Подсказки для поиска
Точное соответствие
Найдено 95 результатов

Словари

Глагол, несовершенный вид, переходный
1.
Включить
2.
Иметь своей составной частью; охватывать.
Всё об этом слове
Метасловарь
включать

ВКЛЮЧА́ТЬ, включа́ю, включа́ет \\ [фк]люча́ть; в формах с сочетанием ющ: включа́ющий... – включа́[йу]щий и допуст. включа́[и]щий.

включать

ВКЛЮЧА́ТЬ см. включи́ть.

|| Морф. включ=а́-ть. Дер. глаг. включа́ть|ся несов. – ; сущ. включа́|тель м. – ; предл. включа́я (См.).

включать
ВКЛЮЧА́ТЬ, -а́ю, -а́ешь; включа́я; нсв. кого-что (во что). 1. к Включи́ть. 2. Иметь своей составной частью; охватывать. Последний том включает письма писателя. Воспитание включает в себя и обучение.

Ответы справочной службы

Здравствуйте. Нейро - это приставка или корень в таких словах, как нейросеть, нейролингвистический?

Академическая грамматика («Русская грамматика», т. I, М., 1980 г., § 555, § 756) описывает слова типа нейросеть, нейролингвистический, нейроанатомия, нейрохирургия и т. п. как cложные слова с подчинительным (неравноправным) отношением основ. Они содержат опорный компонент (существительное или прилагательное) и связанную усеченную основу нейро- (← нейронный) с конкретизирующей функцией. Компонент нейро- нечленим и представляет собой корень, хотя многие сложения такого типа могут включать в себя интерфиксы (соединительные гласные), ср.: гели-о-терапия (гели- ← гелий).

18 сентября 2025
Страница ответа
Нужна ли запятая в предложении после слова "позиций": Ввиду низкой оборачиваемости данных позиций, включать их в список перечня неснижаемого складского запас является нецелесообразным

Запятая не требуется, но может быть поставлена при дополнительном подчеркивании обстоятельственного компонента предложения.

19 августа 2025
Страница ответа
Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, "изолировано" в данном предложении нужно писать с двумя "н"? Если это наречие и отвечает на вопрос "как": В имитационные талоны изолировано или в различных сочетаниях целесообразно включать закрытые травмы и ранения различных анатомических областей. Спасибо.

Наречие изолированно пишется с двумя буквами н. Верно: В имитационные талоны изолированно или в различных сочетаниях целесообразно включать закрытые травмы и ранения различных анатомических областей.

23 июля 2025
Страница ответа
Здравствуйте. Помогите, пожалуйста. Разбор предложения "Она все ждала и ждала". Синтаксический разбор предложения. "Все" - входит в сказуемое?

В данном случае слово всё употреблено в функции частицы, включать его в состав сказуемого нет оснований.

18 марта 2025
Страница ответа
Здравствуйте. Корректор утверждает, что в фразе "Ах ты бедная моя трубадурочка" нет обращения и запятая вообще не нужна. Тогда "ах" будет не междометием, а частицей? Допустим ли такой вариант пунктуации? Кстати, "трубадурочка" ведь в данном контекста со строчной?

Предложения такой структуры охарактеризованы в параграфе 2589 «Русской грамматики» 1980 г. как фразеологизированные предложения с междометиями. Они включают междометия ахохэх со следующим далее личным местоимением и оценочным именем в форме именительного падежа: Ах она плутовка!Ах ты милашка!; Ох он разбойник!Эх вы обманщики! Как показывают примеры, такие предложения могут включать местоимения не только второго лица. Соответственно, форма именительного падежа существительного не всегда может восприниматься как обращение. В предложениях типа Ах ты бедная моя трубадурочка! эта форма по функции близка к сказуемому, но может быть интерпретирована и как что-то близкое к поясняющему приложению к личному местоимению, поскольку это не обязательный элемент подобных предложений, сравним примеры типа: Ах ты! Какая жалость! — всплеснула руками Лена. [Борис Можаев. Падение лесного короля (1975)]. (При этом нужно учитывать, что фразеологизированные предложения не поддаются обычному синтаксическому разбору, функции формы существительного в них выделяются очень условно.) Значит, пунктуационное оформление может быть вариативным: как с запятой перед формой именительного падежа существительного, так и без нее.

13 февраля 2025
Страница ответа
Подскажите, пожалуйста, чем отличаются понятия "навык" и "умение"?

В обыденной речи слова навык и умение часто используются как синонимы. В профессиональной речи два термина могут употребляться для обозначения различающихся понятий. Безусловно, понятийные различия следует уточнять не у лингвистов, а у специалистов, оперирующих этими понятиями. Общеизвестно, что навык — это автоматизированное действие, которое сформировалось вследствие многократного повторения. Навыки обычно не требуют сознательного контроля, они приобретаются и закрепляются с помощью практики. Умение — это способность выполнять какую-либо задачу или деятельность, основанная на сознательном применении знаний и опыта. Умение связано с осознанной деятельностью и может включать в себя использование навыков. Из этого рассуждения можно сделать вывод о том, что умение — более широкое понятие, включающее совокупность знаний, опыта и навыков для выполнения задачи, тогда как навык — часть умения, которая выполняется автоматически.

12 февраля 2025
Страница ответа
Здравствуйте! Где должна стоять запятая во фразе "Ах ты бедная моя Трубадурочка"?

Предложения такой структуры охарактеризованы в параграфе 2589 «Русской грамматики» 1980 г. как фразеологизированные предложения с междометиями. Они включают междометия ахохэх со следующим далее личным местоимением и оценочным именем в форме именительного падежа: Ах она плутовка!Ах ты милашка!; Ох он разбойник!Эх вы обманщики! Как показывают примеры, такие предложения могут включать местоимения не только второго лица. Соответственно, форма именительного падежа существительного не всегда может восприниматься как обращение. В предложениях типа Ах ты бедная моя трубадурочка! эта форма по функции близка к сказуемому, но может быть интерпретирована и как что-то близкое к поясняющему приложению к личному местоимению, поскольку это не обязательный элемент подобных предложений, сравним примеры типа: Ах ты! Какая жалость! — всплеснула руками Лена. [Борис Можаев. Падение лесного короля (1975)]. (При этом нужно учитывать, что фразеологизированные предложения не поддаются обычному синтаксическому разбору, функции формы существительного в них выделяются очень условно.) Значит, пунктуационное оформление может быть вариативным: как с запятой перед формой именительного падежа существительного, так и без нее.

22 января 2025
Страница ответа
Здравствуйте! Нужна ли запятая во фразе "Ах ты(,) злодей"? (прямая речь) С одной стороны, здесь налицо обращение, но, возможно, все три слова создают составное междометие, которое на стоит разделять знаками препинания? В литературе встречал различное написание. Возможно, запятая в данном случае факультативна?

Предложения такой структуры охарактеризованы в параграфе 2589 «Русской грамматики» 1980 г. как фразеологизированные предложения с междометиями. Они включают междометия ахохэх со следующим далее личным местоимением и оценочным именем в форме именительного падежа: Ах она плутовка!; Ах ты милашка!; Ох он разбойник!; Эх вы обманщики! Как показывают примеры, такие предложения могут включать местоимения не только второго лица. Соответственно, форма именительного падежа существительного не всегда может восприниматься как обращение. В предложениях типа Ах она плутовка! эта форма по функции близка к сказуемому, но может быть интерпретирована и как что-то близкое к поясняющему приложению к личному местоимению, поскольку это не обязательный элемент подобных предложений, сравним примеры типа: Ах ты! Какая жалость! — всплеснула руками Лена. [Борис Можаев. Падение лесного короля (1975)]. (При этом нужно учитывать, что фразеологизированные предложения не поддаются обычному синтаксическому разбору, функции формы существительного в них выделяются очень условно.) Значит, пунктуационное оформление может быть вариативным: как с запятой перед формой именительного падежа существительного, так и без нее.

20 декабря 2024
Страница ответа
Доброе время суток! В чём отличие между этими вариантами? (1) Прежде чем СКАЗАТЬ СВ надо сначала ПОДУМАТЬ СВ. = использование совершенного вида выражает значение повторяющихся действий и могут быть представлены как потенциально возможные в определённых обстоятельствах? (2) Прежде чем ГОВОРИТЬ НСВ надо сначала ДУМАТЬ НСВ. = подчёркивает повторяемость, т.к. все формы глаголы в НСВ? (3) Прежде чем СКАЗАТЬ СВ надо сначала ДУМАТЬ НСВ. = какое действие подчёркнуто сильнее? (4) Прежде чем ГОВОРИТЬ НСВ надо сначала ПОДУМАТЬ СВ.

В примере (1) Прежде чем СКАЗАТЬ СВ надо сначала ПОДУМАТЬ СВ значения повторяющихся действий нет. Значение потенциальности видеть можно вполне (ведь использован инфинитив). Использование двух форм НСВ в (2) подчеркивает процессуальность (длительность), значение повторяемости может быть внесено только дополнительными лексическими средствами (каждый развсегда и т. п.). В (2) и (3) использование НСВ думать ведет к предпочтительной трактовке предложения как совета (или даже замечания); если (1) и (4) можно с равным успехом адресовать как собеседнику, так и себе самому, то (2-3) по отношению к себе самому маловероятно (разве что как выговор самому себе).

В целом все варианты вполне дееспособны. Что же касается вопроса, какое действие подчеркнуто сильнее, то ответа на него нет: вид не прагматическая категория, с его помощью ничего не подчеркивается. Подчеркнуть некоторый аспект смысла можно нарочитым лексическим выбором, частицами, интонацией… Вид я бы назвал — если его все-таки включать в этот список — последним в ряду подобных средств. Нет у него такой функции.
 

15 декабря 2024
Страница ответа
Здравствуйте, в предложениях типа "Январь - это зимний месяц" при выделении сказуемого нужно ли в его состав включать слово "это". Если не включать в сказуемое, тогда каким членом предложения является слово "это"

Включать это в сказуемое не требуется. В таких случаях это не считается знаменательным словом и как член предложения не квалифицируется. Чаще всего такое это характеризуют как частицу, акад. Л. В. Щерба считал его связкой.

9 декабря 2024
Страница ответа

Справочники

Знаки препинания при ограничительно-выделительных оборотах

§ 78. Обороты со значением включения, исключения и замещения, называющие предметы, включенные в ряд однородных членов или, наоборот, исключенные из него, или предметы, замещающие другие, выделяются или не выделяются запятыми по условиям контекста. Такие обороты включают предлоги и предложные сочетания кроме, наряду с, помимо, (не) исключая, за исключением, включая, сверх, вместо и др. Обособление обязательно при следующих условиях: расположение в абсолютном начале предложения;

...предлогом вместо, имеющий значение замещения, может включать...

Включать и включать в себя

Вопрос Как правильно: включать или включать в себя? Глагол включать (несов. вид) — включить (сов. вид) имеет значения: кого-что во что. Ввести, внести в состав, число кого-чего-нибудь. Включить в список кандидатур для голосования. Включить новый пункт в инструкцию; что во что. Присоединив к источнику энергии, привести в действие, пустить в ход; подключить. Включить аппарат в сеть. Включить свет. Включить мотор; иметь что-нибудь в своем составе;

...Вопрос Как правильно: включать или включать в себя...

...Глагол включать (несов. вид) — ...

...Правильно включать и включать в себя ...

За того парня

За того парня – сейчас выражение употребляется в ироническом (а иногда и неодобрительном) смысле, когда речь идет о вынужденной работе за других. Но первоначально эти слова были овеяны героико-романтическим ореолом. «За того парня» – название песни на стихи Р. Рождественского композитора М. Фрадкина из кинофильма «Минута молчания» (песня звучит также в фильме «В бой идут одни "старики"»). В этой песне есть такие слова: И ...

...Бондарева предложили включать в списки рабочих бригад...

Осложненные предложения

Осложнение предложения возникает при наличии членов предложения и не являющихся членами предложения единиц с относительной смысловой и интонационной самостоятельностью. Осложнение предложения вызывают 1) однородные члены, 2) обособленные члены (в том числе уточняющие, пояснительные, присоединительные, причастный, деепричастный, сравнительный оборот), 3) вводные слова и предложения, вставные конструкции, 4) обращения, 5) прямая речь. Однородные члены предложения Однородными ...

... п. , неоднословное обращение может включать зависимые...

Журнал

Проект «Слово Толстого» приглашает присоединиться к его сообществам в соцсетях

Проект запустился около года назад, когда научно-образовательный союз «Родное слово» вместе с командой Tolstoy Digital выиграл грант Президентского фонда культурных инициатив. С тех пор в интернете создается новое пространство — цифровой путеводитель по наследию Льва Толстого. Он заинтересует людей гуманитарных профессий и всех, кто любит русскую литературу и ищет новые способы узнавать ее глубже. Благодаря современным технологиям путеводитель будет включать систему навигации и ...

...Благодаря современным технологиям путеводитель будет включать...

Обогащение словарного запаса и формирование грамматического строя речи учащихся

Овладеть каким-либо языком — значит приобрести определенный, максимально возможный словарный запас, усвоить грамматический строй изучаемого языка и научиться ими пользоваться в речевой практике. Все эти стороны в овладении языком одинаково важны, взаимосвязаны и взаимообусловлены.

...Овладеть каким-либо языком — значит приобрести...

...систематически, на каждом уроке, и обязательно включать...

...построении системы упражнений следует как можно раньше включать...

...работой над словом, следует на определенном этапе включать...

Госдума приняла закон о Национальном словарном фонде

Законопроект был внесен на рассмотрение парламента в январе 2024 года. 9 апреля его приняли во втором и третьем чтениях. Новый федеральный закон вносит дополнения в закон «О государственном языке РФ», а именно дополняет его статьей 4, регламентирующей работу новой государственной информационной системы «Национальный словарный фонд». В ней будут представлены данные о современных и исторических нормах русского ...

...Фонд будет включать в себя словари русского языка...

Использование субтитров к видео помогает в изучении иностранного языка

Одна из целей в обучении иностранному языку — помочь студенту понимать живую речь носителей. Здесь может быть полезен просмотр видео — не только обучающих фрагментов, но и любимых сериалов или фильмов. Вопрос в том, включать ли при этом субтитры на языке оригинала. Один подход заключается в том, чтобы смотреть запись без вспомогательных инструментов, в расчете на то, что студент научится различать знакомые слова на слух и по контексту ...

...Вопрос в том, включать ли при этом субтитры на...

Приложение на основе ИИ поможет школьникам в изучении русского языка

Приложение «Эльман», основанное на искусственном интеллекте, будет интегрировано в цифровые продукты издательства «Просвещение» для изучения русского языка. Ученики пятых классов смогут задавать чат-боту вопросы о выполнении заданий и получать подсказки, но не прямые ответы. В этом заключается принцип работы приложения: с помощью наводящих вопросов и примеров оно помогает ученикам самим находить решения. Если ученик отвечает верно, ИИ-помощник ...

...Издательство планирует включать в проект и ...

Опрос: 71% россиян поддерживает идею обучать школьников использованию ИИ

Большинство россиян (71%) считают нужным учить детей работе с искусственным интеллектом в школе. Такой вывод следует из опроса ВТБ, проведенного в августе 2025 года. Единого мнения о том, как именно включать ИИ в школьную программу, у респондентов нет. 34% выступили за то, чтобы встроить обучение в уже существующие предметы. 24% считают необходимым ввести отдельный урок по работе с нейросетями. Еще 22% убеждены, что ...

...Единого мнения о том, как именно включать ...

Какие слова лучше мотивируют? Результаты эксперимента

Существуют ли языковые способы мотивировать людей к действию — или эффект больше зависит от того, кто говорит, от настроения аудитории и качества аргументов? Исследователи из Университета социальных и гуманитарных наук в Варшаве и Падуанского университета нашли подтверждения первой гипотезы. На основе существующих представлений о том, как люди стремятся к целям, авторы предположили, что успешная мотивирующая коммуникация (в виде текста) ...

...мотивирующая коммуникация (в виде текста) должна включать...

Филолог Владимир Новиков: «Культурный человек не гонится за речевой модой, а интересуется ею»

Книга филолога, прозаика и литературного критика, заслуженного профессора МГУ Владимира Новикова «Слов модных полный лексикон» рассказывает о новых словах и выражениях, которые вошли в моду в первой четверти XXI века. Из нее можно узнать не только о лексических новациях последних лет, но и о том, какие слова были в ходу еще недавно. 

...Книга филолога, прозаика и литературного критика, заслуженного...

...любые слова, но при этом совершенно не обязательно включать...

Русская страсть к составлению словарей: достижения прошлого и цифровое будущее

В любой библиотеке мира словари русского языка будут занимать бесконечные ряды полок. Найти можно все: от словаря языка Пушкина до словаря названий рыб. Что ждет словари в XXI веке: останутся ли они памятниками прошлого или обретут новую жизнь благодаря цифровым технологиям? Лингвист, руководитель ИИ-направления Грамоты Михаил Копотев описал для нас в общих чертах три с лишним века русской лексикографии.

...В любой библиотеке мира словари русского языка будут...

...А с 2024 года Грамота начала включать...

...полное семантическое описание каждого слова, но и включать...

Как цифровизация помогает сохранить языки коренных народов России

21 февраля в мире отмечается Международный день родного языка. Его задача — напомнить о ценности всех тех языков, которые достались нам в наследство. Когда родной язык народа уходит из общественной жизни, ему грозит превращение в набор отдельных слов и обрывочных рассказов, интересующих лишь исследователей. Эта угроза существует и для языков некоторых коренных народов России. Но современные технологии дают таким языкам надежду.

...21 февраля в мире отмечается Международный день родного...

...переводить речь, отвечать на простые вопросы, шутить, включать...

...nbsp;одного языка на другой, отвечать на вопросы, включать...

Больше точных совпадений не найдено, показать близкие результаты?

Показать
1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2025 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!