Подсказки для поиска
Точное соответствие
Найдено еще 127 результатов

Словари

Прилагательное
мн. число именительныйа́вторские
мн. число винительныйа́вторские
Все формы слова
1.
к А́втор.
Всё об этом слове
Прилагательное
1.
устаревшее
Относящийся к царскому двору; придворный.
Всё об этом слове
Прилагательное, относительное
Всё об этом слове
Метасловарь

Ответы справочной службы

Добрый день! Недавно встал вопрос о правильности написания авторских слов после прямой речи, если они представляют собой отдельное предложение. Просмотрела все справочники, везде одни формулы, однотипные примеры и никаких комментариев по этому поводу. Нашла шокирующий ответ здесь в вопросах-ответах (конкретно в Вопросе № 213958). (Ответ справочной службы русского языка Если авторские слова, стоящие после прямой речи, представляют собой отдельное предложение, то они начинаются с прописной буквы.) Подскажите, пожалуйста, насколько это правило строгое. Возможен ли вариант написания с маленькой буквы? Для меня дико смотрится предложение в стиле "П. - А". (всегда писала "П, - а". независимо от содержания "а"). Почему такой важный момент нигде в справочниках не оговаривается?

В справочниках это правило приводится. Мы слово в слово процитировали справочник Д. Э. Розенталя «Пунктуация» (раздел «Прямая речь перед авторскими словами»). Другое дело, что такой случай пунктуационного оформления встречается нечасто, поэтому многие справочники об этом правиле даже не вспоминают.

15 августа 2014
Страница ответа
Фильм называется "У потухшего кАмелька". В титрах так же. С удивлением обнаруживаю в разных источниках его название: "У потухшего кОмелька" Словарь Даля: КОМЕЛЕК м. камин, чувал, очаг с колпаком; южн. и зап. комин, печная труба; || шесток с кожухом и трубой руской печи; || род особого шестка, приделанного на углу печи, для мелкой варки. Словари Грамоты.ру слово кОмелёк трактуют только как часть дерева, т.е. комля. Можно ли считать кАмелёк и кОмелёк синонимами? Думаю, что вольно менять название фильма все равно негоже - авторские права и т.п.

В значении 'камин, очаг' правильно: камелёк. Слово комелёк используется только как уменьшительное к комель (часть дерева). По словарю Даля, составленному в позапрошлом веке, нельзя проверять орфографию современного русского языка.

14 января 2014
Страница ответа
Добрый день! В теме оформления прямой речи, к сожалению, не нашла упоминания схемы, указанной в справочнике Розенталя: "Если авторские слова, стоящие после прямой речи, представляют собой отдельное предложение, то они начинаются с прописной буквы: — Скорей, загорелась школа! — И он побежал по домам будить людей." ("Справочник по русскому языку. Пунктуация", 2002. Раздел 14, параграф 47, прим. 2) Можно ли считать это правило недействительным, и как в таком случае поступать со словами автора, которые являются отдельным предложением?

Это действующее правило. По сути то, что в справочнике названо "словами автора", является в этом примере самостоятельным предложением, никак не связанным с прямой речью.

Здравствуйте. Предложение: "Звучали авторские песни — лиричные, глубокие, раздумчивые". Подскажите, пожалуйста, в соответствии с каким правилом в данном предложении стоит тире. (Я уверена, что оно там нужно, но надо объяснить заказчику причину постановки знака). С уважением, Дарья

Определения, стоящие в конце предложения, как нераспространенные, так и с зависимыми словами, могут отделяться знаком тире. Такие определения имеют пояснительно-уточняющее значение. Ср.: Опять пахло дымом, но только это был иной запах — древесный, сухой, утренний (Шукшин). См.: Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В. В. Лопатина. М., 2006. § 51.

17 июня 2015
Страница ответа
У Лопатина написано, что между частями сложносочинённого не ставится запятая, если они представляют собой безличные ВО ВСЕХ СЛУЧАЯХ (§112, п.4). И дан пример: "С деревьев капало и вокруг пахло листвой". У Розенталя - что только тогда, когда безличные части имеют синонимичные слова (§30, п. 3.5). В противном случае запятая ставится. И даны примеры: "Необходимо рассмотреть авторские заявки и надо срочно составить по ним заключения", но "Между тем совсем рассвело, и надо было опять выходить в море". Что скажет на это Грамота?

Нам известно об этом противоречии в справочниках. Для того чтобы решить, какой вариант правила признать отражающим норму сегодняшнего дня, необходимы исследования. На данный момент можно лишь сказать, что нельзя считать ошибкой как наличие, так и отсутствие запятой в сложносочиненном предложении, состоящем из двух безличных частей без синонимичных слов. 

24 февраля 2016
Страница ответа
Можно ли поставить авторские запятые, ссылаясь на правило: обстоятельства, выраженные существительными в формах косвенных падежей с предлогами, обособляются для попутного пояснения или смыслового выделения: "Тогда, за мою великую силу, они стали называть меня капитаном"? Если да, то почему нельзя выделять наречие «наконец»? Спасибо.

На основании приведенного правила  слова за мою великую силу можно выделить запятыми.

Также могут обособляться обстоятельства, выраженные наречиями (в том числе словом наконец), с целью смыслового выделения или пояснения.

28 июня 2016
Страница ответа
Здравствуйте! подскажите, пожалуйста, как правильно оформляются авторские слова после вопросительного и восклицательного знаков (с прописной или строчной буквы): 1. – А я знаю?! – От собственной беспомощности участковый готов был заплакать. или 2. – А я знаю?! – от собственной беспомощности участковый готов был заплакать. а также: 1. – Это как же? – Сестер начало мелко трясти. или 2. – Это как же? – сестер начало мелко трясти. Заранее спасибо за ответ. С уважением, Елена Александровна

Слова автора начинаются со строчной буквы:

– А я знаю?! – от собственной беспомощности участковый готов был заплакать.

– Это как же? – сестер начало мелко трясти.

5 августа 2008
Страница ответа
Здравствуйте! Будьте любезны, подскажите, как правильно оформить авторские слова при прямой речи в следующих случаях: 1) — Ты вон какой слабенький… малипу-у-усенький, — она внимательно посмотрела на щенка; неожиданно защипало глаза, но девочка тут же тряхнула головой. или — Ты вон какой слабенький… малипу-у-усенький. Она внимательно посмотрела на щенка; неожиданно защипало глаза, но девочка тут же тряхнула головой. 2) — Вот был бы с нами папа… — По круглой детской щёчке скатилась слеза. или — Вот был бы с нами папа… По круглой детской щёчке скатилась слеза. 3) — Всё, карапузик! Понимаешь? — Света ласково, едва касаясь щенячьей головки, гладила «карапузика»

Предлагаем следующий вариант: – Ты вон какой... – Она внимательно посмотрела...

19 июня 2008
Страница ответа
Если после прямой речи идут авторские слова, к ней не относящиеся, с какой буквы они должны писаться: с заглавной или с прописной? Ну, например, как правильно: 1) - Кто здесь главный? - в ответ злобное молчание. - Я спрашиваю: кто здесь главный? или 2) - Кто здесь главный? - В ответ злобное молчание. - Я спрашиваю: кто здесь главный?
Корректен второй вариант.
5 января 2008
Страница ответа
Как правильно пишется слово посвЯщённые или посвЕщённые: "...авторские статьи, обзоры программ, новости и пресс релизы, посв*щенные веб-дизайну..."

Правильно: посвященные.

26 февраля 2008
Страница ответа

Журнал

Авторская лексикография в отечественном языкознании

Авторская, или писательская, лексикография может быть определена в целом как теория и практика создания словарей языка отдельных авторов. Теория авторской лексикографии охватывает широкий круг проблем: это определение статуса, объема, содержания данного научного направления, прагматической специфики авторских словарей, выявление макро- и микроструктуры таких справочников, их объяснительного аппарата, системно-типологической организации. Сюда же относятся и вопросы истории авторской лексикографии.

...Авторская, или писательская, лексикография может быть...

...Авторские словари отражают языковое сознание, языковую...

...Следует упомянуть также авторские словари (обычно это...

...Авторские словари при таком делении — это...

Вслух о языке: лингвистическое просвещение в аудиоформате

О русском языке можно не только читать, но и слушать. Мы собрали очень разные подкасты и радиопрограммы: архивные и самые новые, часовые и минутные, с приглашенными экспертами и авторские. Из них можно узнать много нового и неожиданного про русский язык: его историю и современное состояние, значение слов и фразеологических оборотов, про неологизмы и жаргонизмы, про речевой этикет и историю алфавита. 

...О русском языке можно не только читать, но и слушать...

...Рекомендуем выбрать подходящую длительность, ведущих...

Будущие учителя литературы не справились с пониманием художественного текста

В исследовании участвовала группа из 34 студентов бакалавриата МГППУ — будущие учителя начальных классов. В течение двух лет с ними работали специалисты по педагогической психологии, изучая их восприятие художественных произведений. Результаты показали, что бакалавры недостаточно готовы к самостоятельной работе с художественными текстами. Так, четверть студентов не поняла основную идею рассказа, который им предложили для анализа. Около половины не смогли верно определить чувства и ...

...мысли персонажей. 70% не смогли определить «авторские...

Вышел четвертый номер журнала «Русская речь» за 2023 год

Статьи номера посвящены произношению согласных, восприятию диалекта, карнавализации, семантике глагольных циркумфиксов и слова «Земля», а также языку образов времени и языку художественной литературы. Отметим некоторые из них.

...Статьи номера посвящены произношению согласных, восприятию...

... Подобные авторские словари, свободные от шаблонов...

Презентация «Азбукваря» художника Родиона Китаева прошла в ГЭС-2

Азбука, буквица или букварь — это такой учебник, который позволяет запомнить написание печатных и рукописных букв. На выставке-калейдоскопе азбук «Не только буквы» в Доме культуры «ГЭС-2» прошла презентация книги «Азбукварь», в которой буквы русского алфавита представлены в стиле, похожем на сюрреализм. 

...Азбука, буквица или букварь — это такой учебник...

...В будущем коллекцию пополнят другие авторские...

Началось народное голосование за финалистов телешоу «Классная тема!»

На канале «Россия 1» готовится к выходу четвертый сезон телешоу «Классная тема!», посвященного современным учителям. Шоу представляет самых ярких педагогов в разных предметных областях и призвано способствовать повышению престижа учительской профессии. С 22 по 28 сентября в сообществе телешоу в социальной сети «ВКонтакте» пройдет народное голосование за финалиста телешоу. Любой пользователь соцсети может проголосовать в семи ...

...В роликах педагоги показывают свои авторские методики...

Педагоги из стран СНГ приняли участие в конкурсе «Язык без границ»

В международном конкурсе «Язык без границ», который проходил в дистанционном формате с 9 ноября по 25 декабря 2020 года, приняли участие более 500 педагогов — представителей разных стран и культур. Но, несмотря на все отличия, конкурс объединил учителей, преподающих на русском языке, из всех стран СНГ. — Цель конкурса — обмен опытом и знаниями, распространение педагогического опыта лучших учителей русских школ стран СНГ, повышение общественного и профессионального ...

...видео-конференц-связи представили членам оргкомитета и жюри свои авторские...

«Денег нет, но вы держитесь»: устойчивые обороты со словом «деньги»

В новом номере наше внимание привлекли две статьи: о фразеологических неологизмах в русском языке, которые репрезентуют понятие «деньги», и о разговорной сравнительно-оценочной конструкции <куда Х-у до У-а> (например, куда ему до меня).

...В новом номере наше внимание привлекли две статьи...

...деньги от англ. short term money) и условно авторские...

Новый учебный год и новое правописание

Ольга Евгеньевна Кармакова, учитель русского языка лицея № 1525 города Москвы, старший научный сотрудник отдела диалектологии Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, кандидат филологических наук, член Орфографической комиссии РАН, ответила на вопросы нашего корреспондента Марины Шевцовой.

...Ольга Евгеньевна Кармакова, учитель русского языка...

...многих вузах вводятся тесты, часто неудачные: берутся авторские...

Обучение и самообучение: как синтетические данные влияют на работу больших языковых моделей

Нейросети учатся на текстах, созданных человеком. Но что, если текстов для обучения не хватает? Тогда используют синтетические данные, сгенерированные моделью. В чем их особенности? Как повлияет появление большого количества «искусственных» текстов на нас как носителей естественного языка? Мы поговорили об этом с руководителем ИИ-направления Грамоты, компьютерным лингвистом Михаилом Копотевым.

...Нейросети учатся на текстах, созданных человеком. Но...

...Кому принадлежат авторские права на созданный текст...

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2025 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше