? И как быть, если герой сначала говорит вслух, а потом думает? И наоборот - сначала думает, а потом, поразмыслив, говорит вслух? Заранее благодарю за ответ!!!

Можно оформить мысли героев по правилам оформления прямой речи (в кавычках, без предваряющего тире), чтобы читатель мог отличить их от реплик героев.

16 апреля 2016
Страница ответа

Журнал

Вслух о языке: лингвистическое просвещение в аудиоформате

О русском языке можно не только читать, но и слушать. Мы собрали очень разные подкасты и радиопрограммы: архивные и самые новые, часовые и минутные, с приглашенными экспертами и авторские. Из них можно узнать много нового и неожиданного про русский язык: его историю и современное состояние, значение слов и фразеологических оборотов, про неологизмы и жаргонизмы, про речевой этикет и историю алфавита. 

...О русском языке можно не только читать, но и слушать...

...Рекомендуем выбрать подходящую длительность, ведущих...

Новые возможности восприятия книг: что лучше, буквы или звуки?

Новые технологии «отвязали» текст не только от бумажного носителя, но и от букв, и теперь у нас есть возможность выбирать между собственно чтением и слушанием. У каждого способа есть свои преимущества и ограничения, но в целом восприятие текста мало зависит от того, по какому каналу — зрительному или слуховому — он попадает в наш мозг. 

...Новые технологии «отвязали» текст не только...

...Чтение вслух Письменность появилась примерно пять...

...было публичной, общественной практикой, книги читали вслух...

...От чтения вслух к аудиокнигам Цифровая эпоха...

Почти 1,7 млн девятиклассников прошли итоговое собеседование по русскому языку

1 млн 699 тыс. девятиклассников по всей России зарегистрировались для прохождения итогового собеседования по русскому языку 14 февраля, сообщает Минпросвещения России. Для пропустивших по уважительной причине, удаленных с испытания и получивших «незачет» есть две дополнительные даты — 13 марта и 15 апреля. С 2019 года устное итоговое собеседование проводится для всех выпускников девятых классов во вторую среду февраля.

...Участники выполняют четыре задания: чтение текста вслух...

98,4% девятиклассников успешно прошли итоговое собеседование по русскому языку

Почти все девятиклассники справились с заданиями, входящими в итоговое собеседование по русскому языку, и получили «зачет». Об этом, ссылаясь на данные Рособрнадзора, сообщает ТАСС. «Результаты итогового собеседования стабильны из года в год. Они показывают, что подавляющее большинство выпускников хорошо справляется с заданиями», — отметил руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев. Успешное прохождение итогового собеседования —

...должны были выполнить четыре задания: чтение текста вслух...

Сказка о русском лингвисте Кнорозове, расшифровавшем письменность майя

Юрий Кнорозов совершил то, что все его предшественники считали невозможным. Из статьи журнала «Наука и жизнь» становится понятно, как годы кропотливого труда помогли ученому осуществить его студенческую мечту — расшифровать таинственные письмена древней индейской цивилизации.

...Юрий Кнорозов совершил то, что все его предшественники...

...Кнорозов открыл, что иероглифы можно читать вслух,...

Полчаса на редактуру

Полчаса на редактуру мало, редактирование — медленный процесс. Но скорость жизни в последнее десятилетие повысилась, а количество текстов  увеличилось. Типичный редакторский кошмар: «У меня всего полчаса на этот текст». Наш чек-лист поможет сосредоточиться, когда приближается дедлайн, а вы не знаете, за что хвататься.

...Полчаса на редактуру мало, редактирование &mdash...

...Читаем вслух В конце редактуры нужно прочитать текст...

...вслух, причем лучше не с экрана, а в виде распечатки...

...Новичкам идея чтения вслух может показаться странной...

Исследование: мозг детей реагирует на живое чтение книг уникальным образом

Многие родители чувствуют: когда они читают книгу вместе с ребенком, он не просто слушает историю. Он улавливает эмоции, интонации, видит выражение лица. Мозг малыша настраивается не только на текст, но и на взаимодействие с другим человеком. Группа исследователей из Бостонского университета (США) решила сравнить, что происходит в мозге детей во время прослушивания живого чтения и при просмотре видеоролика, иллюстрирующего историю, с аудиодорожкой, на которой чтец ее читает. В исследовании ...

...экспериментатор сидел рядом с ребенком, читая книгу вслух...

«Почему он не читает?» Книга советов Алихана Динаева для родителей, учителей и других взрослых

Книга учителя обществознания из Чечни Алихана Динаева вышла в издательстве «Альпина Дети» в начале декабря. Ее благородная цель — помочь родителям превратить нечитающего ребенка в ребенка с книгой. Нам так понравились идеи и советы автора, что мы добавили к ним один собственный.

...Книга учителя обществознания из Чечни Алихана Динаева...

...ребенку книгу — придется прочитать ее ему вслух...

Бузинная матушка и добрый папа: когда книги говорят с ребенком на своем неповторимом языке

2 апреля — Международный день детской книги. Он приурочен ко дню рождения Ганса Христиана Андерсена, 220-летие которого мы отмечаем в этом году. Детские книги запоминаются не только увлекательным сюжетом и красивыми иллюстрациями, но и языком — если это по-настоящему выразительный, живой, оригинальный и близкий детям язык художественной литературы. Мы решили напомнить вам о нескольких книгах, которые понравятся младшим школьникам, и о повести, которая поможет подросткам найти слова для своих непростых переживаний.

...2 апреля — Международный день детской книги....

...стихов в переводе Марины Бородицкой делает чтение вслух...

Письмо от руки оказалось полезнее для запоминания букв и слов, чем набор текста

Сегодня мы больше печатаем на клавиатуре и экране, чем пишем от руки. Но стоит ли, тем не менее, сохранить обучение письму от руки в школе? Новое исследование специалистов из Университета Страны Басков (Испания) показало, что ручное письмо помогает детям в развитии грамотности. В эксперименте исследователей приняли участие 50 детей в возрасте 5–6 лет. Все они были носителями испанского языка и еще не научились читать. Каждого ребенка случайным образом определелили в одну из четырех групп.

...дети из «рукописных групп» лучше читали вслух...

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2025 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше