Подсказки для поиска
Точное соответствие
Найдено 424 результата

Словари

Глагол, совершенный вид, переходный
1.
(кого-что) Положив, поставив, поместив и т.п. куда-либо забыть или намеренно не взять с собой при уходе.
2.
Передать кому-либо для кого-либо при уходе, отъезде и т.п.; отложить, сохранить для кого-, чего-либо.
Всё об этом слове
Метасловарь
оставить

ОСТА́ВИТЬ, оста́влю, оста́вит \\ в формах с сочетанием в[л’]: оста́влю... – оста́[в]лю; в форме оста́вятоста́[в’ə]т и допуст. устарелое оста́[в’у]т; в формах с сочетанием нн: оста́вленный... – оста́вле[н]ый.

оставить

ОСТА́ВИ|ТЬ, оста́влю, оста́в|ит, -ят, сов., V б; оставля́|ть, -ю, -ет, -ют, несов., V а; перех.

1.0. Уходя, намеренно не взять с собой.   Ант. захвати́ть, забра́ть, взять [с собо́й], ки́нуть.

Оставить ребёнка (собаку, сумку, книгу, плащ, зонтик …). Оставить кого-что-л. где-л. (напр., в комнате, в ящике, на работе, на столе, у родителей, дома, там …). □ Оставь зонтик, сегодня дождя точно не будет. Мальчик простудился, поэтому родители пошли в гости без него, а его оставили дома.

1.1. По забывчивости, р

Ответы справочной службы

Здравствуйте! Можно оставить такую расстановку знаков препинания при парных группах однородных членов в следующем предложении: Они неустанно в присутствии чиновника обсуждали и его нос и усики, и эбоси и суйкан.

Такая расстановка знаков препинания при парных группах однородных членов возможна.

9 ноября 2025
Страница ответа
Выделяется ли оценка 5 или другая при написании цифрой кавычками: 5 или «5»? Меняется ли написание при наличии слова оценка: оценка 5 или оценка «5»?

Однозначных рекомендаций на этот счет в справочной литературе не содержится, а в практике письма наблюдается разнобой. По-видимому, окончательное решение следует оставить за автором или редактором текста. Принимая решение, нужно учитывать, насколько удобен будет для читателя тот или иной формат выделения, не перегружен ли текст в целом кавычками и т. д. Скорее всего, в большинстве случаев написание в кавычках будет уместным, особенно если это текст справочного характера: «5» ставится, если...; оценка «5» ставится, если... В художественном тексте, возможно, стоит предпочесть словесный вариант.

2 ноября 2025
Страница ответа
Уважаемые эксперты, подскажите, пожалуйста, в следующих предложениях предпочтительно оформить числительные текстовым способом или можно оставить цифровым: 1. В непосредственной близости от границ республики расположены 4 четыре атомных электростанции. 2. Реакторы 1-го и 2-го поколений. Прогнозируемый переворот на рынке ядерных реакторов будет начат с эксплуатацией реакторов 4-го поколения. Спасибо!

В обоих предложениях возможны как словесная, так и цифровая форма числительных.

30 октября 2025
Страница ответа
Здравствуйте. Нужна ли запятая, указанная в квадратных скобках? Почему? Спасибо! Участники смогут выбрать лучшие работы в таких категориях, как «NNN», «NNN», «NNN»[,] и других. За плечами актрисы — множество ярких работ в таких кинопроектах, как «NNN», «NNN», «NNN», «NNN», «NNN», «NNN»[,] и многих других.

Запятая не нужна, а вот сочетание многие другие нужно оставить в именительном падеже, чтобы встроить его в перечислительный ряд, например: За плечами актрисы — множество ярких работ в таких кинопроектах, как «Ромашка», «Одуванчик», «Василек», «Повилика» и многие другие.

26 октября 2025
Страница ответа
(Было бы очень хорошо для всех читателей Вашей справочной службы, если бы Вы всё-таки, несмотря на занятость, ответили.) Из статьи В. Я. Проппа: "Популярность Георгия, с одной стороны, и популярность змееборства — с другой — заставляют слиться образ Георгия со змееборством, и церковь принуждена признать совершившееся слияние и канонизовать его". Второе тире убрать или оставить? И хуже того: здесь нет ни предметной конкретики, при которой обособление "с другой стороны" учебниками отменяется, ни контраста или противопоставления, при котором они предписывают ставить запятые. Что делать? Похожих случаев (синтаксических и смысловых) в практике тьма, а учебники притворяются, что их не существует (-; .

В этом случае между частями действительно нет отношений противопоставления, речь идет скорее о взаимодействии двух фактов. Попробуем дать рекомендацию с учетом синтаксических признаков приведенной конструкции: 1) части представляют собой не предложения, а словосочетания (популярность Георгия и популярность змееборства); 2) компоненты с одной стороны и с другой находятся после соединяемых ими словосочетаний.

Этим признакам соответствуют формулы из договоров, приводимые в справочниках как примеры употребления сочетания с одной стороны в роли члена предложения: ООО «Ромашка», именуемое в дальнейшем Заказчик, с одной стороны и Кузнецов Федор Федорович, именуемый в дальнейшем Исполнитель, с другой стороны заключили настоящий договор о нижеследующем. В таких формулах перед каждым из компонентов с одной стороны и с другой стороны закрывается причастный оборот, то есть запятая всё равно ставится, и это делает примеры непоказательными, однако компоненты характеризуются как члены предложения, которые не нужно обособлять. Полагаем, это же имеет место и в нашем случае: Популярность Георгия с одной стороны и популярность змееборства с другой заставляют слиться образ Георгия со змееборством, и церковь принуждена признать совершившееся слияние и канонизовать его.

В практике подобных примеров действительно много, причем пунктуация при компонентах с одной стороны и с другой, находящихся после соединяемых ими словосочетаний, может быть связана с тем, повествуется ли в предложении о взаимодействии фактов, или в нем представлены рассуждения автора. Сравним два примера из текстов, опубликованных в одном и том же журнале с разницей в один год: 1) Взаимодействие между множеством «X» природоохранных мероприятий и восстановлением среды с одной стороны и множеством «Y» — добычей полезного ископаемого с другой происходит за счет извлечения полезного ископаемого из недр, в результате чего истощаются запасы полезных ископаемых и возрастает объем выполнения комплекса природоохранных мероприятий вследствие его пропорциональности объемам горных работ [Автоматизированная компьютерная система сопряженного геоэкологического мониторинга // «Геоинформатика», 2002]; 2) Приведенные постулаты, с одной стороны, и обширный геохимический материал по рассеянию, изоморфизму и парагенезису химических элементов (приведенный далее), с другой, позволили автору предположить, что существует симметричное деление атомных ядер, которое предлагается назвать ядерной диссоциацией (холодным распадом) [Ядерная диссоциация химических элементов в геохимической истории развития Земли // «Геоинформатика», 2003].

26 октября 2025
Страница ответа
Здравствуйте, Грамота! Подскажите, пожалуйста, нужно ли убрать здесь предлог «до» или всё-таки оставить? «Длина тела капибары может достигать 1,35 м, а высота в холке — до 60 см». По идее, тире здесь заменяет составное сказуемое, то есть понятно, что «высота в холке может достигать 60 см» (а может и не достигать), но возможно я ошибаюсь.

Да, тире во второй части предложения заменяет сказуемое может достигать. У глагола достигать в значении «доходить по своим размерам, протяжённости, весу и т. п. до какого-л. уровня, предела» беспредложное управление: Длина тела капибары может достигать 1,35 м, а высота в холке — 60 см.

23 октября 2025
Страница ответа
Здравствуйте. Мои вопросы касаются тире и запятых после тире. 1). «Главная особенность уникального края — символ, прославивший его на весь мир — многочисленные вулканы». Нужна ли здесь запятая после слова «мир»? 2). «Высочайший вулкан полуострова — и самый высокий среди действующих вулканов Евразии — Ключевская Сопка, вершина которого достигает 4754 метров». Здесь запятые перед тире не нужны? 3). «В этом районе находится зона субдукции — область, где литосферная плита погружается под соседнюю». Верно ли здесь использовать тире, а не двоеточие? 4). «На втором месте сосед Ключевской Сопки — практически неактивный вулкан Камень». Аналогично.

1. Тире, поставленные в предложении на разных основаниях, нежелательны. Рекомендуется оставить только тире между подлежащим и сказуемым; запятая перед тире при этом ставится, она закрывает причастный оборот: Главная особенность уникального края, символ, прославивший его на весь мир, — многочисленные вулканы.
2. Рекомендуется также оставить только тире между подлежащим и сказуемым; местоимение который согласуется с названием Ключевская Сопка: Высочайший вулкан полуострова и самый высокий среди действующих вулканов Евразии — Ключевская Сопка, вершина которой достигает 4 754 метров.
3. Верно тире как знак, отделяющий поясняющее приложение в конце предложения.
4. Аналогично п. 3.

20 октября 2025
Страница ответа
Здравствуйте! По аналогии с термином "зелёная экономика" появился термин "синяя (голубая) экономика". Наблюдаю, что в разных источниках отношение к кавычкам у прилагательных разное: иногда они присутствуют, иногда нет. Есть ли устойчивая норма? Заранее спасибо!

Устойчивой нормы пока нет, разнобой в отношении кавычек понятен: одними пишущими сочетание осознается как новое, непривычное, такое, на которое следует обратить внимание читателя, другими — как ставшее уже знакомым и понятным. Поэтому окончательное решение следует оставить за автором. В текстах для подготовленного читателя, знакомого с использованием сочетания синяя экономика или голубая экономика в данном значении, можно писать без кавычек. В остальных случаях кавычки будут уместны.

15 октября 2025
Страница ответа
Насколько корректно это предложение со стилистической точки зрения (можно ли оставить в целом или оно излишне): Россия не испортила отношений с Германией и Австро-Венгрией и в целом имела лишь одно военное столкновение.

Сочетание в целом здесь не нужно. При существительном столкновение желательно дополнение (например, с ними).

4 октября 2025
Страница ответа
Вопрос по согласованию. Нужно изменить заголовок. Было «20 мобильных приложений, программ и онлайн-сервисов для»... Теперь число инструментов изменилось. Как правильно «24 мобильных приложения, программы и онлайн-сервиса» или оставить «24 мобильных приложений, программ и онлайн-сервисов»?

Верно: 24 мобильных приложения, программы и онлайн-сервиса.

28 сентября 2025
Страница ответа

Справочники

Правила переносов

§ 117. При переносе слов нельзя ни оставлять в конце строки, ни переносить на другую строку часть слова, не составляющую слога; например, нельзя переносить просмо-тр, ст-рах. § 118. Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной. Неправильно Правильно люб-овь лю-бовь дяд-енька дя-денька, дядень-ка реб-ята ре-бята, peбя-ma паст-ух па-стух, пас-тух Примечание 1. При переносе cлов с односложной ...

...членение слова на значимые части: приставку целиком оставить...

Камня на камне не оставить

Камня на камне не оставить – уничтожить, разрушить до основания, без остатка. Выражение из Евангелия. По преданию, Христос однажды предсказал гибель Иерусалима, обведя рукой его пышные постройки и сказав: «Видишь сии великие здания? Всё это будет разрушено так, что не останется камня на камне».

...Камня на камне не оставить – уничтожить,...

В силу (чего)

В СИЛУ (чего), предлог Обороты, присоединяемые предлогом «в силу», могут обособляться. О факторах, влияющих на расстановку знаков препинания, см. в Прил. 1. К сожалению, в силу известных всему миру обстоятельств, мечты эти пришлось вскоре оставить. Э. Казакевич, Звезда. В силу сложных законов всемирного тяготения этот спутник-гигант движется по очень вытянутой орбите. В. Губарев, Путешествие на Утреннюю Звезду. Поелику пред законом ее ...

...всему миру обстоятельств, мечты эти пришлось вскоре оставить...

Верите / веришь (ли)

ВЕРИТЕ / ВЕРИШЬ (ЛИ), вводное слово Употребляется говорящим с целью убедить собеседника в истинности своих слов. Подробно о пунктуации при вводных словах и сочетаниях. См. в Прил. 2. Видите, я так люблю человечество, что, верите ли, мечтаю иногда бросить всё, всё, что имею, оставить Lise и идти в сестры милосердия. Ф. Достоевский, Братья Карамазовы. Как завижу, бывало, рысьи шапки, да как заслышу их визг, веришь ли, отец мой, сердце так и замрет! А.

...верите ли, мечтаю иногда бросить всё, всё, что имею, оставить...

Того (и ) гляди

ТОГО (И) ГЛЯДИ, частица Не требует постановки знаков препинания. Да разные дела на память в книгу вносим; забудется того гляди. А. Грибоедов, Горе от ума. Вхожу к брату, он сидит в постели, колени покрыты одеялом; постарел, располнел, обрюзг; щеки, нос и губы тянутся вперед, – того и гляди хрюкнет в одеяло. А. Чехов, Крыжовник. Молодость того и гляди пройдет, дожидаючись, да и в Галицию угнать могут. Н. Берберова, Курсив мой. 

...того и гляди»: Раньше спокойно можно было оставить...

К досаде (кого, чьей)

К ДОСАДЕ (кого, чьей), в составе вводного сочетания Вводные сочетания «к (великой / крайней...) досаде (кого-либо, чьей-либо)», выражающие эмоциональную оценку сообщаемого, обособляются. Подробно о пунктуации при вводных словах и сочетаниях см. в Прил. 2. Чем он больше старался об этом, тем сильнее, к досаде его, проглядывало мелочное и настойчивое наблюдение за каждым ее шагом, движением и словом. И. Гончаров, Обрыв. К досаде порядочной ...

... Но стоило лишь Хоттабычу оставить Волькино ухо...

Смотря по тому, что

СМОТРЯ ПО ТОМУ, ЧТО, союз Придаточные предложения, присоединяемые союзом «смотря по тому, что», выделяются (или отделяются) запятыми. При этом запятая ставится и перед союзом (перед словом «смотря»), и между его частями (перед словом «что»). И плуту оказалась теперь возможность, под маскою славяниста или европиста, смотря по тому, чего хочется начальнику, получить выгодное место… Н. Гоголь, Выбранные места из переписки с друзьями. Лучше повезти из ...

...Джиты-шаре, и занять им половину вьюков, а вторую половину оставить...

Журнал

Запятые при ссылках на великие умы: надо ли выделять оборот «по Аристотелю»?

В октябре пользователи интересовались выделением оборота «по кому-либо», падежными формами слова «попечение» и историей появления в России педагогичек.

...В октябре пользователи интересовались выделением оборота...

...и оставить на попечении....

...Оставить детей на п. бабушки....

... и оставить на попечение кому-л....

Якутский проект «Сохрани родной язык» собрал за год около 12 тысяч аудиозаписей

Проект «Сохрани родной язык» («Ийэ тылгын харыстаа») был запущен 13 февраля 2024 года, в День родного языка и письменности и день рождения основоположника якутской письменности Семена Новгородова. Над проектом, который реализуется в рамках федеральной программы «Приоритет-2030. Дальний Восток», работают Национальная библиотека Якутии и Арктический государственный институт культуры и искусств. На первом этапе проходит сбор ...

...может анонимно с помощью инструментов портала оставить...

Стартовал XXV Международный Пушкинский конкурс для учителей русского языка за рубежом

Цель конкурса — моральная и материальная поддержка самых энергичных и талантливых преподавателей русского языка и литературы. Принять участие в конкурсе может любой педагог-русист из стран ближнего и дальнего зарубежья. Для этого необходимо прислать эссе объемом до 10 тыс. знаков на заданную тему до 15 апреля. Тема эссе 2025 года приурочена к 80-летию окончания Второй мировой войны и Великой Отечественной войны и звучит так: «Победа. Что это значит для вас и ваших ...

...Узнать подробнее и оставить заявку можно на странице...

Орфография и пунктуация: обойдемся без паники

Пособие «Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник» под редакцией доктора филологических наук Владимира Лопатина вышло в 2006 году. Анонсированный в СМИ проект свода вызвал беспокойство у общества. Эта статья призвана объяснить, какие новвоведения были внесены и почему необходимо периодически упорядочивать систему письма. 

...Пособие «Правила русской орфографии и пунктуации...

...Эту дезинформацию нельзя оставить без внимания, она...

...При этом слово железнодорожный решено оставить в старом...

Кембриджская исследовательница запустила платформу для сохранения умирающего языка ромейка

Инициатива Crowdsourcing Romeyka, возглавляемая профессором Кембриджского университета Иоанной Ситариду, приурочена к Международному десятилетию языков коренных народов (2022–2032), объявленному ООН. Его цель — «привлечение внимания мировой общественности к критическому положению многих языков коренных народов и мобилизация заинтересованных сторон и ресурсов для их сохранения, возрождения и продвижения». Ромейка считается исчезающим ...

... любую информацию о себе), а затем оставить...

Единый свод правил орфографии и пунктуации

В связи с шестидесятилетием действующих правил правописания предлагаем вниманию читателей архивную статью Сергея Ефимовича Крючкова, опубликованную 26 мая 1956 года в «Учительской газете». В этой статье сообщается об утверждении нового свода правил русского правописания, который официально действует до сих пор (сам свод правил был принят весной и издан в августе 1956 года, к началу нового учебного года). Автор рассказывает о принципах унификации правописания, о практических шагах по введению нового свода.

...В связи с шестидесятилетием действующих правил правописания...

...принципу; например, из написаний жернов и жорнов надо оставить...

...посвященном правописанию сочетаний цы–цы8, следует оставить...

До последней запятой… и точка! Что нам говорят о знаках препинания устойчивые разговорные выражения?

В пятом номере журнала «Русская речь» за 2024 год мы выбрали три статьи: об образном использовании названий знаков препинания, о создании корпуса богослужебных текстов XI–XVII веков с помощью программы «Лингвистическая интеллектуальная среда» и о том, как Карамзин завуалированно отвечает  на критику Шишкова. С содержанием всех номеров можно ознакомиться на сайте журнала.

...В пятом номере журнала «Русская...

...А в выражении оставить за скобками слово...

«Лучшие корректоры — это люди с высоким интеллектом и умеренным самомнением»

Журнал «Нью-Йоркер» известен своим щепетильным отношением к языку. Мэри Норрис, много лет проработавшая в издании корректором и контрольным редактором, остроумно и с любовью размышляет об общении с текстами и их авторами, делится профессиональным взглядом на язык и новые технологии работы с ним. Грамота собрала и перевела некоторые высказывания «Королевы запятых».

...Журнал «Нью-Йоркер» известен своим щепетильным...

...Подумайте об этом так: вы должны оставить часть работы...

Новый учебный год и новое правописание

Ольга Евгеньевна Кармакова, учитель русского языка лицея № 1525 города Москвы, старший научный сотрудник отдела диалектологии Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, кандидат филологических наук, член Орфографической комиссии РАН, ответила на вопросы нашего корреспондента Марины Шевцовой.

...Ольга Евгеньевна Кармакова, учитель русского языка...

...Солженицын считает, что в наше нестабильное время лучше оставить...

Упорядочение русского правописания

Предлагаем вниманию читателей портала статью Александра Реформатского, опубликованную в журнале «Русский язык в школе» (№ 1, 1937). Из этой статьи читатель узнает, как в первые десятилетия советской власти шла работа по подготовке общеобязательного свода правил русского правописания, который, напомним, был официально утвержден только в 1956 году, почти через двадцать лет после написания статьи (работа по упорядочению правописания прервалась в годы Великой Отечественной войны).

...Предлагаем вниманию читателей портала статью Александра...

...суффиксах не выдерживает критики; утвердить корни с о, но оставить...

...довести дело до нужного конца, сохранив исключения; оставить...

Больше точных совпадений не найдено, показать близкие результаты?

Показать
1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2025 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше