Подсказки для поиска
Новогодняя игра: Грамота предсказывает будущее. Хочу погадать!
Хочу погадать!
Точное соответствие
Найдено 25 результатов

Ответы справочной службы

Здравствуйте! В романе Герцена А.И. "Кто виноват?" присутствует такая фраза (часть 2, глава 1) : "... бабы сидели у стены гостиного двора с рязанью и грушей..." Вопрос: что означает в данном контексте слово "рязань"? Спасибо.

В словаре В. И. Даля читаем: «Ряза́нь ж. мелкіе яблочки, дичковые, на квасъ; || мороженые яблоки, привозимые по зимнему пути. || Сиб. сибирскіе, китайскіе, райскіе яблочки».

29 ноября 2025
Страница ответа
Последнее предложение в цитате: "Если есть, то в каких условиях живут?" Нужна ли точка после кавычек:"Если есть, то в каких условиях живут?".

Точка необходима, если формально следовать правилу сочетания кавычек и других знаков, которое гласит: «Если перед закрывающими кавычками стоит вопросительный/восклицательный знак, то после кавычек он не повторяется. Неодинаковые же знаки, если они требуются по условиям контекста, ставятся и после закрывающих кавычек». Ср. в «Справочнике по русскому языку» Д. Э. Розенталя:

Я читаю роман А. И. Герцена «Кто виноват?».

Однако на практике в таких случаях точка часто не ставится: вопросительный (или восклицательный) знак перед кавычкой, закрывающей цитату, выполняет и функцию знака конца предложения, по аналогии с правилами оформления прямой речи.

11 октября 2025
Страница ответа
В русском языке грамотны только "друг за другом" и "один за другим", а "один за одним" — ошибка, вызванная, видимо, влиянием других языков (например, английским one by one)? Или в бытовом употреблении и последний вариант допустим? Спасибо.

В «Большом толковом словаре правильной русской речи» Л. И. Скворцова выражение один за одним определяется как давняя ошибка, искажающая правильное один за другим. Скворцов пишет, что эта ошибка возникает под влиянием диалектного словоупотребления, а также по аналогии с такими оборотами, как друг за другом, один к одному.

Необходимо, однако, отметить, что выражение один за одним встречается у М. Ю. Лермонтова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, А. И. Герцена, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. С. Лескова, И. А. Бунина, М. М. Пришвина, К. И. Чуковского, Ю. В. Трифонова и многих других писателей. Сложно после этого сказать, что такой оборот недопустим в бытовом употреблении.

23 июля 2025
Страница ответа
Здравствуйте! В названиях музеев первое слово, как правило, пишется с прописной. А если перечисляется несколько музеев следующим образом: «Мы посетили М(м)узеи А. И. Герцена и народного ополчения»? Спасибо.

Во множественном числе правильно написание строчными: мы посетили музеи А. И. Герцена и народного ополчения.

4 декабря 2024
Страница ответа
Добрый день. Надеюсь, Вы могли бы мне помочь в моем недоумении. Меня интересует, какой знак в этой фразе следует ставить после прямой речи: Вероника Викторовна выписала счет на клинику, отказалась от чая и, строго провозгласив: «На улицу никого не выпускать два часа!» - с помощью Сени покинула дом и направилась к машине. С одной стороны, Розенталь пишет, что в случае прямой речи внутри слов автора ставится тире после вопросительного/восклицательного знака, которым заканчивается прямая речь. С другой, принято считать, что деепричастный оборот должен обязательно быть прикрыт запятой; а в данном случае он заканчивается прямой речью, и, казалось бы, знак после нее должен быть тот же, как если бы прямая речь отсутствовала (то есть запятая). Я поискала, бывает ли, чтобы после впрст/всклцт знака перед кавычками после их закрытия шел какой-то знак, отличный от тире. В разделе 18 "Сочетания знаков препинания", § 66 "Кавычки и другие знаки" Розенталь пишет: Если перед закрывающими кавычками стоит вопросительный/восклицательный знак, то после кавычек он не повторяется: Читали ли вы роман «Что делать?» Неодинаковые же знаки, если они требуются по условиям контекста, ставятся и после закрывающих кавычек: Я читаю роман А. И. Герцена «Кто виноват?». В каком стихотворении М. Ю. Лермонтова есть слова: «Люблю Отчизну я, но странною любовью!»? Хотя эти приведенные Розенталем примеры относятся не к классическому варианту прямой речи, но всё же они указывают на факт, что не всегда, если перед кавычками стоит впрст/всклцт знак, после них обязано ставиться тире... правда, все эти примеры относятся к случаю, когда фраза заканчивается куском в кавычках, и, естественно, тире было бы неуместно... Более того, мне кажется, что порой деепричастие (или д. оборот) допускает постановку тире, не прикрытого запятой, даже в отсутствие прямой речи. Сейчас мне не привести примера; возможно, это могло бы стать темой другого вопроса. Может быть, если с деепричастием это так, мой вопрос просто снимается автоматом: тогда спокойно ставим тире после прямой речи в моем примере и не рефлексируем:-). Спасибо; надеюсь, Вы как-то поможете мне в моих сомнениях. С уважением, Лидия

Примеры в справочниках показывают, что в Вашем случае нужно поставить тире. Д. Э. Розенталь пишет: «И только когда он шептал: "Мама! Мама!" — ему становилось как будто легче (Ч.) — тире после восклицательного знака, которым заканчивается прямая речь». В этом предложении прямая речь находится в конце придаточной части, после нее должна ставиться запятая, но рекомендуется ставить тире, так как прямая речь завершается восклицательным знаком. Подобный пример находим и в Полном академическом справочнике под ред. В. В. Лопатина: Петр Михайлыч хотел сказать: «Не впутывайся ты, пожалуйста, не в свои дела!» — но промолчал (Ч.).

19 февраля 2021
Страница ответа

Журнал

Конференция «Языкознание для всех» пройдет в Москве с 29 февраля по 1 марта

Московский педагогический государственный университет, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена и московская школа № 1541 приглашают школьников и студентов к участию в XXVIII международной научно-практической конференции «Языкознание для всех». Заявленная тема конференции — пространство и время в языке. Доклады могут касаться таких вопросов, как языковые средства выражения времени и 

... Герцена и московская школа № 1541 приглашают...

... Герцена и других вузов....

7 октября в Санкт-Петербурге пройдет лекция филолога Михаила Дымарского

«Новая русская вежливость» — что это значит и под влиянием чего сформировались ее обороты? Например, формула можнопожалуйста, получившая широкое распространение в речи молодежи. Почему она режет слух носителям культурно-речевой традиции, но для нового поколения уже стала привычной? Этой теме будет посвящена лекция Михаила Яковлевича Дымарского — доктора филологических наук, профессора кафедры русского языка филологического факультета РГПУ им. А.

... Герцена и старшего научного сотрудника Института...

7–8 мая в Санкт-Петербурге пройдет научная конференция по саамским языкам

Конференция пройдет в Институте лингвистических исследований РАН, который выступает ее организатором (совместно с Институтом народов Севера РГПУ им. А. И. Герцена). Цель мероприятия — познакомить и объединить исследователей, носителей саамских языков России и языковых активистов, а также стать площадкой для обсуждения последних достижений в этой области. Саамы живут на Кольском полуострове, на севере Норвегии, в Швеции и Финляндии. Саамский язык относится к ...

... Герцена)....

17–18 апреля в Санкт-Петербурге пройдет конференция «Герценовские чтения. Иностранные языки»

Институт иностранных языков РГПУ им. А. И. Герцена приглашает специалистов в области языкознания принять участие в международной научной конференции «Герценовские чтения. Иностранные языки», которая состоится 17–18 апреля 2025 года. Основные темы: Текст и дискурс в парадигме современного гуманитарного знания Когнитивно-прагматические аспекты языка и речи Когнитивная лексическая семантика Лингвостилистические аспекты индивидуальной и ...

... Герцена приглашает специалистов в области...

Министерство просвещения объявило конкурс «Лучшая русская школа за рубежом»

Центр международного сотрудничества Министерства просвещения России объявил о старте международного конкурса «Лучшая русская школа за рубежом». Об этом сообщил в конце сентября телеграм-канал Ассоциации русских школ за рубежом «Мир образования». К участию приглашают учебные заведения и преподавателей русского языка и других дисциплин на русском языке, работающих в системе общего и дополнительного образования. Цель проекта — поддержка педагогов и коллективов ...

...Герцена, Алтайский государственный педагогический университет...

Больше точных совпадений не найдено, показать близкие результаты?

Показать
1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2025 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше