Подсказки для поиска
Точное соответствие
Найдено 39 ответов
№ 323873
Здравствуйте! Можно ли так употреблять в художественном произведении: "...появилась дама. Плечи её были опущены, взгляд смотрел в никуда, казалось, он пытался найти кого-то..."? Может ли взгляд смотреть? Или лучше как-то переделать?
ответ

Нет, нельзя. Можно, например: взгляд был направлен; взгляд был устремлен; глаза смотрели.

14 июля 2025
№ 321163
Подскажите, пожалуйста, есть ли в этом предложении знаки препинания? По правилам получается, что нет. Или всё-таки "с компрессом на шее" может быть обособленным приложением? В кровати укрытый одеялом с компрессом на шее лежал мальчик.
ответ

В этом предложении нужно обособить определительный оборот укрытый одеялом: он отделен от определяемого существительного мальчик другими членами предложения. Что касается сочетания с компрессом на шее, то, вообще говоря, оно может быть и обстоятельством образа действия, и несогласованным определением. В приведенном предложении его соседство с глаголом лежал говорит о том, что это обстоятельство (сравним: Мальчик с компрессом на шее пытался нам что-то сказать — здесь то же сочетание играет роль определения при существительном). Это обстоятельство не требует обособления, но может быть обособлено для попутного пояснения или смыслового выделения (см. параграф 74 полного академического справочника «Правила русской орфографии и пунктуации» под ред. В. В. Лопатина). Таким образом, в предложении возможно два варианта постановки знаков препинания:

  • В кровати, укрытый одеялом, с компрессом на шее лежал мальчик.
  • В кровати, укрытый одеялом, с компрессом на шее, лежал мальчик.
20 января 2025
№ 320903
Здравствуйте! Прошу помочь в сложной ситуации. Не могу взять в толк, каким по структуре является данное предложение. Бабушка, или, как её называли в доме, бабуся, говорила громко. Верно ли расставлены знаки препинания вообще? Если да, то чем является выражение "как её называли в доме"? Осложнением простого предложения или придаточной частью? Если является осложнением, то чем именно? Если придаточной частью, то возможно ли её использование внутри приложения? Надеюсь на ваш ответ.
ответ

Знаки препинания расставлены верно. Другое дело, что лучше было бы взять обособленное приложение в парное тире, чтобы отграничить обособление приложения и выделение запятыми вводного предложения как ее называли в доме.

Перед нами простое предложение, осложненное обособленным приложением и вводной конструкцией.

Что же касается придаточных частей, то многие из них могут оказаться внутри чего угодно. Например: Дедушка, заслуженный строитель, приехавший в наш город, когда он еще только строился, и многое сделавший для его становления, хотя кое-кто и пытался ему помешать, обычно очень внимательно слушал сообщения о новых стройках.

11 января 2025
№ 318236
Здравствуйте , сижу сейчас на паре, хотела задать вопрос, насчёт фонетического разбора слова (то есть звуко-буквенного), с начальной школы учат так: после записи слова , посчитали слоги , а потом в столбик выписать буквы , потом уже звуки. Педагог сейчас пытался мне доказать , что это ошибка и нужно сначала писать звуки , а потом уже букву. Пример: [а]-гл, уд. а. Скажите пожалуйста, как правильно писать и почему?
ответ

Звуко-буквенный анализ в разных классах начальной школы, фонетический анализ в средней школе и фонетический анализ в вузе имеют свои особенности и проводятся с разной степенью подробности, но всегда наблюдения и рассуждения идут от звучания к графической записи, а не наоборот. Эта методика правильная, потому что цель этого типа анализа — развитие фонетического слуха и получение сведений о звуковой системе языка. Неслучайно, самый простой тип фонетического анализа называется звуко-буквенным, а не буквенно-звуковым.

Общая логика анализа закладывается в первом классе начальной школы.

 Для примера приведем образец рассуждения учащегося первого класса начальной школы при проведении звуко-буквенного анализа слова ель:

1 этап: звуковой анализ.

Произнесение слова: [j э л’].

Анализ слова: один слог.

Произнесение слова с выделением (протягиванием) первого звука в слове: [jjj э л’].

Анализ первого звука: первый звук [j] — согласный, звонкий, мягкий.

Произнесение слова с выделением (протягиванием) второго звука в слове: [j эээ л’].

Анализ второго звука: [э] – гласный.

Произнесение слова с выделением (протягиванием) третьего звука в слове: [j э л’л’л’].

Анализ третьего звука: [л’] – согласный звонкий, мягкий.

2 этап. Звуко-буквенный анализ.

Анализ: [j] вместе со следующим гласным [э] обозначаются одной буквой Е (указывается буква около соответствующих звуков).

Анализ: [л’] обозначается буквой Л (указывается буква).

Анализ: мягкость согласного [л’] на конце слова обозначается буквой Ь (указывается буква).

3 этап.

Читаем, что получилось: ЕЛЬ.

25 октября 2024
№ 318011
Здравствуйте! Как лучше расставить знаки препинания в следующем предложении? "Я всё пытался по глупости докопаться -- нет, ну всё-таки, затаил он обиду на меня? затаил? ну всё-таки?"
ответ

Корректно: Я всё пытался по глупости докопаться: нет, ну всё-таки затаил он обиду на меня? Затаил? Ну всё-таки?

18 октября 2024
№ 316260
Подскажите и объясните, пожалуйста, нужна ли запятая после № или нет и перед словом по формам. Я пытался найти правила, но не смог и лишь какие-то отголоски из школьной программы. Руководство сообщает, что информационные письма по формам: № 1, № 2 и № 3, не направлялись по причине отсутствия согласий от контрагентов.
ответ

Для постановки знаков препинания в указанных позициях нет оснований. Сочетание № 1, № 2 и № 3 представляет собой несогласованное определение, обозначающее постоянные признаки (см. параграф 53 полного академического справочника «Правила русской орфографии и пунктуации» под ред. В. В. Лопатина), к существительному формыРуководство сообщает, что информационные письма по формам № 1, № 2 и № 3 не направлялись по причине отсутствия согласий от контрагентов.

20 августа 2024
№ 315984
Вспомнилось слово "улучить" и мысль довела по цепочке к "случай" - "случка" - "разлука". Правильно, это ведь однокоренные? Пытался найти по словарным статьям, безуспешно.
ответ

С исторической точки зрения все эти слова действительно однокоренные. Они восходят к праславянскому *lǫс- , откуда глагол *lǫčiti, первонач., вероятно, "гнуть, связывать", в сложениях с приставками оtъ (см. отлучить), *оrz (разлучить) получил знач. "разделять". 

4 августа 2024
№ 311740
Здравствуйте. Есть такое предложение: "Нечто, подобно Солнцу, парящее над миром". Правильно ли оно вообще построено и правильно ли поставлены запятые? Я пытался понять сам, но к сожалению сломал голову.
ответ

Чтобы эта конструкция стала предложением, в неё нужно добавить глагол-сказуемое. 

27 ноября 2023
№ 308718
"Он пытался добиться того, что(бы) мальчик получил золотую медаль." В данном случае необходимо писать "чтобы" или "что бы"?
ответ

Части Вашего сложного предложения должны соединяться союзом чтобы

12 октября 2021
№ 308488
Здравствуйте, есть вопрос. "Там, где было поваленное дерево, что‑то происходило. Но разглядеть что — совсем не получалось." Правка от корректора "Но разглядеть, что, совсем не получалось." Нормально? Или оставить как было?
ответ

По правилам запятых не должно быть, если придаточное предложение состоит из одного только союза или союзного слова. Поэтому с правкой корректора нельзя согласиться. Пунктуация в первоначальном варианте была верной. А чтобы избежать затемнения смысла (видимо, от этого пытался уйти корректор, предлагая правку), можно поставить ударение над что.

15 августа 2021

Больше точных совпадений не найдено, показать близкие результаты?

Показать
1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2024 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!