Подсказки для поиска
Точное соответствие
Найдено еще 236 результатов

Словари

Глагол, несовершенный вид, непереходный
1.
Проявлять деятельность, совершать какие-либо действия, поступки.
2.
(чем) Производить движения, двигать, управлять.
Использовать, применять что-либо.
Всё об этом слове
Глагол, несовершенный вид, непереходный
Всё об этом слове
Глагол, несовершенный вид, непереходный
1.
(над кем-чем)
Быть шефом осуществлять шефство над кем-, чем-либо.
Всё об этом слове
Метасловарь

Ответы справочной службы

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, с прописной или строчной пишутся названия "Домодедовский аэропорт", "Шереметьевский аэропорт", "Внуковский аэропорт"? Должно ли в этом случае действовать то же правило, что и для сочетаний "Правительство России" - "российское правительство"?

Приведенные Вами сочетания могут использоваться как описательные обороты или как неофициальные названия. В первом случае сопоставление с сочетанием российское правительство корректно, ср. также: останкинская усадьба (усадьба Останкино), альпийский хребет (Альпы — горный хребет). Названия Внуковский аэропорт и Шереметьевский аэропорт зафиксированы в словаре В. В. Лопатина, И. В. Нечаевой, Л. К. Чельцовой «Прописная или строчная?» (М., 2011). 

Добрый день! Правильно ли расставлены знаки препинания в следующем предложении? «Думаешь, принимать оплату картами — это сложно?» Подскажите, пожалуйста, правило, по которому действовать в случае с запятой.

Знаки препинания расставлены верно. Запятая ставится между частями сложного предложения.

3 декабря 2012
Страница ответа
Добрый день! Очень хочется узнать, что делать с оформлением списков литературы по ГОСТам и рекомендациям конференций, ведь в них зачастую приведены примеры оформления, противоречащие пунктуационным правилам. На вашем сайте нашел ссылку, в которой не вижу противоречий, давайте посмотрим несколько моментов на её примере. Ожегов С. И. Словарь революционной эпохи. Историко-культурный справочник (Предварительные наброски). — 1920-е гг. // Словарь и культура русской речи: К 100-летию со дня рождения С. И. Ожегова. М.: Индрик, 2001. — 560 с. С. 410–412. Так вот. 1. Порой вместо тире в рекомендациях приводятся примеры с дефисом, например: "Индрик, 2001. - 560 с. С. 410-412". 2. Перед двоеточием порой можно увидеть пробел, например: "М. : Индрик, 2001". 3. Порой после фамилии перед инициалами ставят запятую: "Ожегов, С. И.". Скажите, пожалуйста, насколько каждый из этих случаев правомерен, нужно ли исправлять противоречия: менять дефисы на тире, убирать пробел перед двоеточием, убирать запятую после фамилии перед инициалами? Возможно, есть еще какие-то моменты, сушествуют ли статьи по тематике этих противоречий и чем руководствоваться и как действовать, когда видишь пунктуационные "странности" в ГОСТах и рекомендациях?

При оформлении библиографии и библиографических ссылок по ГОСТам нужно учитывать, что в библиографической записи пунктуация имеет две функции — обычных знаков препинания и так называемых знаков предписанной пунктуации. Последние служат для распознания отдельных областей библиографических описаний при традиционной и автоматической обработке данных.

В качестве знаков предписанной пунктуации используются обычные знаки препинания и математические знаки (двоеточие, косая черта, сочетание точки и тире, знак равенства и др.). До и после предписанного знака ставят пробелы, это позволяет отличать его от пунктуационного знака. Правда, из этого правила есть исключение: пробелы не ставят перед точкой и запятой. Приведем пример библиографической записи со знаками предписанной пунктуации:

Орфографический словарь русского языка : 110 000 слов / Акад. наук СССР, Ин-т языкознания ; [под ред. С. И. Ожегова и А. Б. Шапиро]. – 2-е изд., стер. – Москва : ГИС, 1957. – 1260 с.

Почему в библиографической записи тире иногда заменяют на дефис? Полагаем, что причины могут быть разные: технические ограничения на использование тире, незнание того, что тире и дефис — разные знаки не только графически, но и функционально, и др.

Предписанный знак точку и тире, разделяющий области библиографического описания, допускается заменять точкой в библиографических ссылках, например:

Орфографический словарь русского языка / под ред. С. И. Ожегова и А. Б. Шапиро. 2-е изд., стер. М. : ГИС, 1957. С. 3. 

Фамилию в заголовке библиографической записи рекомендуется отделять от имени (имен), имени и отчества, инициалов запятой. Библиографы иногда объясняют необходимость запятой тем, что она помогает в иностранных именах однозначно показать, где заканчивается фамилия и начинается имя, например: 

Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. М., 1997.

Рубенс, Питер Пауль. Питер Пауль Рубенс в собрании Эрмитажа [Текст].  Ленинград : Аврора, 1970.  5 с.

При затруднении определения границ фамилии и имени допускается запятой их не разделять (Пон Чжун Хо).

Запятая после фамилии — недавнее новшество, она не является обязательной, как пунктуационный знак не нужна, поэтому довольно часто наши издатели и авторы такую запятую игнорируют.

Подробнее об оформлении библиографических записей читайте в ГОСТах, их перечень можно посмотреть в разделе «Официальные документы». Также заметим, что в Российской государственной библиотеке (возможно, и в других крупных библиотеках) периодически читают лекции, посвященные оформлению библиографии и библиографических ссылок. 

23 сентября 2023
Страница ответа
Здравствуйте, нужна ли запятая в предложении "Действовать я буду (,) только как посчитаю нужным."? Немного непонятно - это обстоятельство образа действия, или же сложноподчиненное предложение. Заранее спасибо.

Это сложноподчиненное предложение. Корректно: Действовать я буду, только как посчитаю нужным.

13 марта 2022
Страница ответа
Как правильно написать Действовать несгоряча.

Верно: Действовать не сгоряча.

14 ноября 2019
Страница ответа
Добрый день. Подскажите, пожалуйста, "место действия событий" - возможна ли данная фраза? Вопрос по ней звучал у родителя так: "Разве событие может действовать?" запуталась....Спасибо заранее

Это сочетание, действительно, некорректно. Возможные варианты: место действия и место событий.

21 ноября 2019
Страница ответа
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, существует ли в русском языке слово "появить"? Пример использования: "Мы должны появить в своём составе нового инженера". Используется в контексте, что мы должны активно действовать и прилагать усилия для появления нового инженера, т.к. сам по себе он не появится.

Такого глагола нет.

16 октября 2019
Страница ответа
Добрый вечер! Скажите, пожалуйста, будет ли правильным сказать "действовать согласно какому-либо подходу"?

Такой оборот возможен, но нужно смотреть по контексту, насколько он отражает смысл.

7 февраля 2021
Страница ответа
Подскажите, пожалуйста, нужна ли запятая в предложении: "Пора действовать(,) и действовать сообща".

Запятая нужна. Союз и в данном случае присоединительныйПора действовать, и (при этом) действовать сообща.

1 марта 2024
Страница ответа
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, правильно ли расставлена пунктуации в следующем предложении: "Екатерина провела переговоры с партнерами, и было принято решение о закрытии проекта". Если нет, то какое правило будет действовать? Возможно есть какое-то исключение, так как в целом это сложносочиненное предложение без общей придаточной части, и запятая нужна.

Запятая перед союзом и нужна, так как он соединяет части сложносочиненного предложения без какого-либо общего элемента.

7 марта 2024
Страница ответа

Журнал

Доступ к электронным книгам заработает в школах с 1 сентября

С начала сентября все школьные библиотеки будут подключены к единой платформе, которая позволит любому учащемуся пользоваться приложением «ЛитРес: Школа», сообщил глава Минцифры Максут Шадаев 3 августа. Школьникам выдадут личные логины и пароли для входа в приложение, где они смогут читать в цифровом виде произведения художественной литературы из школьной программы, а также другие произведения классиков, чьи книги доступны в приложении, сказал Шадаев. Такая же система с 1 ...

...Такая же система с 1 сентября будет действовать в публичных...

Какие слова лучше мотивируют? Результаты эксперимента

Существуют ли языковые способы мотивировать людей к действию — или эффект больше зависит от того, кто говорит, от настроения аудитории и качества аргументов? Исследователи из Университета социальных и гуманитарных наук в Варшаве и Падуанского университета нашли подтверждения первой гипотезы. На основе существующих представлений о том, как люди стремятся к целям, авторы предположили, что успешная мотивирующая коммуникация (в виде текста) ...

...Более мотивирующими был признаны тексты, призывающие действовать...

...альпинизмом, нужно пробудить в нем намерение действовать...

Новое понятие в языке поощряет людей делать то, что оно обозначает

Гипотеза лингвистической относительности Сепира и Уорфа говорит о том, что язык не только отражает картину мира говорящих, но и в значительной степени формирует ее, влияя на мышление и поведение людей. Исследователи из Университета Цепеллина (Германия) обнаружили, что конструирование новых слов, связанных с определенными занятиями или образом жизни в целом, побуждает людей больше интересоваться этими явлениями и перенимать их. Например, неологизм ...

...поведенческие ярлыки дают своего рода инструкцию, как людям действовать...

«Между мужской и женской речью нет непреодолимого барьера»

Существуют ли в действительности мужской и женский стили? И проявляются ли они только на письме? Мы примерно представляем, «о чем говорят мужчины», но как они говорят? И есть ли в таком случае особый женский язык? Обо всем этом, пережив длинные праздники имени Восьмого Марта, журналист Ксения Туркова поговорила с заведующей лабораторией гендерных исследований Московского государственного лингвистического университета, доктором филологических наук, профессором Аллой Кирилиной.

...Существуют ли в действительности мужской и женский...

...Кроме того, параметры могут действовать одновременно...

...быть мужчины и женщины,  как им следует жить и действовать...

20–24 сентября в Некрасовке пройдет цикл лекций о русском языке

Московская библиотека им. Н. А. Некрасова совместно с Грамотой организует цикл из четырех лекций «Слово за словом», посвященный 125-летию со дня рождения лексикографа Сергея Ожегова. Филологи расскажут о личности Ожегова, особенностях составления современных словарей, о том, как меняется наше представление о языке с точки зрения новых законов, норм, и о том, почему лингвисты нормализуют ударения, которые «режут слух».

...Она объяснит, как лучше действовать, чтобы быстро получить...

Екатерина Асонова: «Развитие функциональной грамотности — это в том числе работа с личным опытом»

Функциональная грамотность отличается от умения читать и писать, то есть от просто грамотности. Она имеет прямое отношение к тому, как человек работает с информацией: извлекает ее, обрабатывает, оценивает, излагает, применяет на практике, решает с ее помощью бытовые задачи. Как обстоит дело с функциональной грамотностью и чем отличаются в этом смысле подростки и взрослые? Мы поговорили об этом с заведующей лабораторией социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования Московского городского педагогического университета Екатериной Асоновой.

...Функциональная грамотность отличается от умения читать...

...уровня, как правило, речь идет об умении успешно действовать...

...Конечная цель обучения не в том, чтобы научить действовать...

На чемпионате сочинений «Своими словами» дети решают с помощью текстов реальные задачи

В этом году чемпионат проходит в России в четвертый раз. Это не совсем обычное соревнование: подростки могут здесь написать эссе по математике, трактат по физкультуре или концепцию музыкального фестиваля. О том, зачем понадобилась альтернатива школьному «итоговому сочинению», рассказал председатель экспертного жюри, доцент факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ и руководитель Лаборатории развития интеллектуальных состязаний Михаил Павловец.

...В этом году чемпионат проходит в России в четвертый...

...интеллектуального состязания предполагает проверку умения действовать...

...оказываешься внутри какой-то ситуации, исходя из нее нужно действовать...

Мелет или мелит? Не трожь или не трогай? Изучаем глаголы со сложным характером

Наши ошибки не случайны; во многих случаях в них можно найти логику. Как и почему в русском языке появились не соответствующие литературной норме формы глаголов ехать, трогать, молоть, зреть? Лингвист Алексей Лебедев рассказывает подробности этой истории в журнале «Наука и жизнь». 

...Наши ошибки не случайны; во многих случаях в них...

...этот инфинитив выглядел как *melti, но потом начал действовать...

Экономические истории: как язык влияет на экономику

Возможно, метафоры и нарративы — не первое, что приходит на ум, когда мы думаем про рынки и инвестиции. Но экономика завязана на обмене информацией, и лексика или тональность новостных сообщений играют в экономическом взаимодействии более существенную роль, чем кажется на первый взгляд. Грамота рекомендует несколько публикаций издания «Эконс», которые показывают отношения между языком и экономикой с неожиданной стороны.

...Возможно, метафоры и нарративы — не...

...даже не связанные события, подсказывая людям, как действовать...

Лингвистические задачи в журнале «Наука и жизнь» за 2010 год

В журнале «Наука и жизнь» (№ 5 и № 9, 2010 год) опубликованы две лингвистические задачи, составленные кандидатом филологических наук Ильей Иткиным. В них используются факты латышского и белорусского языков. Предлагаем вам их решить.

...В журнале «Наука и жизнь» (№ 5 и №...

...mdash; перед reize — раз rīkoties — действовать...

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2025 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше