Подсказки для поиска
Точное соответствие
Найдено 38 результатов

Словари

Существительное, мужской род, 2-е склонение
1.
Умение человека последовательно мыслить, способность познавать, постигать что-либо.
Развитая способность логически думать.
2.
Сознание, рассудок.
Здравый смысл, нормальное состояние сознания, рассудка.
Всё об этом слове
Метасловарь

Ответы справочной службы

Дратути! "Сходить ПО НЕМУ с ума" или "сходить ОТ НЕГО с ума"?

Оба выражения корректны, однако имеют разное значение. Сходить с ума по кому-чему — очень увлекаться кем-чем-н., быть в восторге, восхищении от кого-чего-н. Сходить с ума от кого-чего — сильно беспокоиться, тревожиться, волноваться, нервничать из-за кого-чего-н.

16 сентября 2025
Страница ответа
Можно ли в вопросительных предложениях использовать инверсию, меняя местами местоимение и вопросительное местоимение/наречие? Например: Я что, с ума сошла, в магазин идти в такое время? и Что я, с ума сошла, в магазин идти в такое время?

Да, такая инверсия вполне возможна в разговорной речи. 

29 октября 2024
Страница ответа
Нужна ли запятая в предложении "Ты что, вампир?" Вампир ведь не обращение.

Фразеологизированная часть Я (ты, он и т. д.) что отделяется от остального высказывания запятой: Ты что, вампир?; Он что, с ума сошел? 

13 октября 2024
Страница ответа
Здравствуйте! Прошерстила все ответы, почти сошла с ума, хочу поблагодарить вас за работу и все же задать вопрос — нужно ли выделять запятыми "как для свистка"? Предложение такое: Сложите губы в трубочку, как для свистка, и начните дуть на полоску бумаги. С одной стороны хочется написать без запятых, но что-то смущает. Помогите, пожалуйста!

В данном случае оборот с союзом как имеет значение сравнения и даже может быть развернут в придаточное предложение: Сложите губы в трубочку, как [их складывают] для свистка, и... Соответственно, его нужно выделить запятыми.

22 августа 2024
Страница ответа
Здравствуйте, уважаемые специалисты! Недавно Вы опубликовали ответ на вопрос № 315820: "Рекомендуем такое пунктуационное оформление: — Ой, ни-ни-ни-ни-ни, — занининикала бабуля, — не стоит такого хотеть, министром быть — с ума сойдёшь, столько всего нужно знать и уметь, это вам не в куклы играть. (Тут ба на секундочку задумалась.) Это очень нервная, ответственная работа". Подскажите, пожалуйста, почему именно так оформляется конструкция со скобками (перед ними точка, и точка внутри)? Очень заинтересовалась.

Это исторически сложившийся в русской пунктуации способ оформления авторских ремарок внутри речи персонажа, сравним пример из пункта 2 параграфа 158 полного академического справочника «Правила русской орфографии и пунктуации» под ред. В. В. Лопатина: Я не понимаю теперь: кто чужой в этом городе, – мы или они? (Он кивнул на балкон особняка.) Нас не хотят больше слушать (А. Т.).

2 августа 2024
Страница ответа
— Ой ни-ни-ни-ни-ни, — занининикала бабуля, — не стоит такого хотеть, министром быть с ума сойдёшь — столько всего нужно знать и уметь, это вам не в куклы играть (Тут ба на секундочку задумалась.), — это очень нервная, ответственная работа. Подскажите, правильно ли оформлена пунктуация в конструкции со скобкой. Рассказ от первого лица, в скобках примечание рассказчика, то, что он подметил, пока говорила ба.

Рекомендуем такое пунктуационное оформление: 

— Ой, ни-ни-ни-ни-ни, — занининикала бабуля, — не стоит такого хотеть, министром быть — с ума сойдёшь, столько всего нужно знать и уметь, это вам не в куклы играть. (Тут ба на секундочку задумалась.) Это очень нервная, ответственная работа.

1 августа 2024
Страница ответа
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, нужна ли здесь запятая после "Расскажу"? И, если не нужна, то какое правило в этом случае применяется? "Расскажу почему я не сошла с ума и зачем потратила четыре дня жизни на курс".

Запятая ставится.

15 сентября 2019
Страница ответа
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, нужна ли запятая перед "что": "Ты что, с ума сошел?"

Запятая ставится только после "что".

К вопросу 297187: "Парень хотел убедиться в том, что ему не послышалось, что он не сошел с ума, точно его мать, и что его никто не ударил по голове, и это не просто галлюцинации."

Возможно: Парень хотел убедиться в том, что ему не послышалось, он не сошел с ума, точно его мать, и его никто не ударил по голове, и это не просто галлюцинации.

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, верно ли расставлены знаки препинания? "Как не сойти с ума работая из дома, и еще 103 совета для творческих людей". Спасибо.

Не хватает запятой перед деепричастием работая.

29 марта 2018
Страница ответа

Справочники

Как оказалось / оказывается

КАК ОКАЗАЛОСЬ / ОКАЗЫВАЕТСЯ, вводное слово  Подробно о пунктуации при вводных словах и сочетаниях см. в Прил. 2. При нем же, как оказалось, была и моя квартирка, показавшаяся мне роскошной. Б. Окуджава, Свидание с Бонапартом. Образ же человека, как оказывается, – больше человека. Б. Пастернак, Охранная грамота. ! Не смешивать с сочетанием наречия «как» и вводного слова «оказывается». «Вот 

...«Вот как, оказывается, сходят с ума!...

Казалось (бы)

КАЗАЛОСЬ (БЫ), вводное слово То же, что «как будто бы, словно». Подробно о пунктуации при вводных словах и сочетаниях см. в Прил. 2. Ветер, казалось, сходил с ума, остров вперед уже вздрагивал и стонал. В. Короленко, Мгновение. Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме... К. Паустовский, Телеграмма. То объяснение, которое, казалось бы, годится для одного случая, уже не годится ...

...Ветер, казалось, сходил с ума, остров вперед уже...

Не иначе

НЕ ИНАЧЕ, частица Служит для подчеркивания какого-либо слова в предложении; то же, что «именно», «непременно». Обособляется. «А ведь это, не иначе, та батарея. Та, где мы были», – сказал утвердительно Божичко… Ю. Бондарев, Горячий снег. Федот Евграфыч подозрительно сощурился: не иначе, разыгрывают… Б. Васильев, А зори здесь тихие. Но Граков вокруг себя пошарил глазками, и прилипала мигом куда-то шастнул – не иначе, за стульями. Г.

...Воронцова и стала говорить, что она, Мария, видно, с...

...ума сошла, что приняла тогда этот магазин, что она...

Словообразовательный разбор слова

Словообразовательный разбор производится по следующей схеме: Поставить исследуемое слово в начальную форму (для причастия и деепричастия — инфинитив). К исследуемому слову подобрать мотивирующее слово (слова), ближайшее по форме и связанное по смыслу с исследуемым словом; объяснить значение производного слова через значение производящего слова (слов); выделить исследуемую и производящую (производящие) основы. В исследуемом слове выделить средство словообразования, если слово образовано ...

...составляют лишь случаи сращения (сумасшедший ← с...

...ума сшедший) и субстантивации (учащийсясущ....

Средство и способ словообразования

Средством образования нового слова может служить словообразующая морфема (приставка или суффикс, а также их сочетание — одновременное присоединение к производящей основе приставки и суффикса и т. п.). Но есть и другое средство образования нового слова: с производящей основой (основами) проделываются некоторые операции, которые и являются средством создания нового слова, словообразующие же морфемы при этом не используются. Среди операций такого рода можно выделить следующие: 1) сокращение ...

...иногда выделяемое в самостоятельный способ сращение: с...

...ума сшедший → сумасшедший....

Журнал

Двоеточие в сложноподчиненном предложении

Когда нужно двоеточие? Ответ на экзамене, за который ставится высокая оценка, включает пункт о двоеточии между обобщающим словом и однородными членами, правило постановки двоеточия в бессоюзном предложении при определенном значении частей и интонации, правила введения в предложение прямой речи. Вспоминают иногда о возможности постановки двоеточия в сложносочиненном предложении (ССП), хотя это и редкий и необязательный знак в ССП.

...Когда нужно двоеточие? Ответ на экзамене, за который...

...распространяются среди гостей Фамусова: что Чацкий сошел с...

...ума, почему-то верит даже его друг Горич. 9) ...

Больше точных совпадений не найдено, показать близкие результаты?

Показать
1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2025 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше