Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Назовите ваше слово года!
Участвовать в исследовании
Точное соответствие
Найдено еще 100 публикаций
Хроника конференции «Современный учебник русского языка для иностранцев»

Участников и гостей конференции приветствовал заместитель декана филологического факультета доцент В. П. Гудков, подчеркнувший актуальность этой конференции и значимость изучения и преподавания русского языка как иностранного в условиях одной из актуальных современных социальных задач — задачи сближения народов разных стран. В. П. Гудков также выразил надежду на то, что поставленные вопросы найдут свое решение и конференция будет способствовать дальнейшему развитию методики преподавания русского языка как иностранного и поможет расширить контингент изучающих РКИ.

...П. Гудков, подчеркнувший актуальность этой конференции и значимость изучения и преподавания русского языка как иностранного в условиях одной из актуальных современных социальных задач — задачи сближения народов разных стран. В. П....

...Хроника конференции «Современный учебник русского языка...

...П....

...П. Клобукова) приняли участие 36 человек и было заслушано 16 докладов....

...П. Домнич, Украина; Баба-заде Джамиля, Иран); страноведческий и лингвострановедческий потенциал художественного текста и способы его активизации (А. С....

...П. Клобуковой и профессора И. В. Михалкиной (Москва, МГУ) была обоснована концепция учебника для начинающих изучать русский язык в целях делового общения и определены его лингвометодические основы....

...П. Москвин, Волгоград). Все участники секции, обсудив поставленные вопросы, пришли к выводу о том, что культурологическая направленность обучения может выступать как средство мотивации учебного процесса, развития речевой и языковой компетенции....

Культура речи и языковая критика

Проблемы, которые мы здесь обсуждаем, в конечном итоге сводятся к оценке состояния русского языка, и зеркалом этого состояния является язык средств массовой информации. Само слово «состояние» заряжено негативной оценкой, предполагает какие-то дефекты в предмете. Ср. «состояние больного внушает опасения», «состояние конструкции здания чревато опасностями» и т. п. Но когда мы говорим о состоянии языка, мы разве озабочены разрушением его морфологического строя? Или нас настораживают изменения в его фонетике, в его синтаксисе?

...«состояние больного внушает опасения», «состояние конструкции здания чревато опасностями» и т. п. Но когда мы говорим о состоянии языка, мы разве озабочены разрушением его морфологического строя? Или нас настораживают изменения в его фонетике, в его синтаксисе?...

...Культура речи и языковая критика...

...ошибок связано с несоблюдением культурно-речевых норм, освященных литературной традицией, норм, закрепленных кодифицированными правилами, норм, рекомендуемых авторитетными изданиями словарей и различных справочников (ср. одеть и надеть, чулок и носков, ложить и положить, приведённый и привeденный и т. п....

Упорядочение русского правописания

Предлагаем вниманию читателей портала статью Александра Реформатского, опубликованную в журнале «Русский язык в школе» (№ 1, 1937). Из этой статьи читатель узнает, как в первые десятилетия советской власти шла работа по подготовке общеобязательного свода правил русского правописания, который, напомним, был официально утвержден только в 1956 году, почти через двадцать лет после написания статьи (работа по упорядочению правописания прервалась в годы Великой Отечественной войны).

...Предлагаем вниманию читателей портала статью Александра...

...Упорядочение русского правописания...

...т. п....

..., книжонка, межой, лужоный и т. п....

...Неудобство очевидно, а смысла в этом различном написании нет; ударные же случаи показывают здесь и: мгинский от Мга; учинский от Уча и т. п....

...чорт, но учебный и учеба; Балашов, Борщов, но Камышев; существительные ожог, поджог пишутся с о, а соответственные глаголы ожег, поджег – с е; шорох, но шелк и т. п....

...11 и т. п. Очевидно, латненский надо писать так же, как грозненский (от Грозный), что же касается прилагательного от Икша, то неизвестно, равнять ли его написание по типу ялтинский или по типу пензенский....

Владимир Плунгян: «Первый урок корпуса — не злоупотреблять нормализаторством»

Как изменилось наше представление о языке после появления корпусов текстов, в частности Национального корпуса русского языка? Использование корпуса в практике лингвистических исследований уже стало общепринятым, а что дают корпусные данные теоретикам? Какие явления следует изучать в первую очередь и почему лингвисты не должны опираться на интуицию? Об этом Грамота поговорила с академиком РАН, заместителем директора Института русского языка им. В. В. Виноградова Владимиром Александровичем Плунгяном.

...Как изменилось наше представление о языке после появления...

...Владимир Плунгян: «Первый урок корпуса — не злоупотреблять...

...П.: Именно так, и в русистике таких проблем было много. Например, всем известная литературоцентричность. Для нас образцовый язык, тот, который надо изучать, — это язык писателей....

...П.:  Не просто не может, а в определенных случаях и не должен. И учит этому именно корпус. Это был удар по самолюбию лингвистов: даже специалист не всегда знает, как можно по-русски сказать....

...П.: Корпус позволил лингвистам получить быстрый доступ к огромным массивам разнообразных текстов. И тут выяснилось, что на самом деле лингвисты плохо себе представляли, что такое тексты, как они устроены....

...П.: Про это просто не думали, вытесняли из сознания. Хотя и в лингвистике XX века, конечно, были теоретики, которые шли против течения. Они стали появляться в 1960-е, 1970-е годы, их было немного....

...П.: Они отрицают существование жесткой грамматики, заранее заданных правил. Может быть, правил в школьном смысле в языке вообще нет. И, что самое важное, их нет у носителя в голове.  Как человек овладевает языком?...

Ответы редакции журнала «Русский язык в школе» на вопросы читателей

«Грамота.ру» продолжает публикацию материалов из архива журнала «Русский язык в школе». Предлагаем вашему вниманию ответы редакции журнала на вопросы учителей русского языка. Эти ответы были опубликованы почти 80 лет назад, в № 4 за 1937 год, но будут интересны и современному читателю. В тексте сохранены особенности орфографии и пунктуации тех лет.

...«Грамота.ру» продолжает публикацию материалов...

...Ответы редакции журнала «Русский язык в школе» на вопросы...

...Следовательно, основная их синтаксическая функция — быть определением (я сижу на первой парте, она получила четвертую премию и т. п.)....

... (учитель П. Панченко. Ст. Фенольная,  Донбасс) Вопрос в свою очередь вызывает вопрос: какое практическое значение имеет определение рода существительных, употребляемых только во множественном числе?...

...Числительные количественные, когда они употребляются без существительных, то есть обозначают отвлеченные количества, выполняют те же синтаксические функции, что и существительные (двадцать делится на пять без остатка и т. п.)....

...Это бывает тогда, когда собственное имя состоит из нескольких элементов (имя, отчество и фамилия, звание и фамилия и т. п.) или же когда перед собственным именем можно вставить а именно, то-есть, например: Отец мой, Андрей Петрович Гринев, в молодости своей... (Пушкин)....

...(ъм), ы (ъми), ех (ъх) (дательный множественного рабом (сынъм), творительный множественного рабы (сынъми), местный множественного рабех (сынъх), как наличие общего окончания ья в существительных мужского и среднего рода (кол — колья, полено — поленья) и т. п....

Развитие речи как цель и как содержание школьного предмета «Русский язык»

Какие аспекты знаний о языке и связанные с ними типы умений позволяют наиболее успешно решать коммуникативные задачи? Игорь Григорьевич Милославский считает, что это умение выделять семантические компоненты в значении слова, опознавать субъективное мнение и оценку,  различать гипонимы и гиперонимы, использовать морфологические характеристики для решения содержательных задач.

...Какие аспекты знаний о языке и связанные с ними типы...

...Развитие речи как цель и как содержание школьного предмета...

... п....

... п.), уложены вещи  (а не лыжная куртка, домашние тапочки, зубная щетка и т. п.), даны поручения, сделаны распоряжения, приняты меры и т. д. и т. п....

... п., не о головных уборах, но шляпах, кепках и т. п. Правда, еда, обувь, одежда, мебель употребительны и в разговорной речи....

... п. Без сомнения, обогатит учащихся и решение «обратной» задачи: образовать от названий лиц женского пола названия лиц мужского пола: балерина — солист балета, доярка — м. б. оператор машинного доения и т. п....

... п. Полагаю, что для развития речи очень важно умение проводить преобразования одних слов в другие, имея в качестве замысла отнюдь не морфологический, но содержательный параметр: результативность, однократность, доведение действия до некоторого предела, повторность и т. п....

Юрий Прохоров: «Самое главное, что у нас есть, — это авторы»

Журнал «Русский язык за рубежом» отмечает свое сорокалетие. О прошлом, настоящем и будущем журнала «Русский язык за рубежом» рассказывает главный редактор журнала, ректор Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина Юрий Евгеньевич Прохоров.

...Журнал «Русский язык за рубежом» отмечает...

...Юрий Прохоров: «Самое главное, что у нас есть, — это...

...П.: Самое главное, что он появился и мы идем в ногу со временем. Но сайт еще очень молодой. Мы довольны результатами, потому что на сайт заходит все больше и больше посетителей....

...П.: Аудитория не изменилась. Это изучающие русский язык и преподаватели русского языка как иностранного. Подписка постепенно вновь начинает увеличиваться. Ведь этот журнал — единственный в своем роде, и когда-то он выходил десятками тысяч....

...П.: Моя работа началась на последнем Конгрессе МАПРЯЛ, когда Генеральная ассамблея МАПРЯЛ назначила меня главным редактором. До этого я не имел к журналу никакого отношения, был просто автором. Однако в Государственном институте русского языка им. А. С....

...П.: Самое главное, что у нас есть, — это авторы. Поэтому важно, опять же, вернуть доверие в сознании авторов. Ведь если автор послал статью, к примеру, в январе 1998 года, а печатают ее в 2002 году, ему это неинтересно, а такое бывало. Сейчас у нас редакционный портфель неплохой....

...П.: Естественно, мы будем его отмечать. Например, в последнем номере за 2006 год мы напечатали статью руководителя Росзарубежцентра Элеоноры Митрофановой, которая посвящена работе Росзарубежцентра и рассказывает о мероприятиях в сфере русского языка в центрах русской культуры за рубежом....

Язык мой. Что родила гора?

Дать лингвистический комментарий проекта федерального закона о государственном языке — задача не из простых. Да, такой закон, безусловно, нужен. Но каковы его цели, в чем состоит, так сказать, его сверхзадача? Как должен быть сформулирован закон о языке, чтобы он не превратился в пустую бумажку или широковещательную и неконкретную декларацию? Вопросы, вопросы...
Доктор филологических наук Лев Скворцов анализирует текст проекта закона о государственном языке для «Литературной газеты».

...Дать лингвистический комментарий проекта федерального...

...Язык мой. Что родила гора?...

...В п....

...Авторы закона могут возразить: в статье 5, п. 1.1 говорится о праве граждан РФ на «получение образования на русском языке в государственных и муниципальных образовательных учреждениях»....

...и дух, и букву ими же сформулированного требования, поскольку у слова аналог есть полноценные русские синонимы: соответствие, сходство, замена и т. п. Как тут не вспомнить унтер-офицерскую вдову, которая сама себя высекла? И не один раз......

...Странным поэтому выглядит п. 3 статьи 1, где сказано, что «порядок утверждения норм (!) современного русского литературного языка: правил русской орфографии и пунктуации определяется Правительством Российской Федерации»....

...Точно так же не очень ясна формулировка п. 6 статьи 1, где говорится о том, что защита и поддержка русского языка как государственного «способствует приумножению и взаимообогащению духовной культуры народов Российской Федерации»....

На чемпионате сочинений «Своими словами» дети решают с помощью текстов реальные задачи

В этом году чемпионат проходит в России в четвертый раз. Это не совсем обычное соревнование: подростки могут здесь написать эссе по математике, трактат по физкультуре или концепцию музыкального фестиваля. О том, зачем понадобилась альтернатива школьному «итоговому сочинению», рассказал председатель экспертного жюри, доцент факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ и руководитель Лаборатории развития интеллектуальных состязаний Михаил Павловец.

...В этом году чемпионат проходит в России в четвертый...

...На чемпионате сочинений «Своими словами» дети решают...

...П.: В суперфинал попадают, как правило, 200–300 человек. В первой части ребята делают проект в команде, состоящей из 5–6 человек с разной специализацией....

...П.: Отборочный тур проходит в формате онлайн-теста на функциональную грамотность и критическое мышление, на который отводится полтора часа. В прошлые годы на отбор регистрировалось до 30 тысяч человек....

...П.: Дело в том, что мы работаем с мотивированными детьми. Как масштабировать наши задания на всех школьников, пока не очень понятно. Однако наша миссия заключается в изменении понимания школьных предметов, форм работы....

...П.: В результате отборочного онлайн-тура у нас появляются финалисты — несколько тысяч участников из разных регионов. Они в основном очно (если позволяют возможности региона) пишут сочинение на площадках вузов-партнеров....

...П.: У чемпионата четыре этапа с разными типами заданий: отборочный тест, финал (собственно, сочинение) и суперфинал, который состоит из двух частей — командной работы и рефлексии. Выполнение каждого этапа требует своих навыков....

Владимир Алпатов. Избранные труды XX века

Разделы книги отражают многообразные интересы автора: японистика, теория языка и типология, языковая политика и социолингвистика, а также история языкознания. Книга доступна для скачивания в формате pdf.

...Разделы книги отражают многообразные интересы автора...

...Владимир Алпатов. Избранные труды XX века...

...П. М. Аркадьев, А. А. Кибрик, Кс. П. Семёнова, С. Г. Татевосов. М. : Языкознание, 2023. ...

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2024 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше