Подсказки для поиска
Точное соответствие
Найдено 258 результатов

Словари

Существительное, мужской род, 2-е склонение
1.
- разбира́ть Разобрать
2.
Выбор, отбор; разборчивое отношение к кому-, чему-либо.
Всё об этом слове
Метасловарь
разбор
РАЗБО́Р, -а и разг. -у, м., нд., I а.

● 1.0. употр. редко, зд. ед. Действие по знач. глаг. разобра́ть, разбира́ть 1.0., 1.1., т. е. действие, в процессе к-рого кто-что-л. берётся, разносится, раскупается полностью или по частям. Быстрый р. книг в библиотеке. Мы надеемся на полный р. товара. ● 2.0. зд. ед. Действие по знач. глаг. разобра́ть, разбира́ть 2.0., т. е. приведение чего-л. в порядок путём сортировки, отделения одного от другого.   Син. разбо́рка. Р. бумаг. Р. архива. Наблюдать за разбором

разбор
РАЗБО́Р, -а (-у); м. 1. к Разобра́ть - разбира́ть (1-3, 5-8 зн.). Заняться разбором вещей. Р. дела. Детальный р. содержания книги. Р. предложения по составу. 2. Выбор, отбор; разборчивое отношение к кому-, чему-л. Брать всё без разбора. * С разбором выбирай друзей (Крылов). 3. какой. Устар. Сорт, качество; род, разряд, категория. Мука второго разбора. Трактир самого низшего разбора. К шапочному разбо́ру прийти (явиться и т.п.). К концу, когда всё закончилось, все уходят.

Ответы справочной службы

Добрый день, сын во 2-м классе, был разбор слова "пожалуйста" - деление на слоги и перенос слова. Сын сделал так: "по-жа-луй-ста". Учитель исправил на "по-жа-луйс-та" и засчитал сыну ошибку. При личном разговоре "почему делим так?" сказано "нууу, так надо"... Кто прав? правило "принцип восходящей звучности сонорный не может стоять перед ГЛУХИМ гласным"

Группа неодинаковых согласных букв в середине слова, входящих в корень или образующих стык корня и суффикса, может быть разбита переносом любым образом, верны оба приведенных Вами варианта: по-жа-луй-ста и по-жа-луйс-та. Что касается места слогораздела на стыке согласных, здесь возможны разные решения, единых строгих правил слогоделения нет. По принятым в сонорной теории Р. И. Аванесова закономерностям на стыке звука [j] и любого согласного [j] отходит к предыдущему слогу, а согласный — к последующему, то есть в нашем случае предпочтителен вариант по-жа-луй-ста.

9 октября 2025
Страница ответа
Здравствуйте! Как сделать синтаксический разбор предложения: «Какая разница с Николаем, вечно представлявшим остриженную и взлызистую медузу с усами! »

Это неполное предложение с опущенным подлежащим. Разница — именной компонент составного именного сказуемого при нулевой связке, какая — определение к нему, с Николаем — дополнение к нему, остальное — распространенное обособленное определение.

29 сентября 2025
Страница ответа
Здравствуйте! Интересует морфемный разбор с ь и ъ знаками на стыке морфем. Когда они входят в морфему, когда нет. Например: подъезд, стульчик. В какие морфемы входят, либо вообще никак не выделяются? Спасибо!

Морфемный разбор слов с разделительными твердым и мягким знаками должен производиться с привлечением частичной транскрипции, так как эти знаки показывают, что стоящие после них буквы её, юя нужно произносить как сочетание [j] и гласного звука: под-[jэ]зд ([j] входит в корень), бег-ун-[j]-а (-[j]- представляет собой словообразовательный суффикс). В иноязычных словах разделительный мягкий знак может стоять перед о: бул[j]он ([j] входит в корень).

Подробнее с правилами употребления разделительных твердого и мягкого знака можно ознакомиться на нашем портале в разделе «Правила от азов до тонкостей».

Понимание этих правил облегчит морфемный разбор с Ь и Ъ знаками на стыке морфем. Ь как показатель мягкости предшествующего согласного при морфемном разборе тоже может быть передан с помощью частичной транскрипции: сту[л’]-чик.

На начальных этапах знакомства с основами морфемного строения и фонетическими особенностями слов в школьной практике разделительный твердый знак часто относят к приставке, а Ь как показатель мягкости к предшествующей согласной (и внутри морфемы, и на стыке морфем). От этой практики желательно отказаться как можно раньше, так как отказ от использования частичной транскрипции при морфемном разборе формирует искаженное представление о структуре и произношении многих слов.

16 сентября 2025
Страница ответа
Морфемный разбор слова "покажем"

Морфемный разбор слова покажем: по- — приставка; -каж- — корень; -ем — окончание.

Членение при морфемном разборе (при определении состава слова) может отличаться от словообразовательного разбора. При синхроническом словообразовательном разборе, основанном на смысловых связях между производящим и производным словами (концепция А. Н. Тихонова), граница между приставкой и корнем считается утраченной.

11 сентября 2025
Страница ответа
Как разобрать слово "позапрошлый" по составу.

Словообразовательная цепочка, демонстрирующая этапы образования прилагательного позапрошлый, выглядит следующим образом: поза-прошлый ← прош-л-ый (в знач. ‘только что прошедший, о временных отрезках’) ← про-ш-ла ← ш-ла. Приставка поза- имеет значение непосредственного временно́го предшествования: поза-прошлый ← прош-л-ый. Ср.: поза-вчерашний ← вчерашний. Суффикс -л- имеет значение ‘находящийся в состоянии, возникшем в результате процесса, названного производящим словом’: прош-л-ый ← про-ш-ла. Ср.: уста-л-ый ← уста-ла, спе-л-ый ← спе-ла. Основы прилагательных этого словообразовательного типа совпадают с основами форм жен. рода ед. числа прош. времени производящих глаголов. Приставка про- имеет значение ‘довести до результата действие, названное производящим глаголом’: про-ш-ла ← ш-ла. Ср.: про-звучать ← звучать.

Морфемный разбор: поза-про-ш-л-ый.

10 сентября 2025
Страница ответа
Добрый день. Помогите, пожалуйста, произвести синтаксический разбор предложения : Кто здесь?

Это предложение с опущенным, в силу очевидности, сказуемым (находится, присутствует). Подлежащее — кто.

10 сентября 2025
Страница ответа
Здравствуйте!Как правильно выполнить морфемный разбор слова "отступление", встретила вариант с корнем -ступл-.Почему не -ступ-?

Слово членится на морфемы так: от-ступл-ени[й-э] (в более простом варианте: от-ступл-ени-е). О чередовании п // пл см. ответ на вопрос № 325308.

7 сентября 2025
Страница ответа
В слове "дважды" один суффикс или два? Обычно при образовании слова добавляется одна морфема. Но тут возникает вопрос.

Точный ответ на Ваш вопрос содержится в академической «Русской грамматике» (см. § 984): «Морф -жды выступает после гласных в наречиях, где основа мотивирующего слова выступает с наращением за счет финали, совпадающей с флексией им. п. числ.: дважды, трижды, четырежды».

Поскольку финаль, совпадающая с флексией (т. е. окончанием) именительного падежа, перед суффиксом — это то, что очень сложно объяснить в рамках школьной программы, любой школьный разбор этого слова по составу обречен быть неточным, и уже не так важно, как будет выделено это а — как часть корня, как отдельный суффикс или как окончание.

5 августа 2025
Страница ответа
Как сделать грамматический разбор предложения: "Хорошо гулять в лесу"? Как определить функцию примыкающего инфинитива? Можно ли считать, что грамматическая функция слова "хорошо" не изменилась, то есть это тоже предикатив и входит не в СГС, а в составное именное сказуемое? Так, например, Бабайцева рассматривает такие предложения в качестве СГС. У Кустовой говорится не о сказуемом, а о главном члене в безличном предложении. Предикатив — это один из способов выражения главного члена, а инфинитив может примыкать к предикативу. Литневская тоже говорит о главном члене, который определяет так: главный член, сходный по структуре с СГС или с СИС. Предикатив "хорошо" никак нельзя назвать вспомогательной частью в СГС, в то время как на именную часть часть СИС он похож. Очень надеюсь на ваш ответ!

В традиционной синтаксической теории в односоставных предложениях выделяют именно главный член, а не подлежащее или сказуемое. Поэтому термины «составное глагольное сказуемое» или «составное именное сказуемое» к односоставным предложениям неприменимы. Можно говорить лишь о том, что главный член по свой структуре сближается с тем или иным видом сказуемого. В предложении Хорошо гулять в лесу главный член — хорошо гулять. Он включает модифицируемую связкой именную часть (слово категории состояния именной природы) и инфинитив. Поскольку наличие связки при именной части — признак составного именного сказуемого, а инфинитив — признак составного глагольного сказуемого, можно полагать, что в своей структуре данный главный член объединяет черты составного именного и составного глагольного сказуемого.

22 июля 2025
Страница ответа
Здравствуйте. Помогите, пожалуйста. Разбор предложения "Она все ждала и ждала". Синтаксический разбор предложения. "Все" - входит в сказуемое?

В данном случае слово всё употреблено в функции частицы, включать его в состав сказуемого нет оснований.

18 марта 2025
Страница ответа

Справочники

Безударные гласные в приставках

§38. В соответствии с общим правилом (см. § 33) написание букв на месте безударных гласных в приставках (кроме приставки раз-/роз-, см. § 40) устанавливается путем проверки словами и формами с той же приставкой, в которых проверяемый гласный находится под ударением, напр.: безво´льный, безда´рный, беспе´чный, бестолко´вый (ср. бе´здарь, бе´столочь); заморо´зить, занести´, запира´ть, записа´ть (ср. за´

...обрываться, обрыв), разобрать (разберу, разбирать, разбор...

Как писать рецензию и отзыв?

1. Рецензия – это письменный разбор научного текста (статьи, курсовой или дипломной работы, рукописи, диссертации). План рецензии включает в себя: 1) предмет анализа (тема, жанр рецензируемой работы); 2) актуальность темы курсовой или дипломной работы, диссертации, статьи, рукописи; 3) краткое содержание рецензируемой работы, ее основные положения; 4) общая оценка работы рецензентом; 5) недостатки, недочеты работы; 6) выводы рецензента. 2.

...Рецензия – это письменный разбор научного...

Словообразовательный разбор слова

Словообразовательный разбор производится по следующей схеме: Поставить исследуемое слово в начальную форму (для причастия и деепричастия — инфинитив). К исследуемому слову подобрать мотивирующее слово (слова), ближайшее по форме и связанное по смыслу с исследуемым словом; объяснить значение производного слова через значение производящего слова (слов); выделить исследуемую и производящую (производящие) основы. В исследуемом слове выделить средство словообразования, если слово образовано ...

...Словообразовательный разбор производится по следующей...

...Ошибочным будет разбор, в котором в качестве производящей...

...В-третьих, не следует загромождать словообразовательный разбор...

Синтаксический разбор сложного предложения

I. Разобрать предложение по членам. II. Разделить предложение на части, пронумеровать части по порядку. III. Составить схему предложения с указанием средств связи и типов придаточных. IV. Описать отношения между придаточными: последовательное, параллельное, однородное подчинение. V. Сделать описательный разбор по следующей схеме: 1. По цели высказывания: — повествовательное, — вопросительное, — побудительное. 2. По интонации: — 

...Сделать описательный разбор по следующей схеме: 1....

...После этого возможен (как дополнительное задание) разбор...

...является то, что только в комплексе 1 обязателен разбор...

Синтаксический разбор простого предложения

Простое предложение разбирается по следующей схеме: I. Подчеркнуть члены предложения. II. Указать тип сказуемого (сказуемых): ПГС, СГС, СИС III. Сделать описательный разбор по следующей схеме: По цели высказывания: — повествовательное, — вопросительное, — побудительное. По интонации: — невосклицательное, — восклицательное. По количеству грамматических основ — простое, По наличию одного или обоих главных ...

...Сделать описательный разбор по следующей схеме:...

...предложения состоит исследуемая конструкция, поэтому разбор...

...Комплекс 3 повторяет схему комплекса 1, то есть разбор...

Морфологический разбор спрягаемых форм глагола и инфинитива

Разбор формы инфинитива производится по следующей схеме: 1. Глагол. Начальная форма. 2. Морфологические признаки: а) постоянные: — переходность, — возвратность, — вид, — спряжение, б) непостоянные: — в форме инфинитива. 3. Синтаксическая роль в предложении. Разбор спрягаемых форм глагола производится по такой схеме: 1. Глагол. Начальная форма. 2. Морфологические ...

...Разбор формы инфинитива производится по следующей...

...Разбор спрягаемых форм глагола производится...

Морфологический разбор причастия

Существует несколько способов морфологического разбора причастия, зависящих от того, считается ли причастие формой глагола или самостоятельной частью речи. Разбирая причастие как форму глагола, логично все имеющие отношение именно к причастию признаки описать как непостоянные; таким образом, в непостоянных признаках должны быть указаны следующие: в форме причастия, настоящего / прошедшего времени, действительного / страдательного залога, полной / краткой форме (для ...

...Разбор причастия как формы глагола: вертящаяся ...

...Разбор причастия как самостоятельной части речи: вертящаяся...

Морфологический разбор деепричастия

Морфологический разбор деепричастия, как и морфологический разбор причастия, зависит от того, признаем ли мы деепричастие особой формой глагола, или мы считаем деепричастие самостоятельной частью речи. Схема морфологического разбора деепричастия как формы глагола: 1. Глагол. Начальная форма — инфинитив. 2. Морфологические признаки: а) постоянные: — переходность, — возвратность, — вид, — спряжение; б) непостоянные ...

...Морфологический разбор деепричастия, как и морфологический...

...разбор причастия, зависит от того, признаем ли мы...

...Так, комплекс 1 предлагает следующий разбор: часть...

Морфологический разбор наречия

Морфологический разбор наречия Морфологический разбор наречия осуществляется по следующей схеме: 1. Наречие. Начальная форма. 2. Морфологические признаки: а) постоянные: — знаменательное/местоименное; — разряд по значению: определительное (образа действия, меры и степени) / обстоятельственное (места, времени, цели, причины), — степень сравнения (для качественных на -о/-е, для которых этот признак является постоянным), — 

...Морфологический разбор наречия Морфологический разбор...

...Разбор слов категории состояния осуществляется по этой...

Морфологический разбор местоимения

При разборе местоимения указывают его начальную форму и разряд по значению. Начальной формой местоимений себя, некого и нечего является форма Р. п. Дальнейшая схема разбора зависит от того, с какой частью речи соотнесено местоимение. Разбор местоимений-существительных Схема разбора личных местоимений: 1. естоимение. Начальная форма. 2. Морфологические признаки: а) остоянные: — личное, — лицо, — 

...Разбор местоимений-существительных Схема разбора...

...Разбор местоимений-прилагательных Схема разбора...

...Разбор местоимений-числительных Схема разбора местоимений-числительных...

Журнал

Римма Раппопорт: «Как найти баланс между доступностью школьной программы и научной картиной мира?»

То, как мы изучаем русский язык в школе, часто противоречит научному подходу. Одна из главных проблем, встающих перед учителем, — как преподносить темы, которые являются предметом лингвистических споров. 

...То, как мы изучаем русский язык в школе, часто противоречит...

...сложных тем — морфемный и словообразовательный разбор...

...  Синхронный подход предполагает разбор с точки...

...что ученик средней школы должен провести морфемный разбор...

Роспатент выдал свидетельство о регистрации Национального корпуса удмуртского языка

Об этом 15 сентября сообщил главный разработчик системы — Удмуртский федеральный исследовательский центр Уральского отделения РАН.  Корпус представляет собой информационно-справочную систему, основанную на собрании текстов в электронной форме. Объем Корпуса на данный момент составляет порядка 6,2 млн словоупотреблений. Сейчас, по словам авторов, продолжается формирование корпуса современного удмуртского литературного языка, а также разработка корпуса письменных памятников. В ...

...публикации, подкорпусам, просматривать морфологический разбор...

Изучение философии полезно для развития вербального интеллекта

Исследователи из США предположили, что студенты-философы превосходят студентов других специальностей в тестах на понимание прочитанного, аналитическое и логическое (в том числе вербально-логическое) мышление, даже с учетом их изначальных различий. Другими словами, они решили проверить, действительно ли изучение философии лучше других дисциплин развивает мышление. Для проверки этой гипотезы авторы Майкл Принзинг и Майкл Васкес проанализировали информацию ...

...изучение философии (в частности, чтение и разбор...

Подведены итоги Международного конкурса «Русский диктант онлайн»

25 января 2024 года в Балтийском федеральном университете им. И. Канта в восемнадцатый раз прошел Международный конкурс «Русский диктант онлайн». В этом году диктант был посвящен сразу двум памятным датам: 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина и трехсотлетнему юбилею Иммануила Канта. Среди участников были студенты и преподаватели из Узбекистана, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Армении и Беларуси, а также ...

...На сайте опубликован разбор всех ошибкоопасных мест...

Как лингвистическая экспертиза может повысить качество учебников

Оценка языковой доступности учебных текстов для школьников сегодня не опирается на четкие критерии и прозрачную методологию. Так быть не должно, считает Антонина Лапошина — кандидат педагогических наук, специалист по компьютерной лингвистике из Института Пушкина. Она рассказала Грамоте о том, какие методы оценки текста есть в распоряжении экспертов и чем они могут быть полезны и школьникам, и авторам учебников.

...Оценка языковой доступности учебных текстов для школьников...

...Приведу пример: зачем школьники делают синтаксический разбор...

...подавляющее большинство упражнений на синтаксический разбор...

Лингвист Алексей Шмелев: «У слова „столько“ есть полная парадигма единственного числа»

О том, чем лингвистам интересны анекдоты, о своей лингвистической находке, об особенностях общения в интернете, а также о том, что отличает культурную речь от некультурной, порталу «Правмир» рассказал доктор филологических наук Алексей Шмелев.

...О том, чем лингвистам интересны анекдоты, о ...

...Крайне затруднительно сделать синтаксический разбор...

Как работает редактор в медиа? Избегает прилагательных и делает глагол главным

У редакторов, которые работают в печатных и электронных медиа, часто нет ни журналистского, ни редакторского образования, но это не мешает им быть настоящими профессионалами. Заместитель главного редактора портала «Такие дела» Инна Кравченко рассказала Грамоте, что работать с фактурой, внимательно относиться к деталям и думать про драматургию текста она научилась на телевидении и в бизнес-изданиях, а еще в ГИТИСе и на сценарных курсах.

...У редакторов, которые работают в печатных и электронных...

...работать с формой, когда учили писать критический разбор...

Михаил Гаспаров о греческом наследии в русских словах

«Логии», «графии» и 15 приставок — им посвящена одна из словарных частей в знаменитой книге Михаила Леоновича Гаспарова «Занимательная Греция». 13 апреля 2025 года филологу, стиховеду и переводчику исполнилось бы 90 лет. Вспоминаем его лингвистические наблюдения над происхождением некоторых русских слов.

...«Логии», «графии» и 15 приставок...

...мы сразу найдем его и в слове ана-лиз (разбор...

Развитие речи как цель и как содержание школьного предмета «Русский язык»

Какие аспекты знаний о языке и связанные с ними типы умений позволяют наиболее успешно решать коммуникативные задачи? Игорь Григорьевич Милославский считает, что это умение выделять семантические компоненты в значении слова, опознавать субъективное мнение и оценку,  различать гипонимы и гиперонимы, использовать морфологические характеристики для решения содержательных задач.

...Какие аспекты знаний о языке и связанные с ними типы...

...морфологического разбора Умение проводить морфологический разбор...

...Однако, как неоднократно отмечалось5, такой разбор...

Как вычисление скрытого субъекта помогает понять смысл предложения

В любом высказывании есть информация, которая не выражается никакими материальными знаками, а вычисляется слушателем. От нее зависит глубина понимания этого высказывания, а иногда и дальнейшие действия участников коммуникации. Одна из областей, где слушателю нужно приложить усилия для понимания предложения, — «восстановление» невыраженных субъектов. По каким правилам это делается и как их применять? Об этом Грамоте рассказала доктор филологических наук Галина Ивановна Кустова. 

...В любом высказывании есть информация, которая...

...правильного вычисления субъекта зависит синтаксический разбор...

Больше точных совпадений не найдено, показать близкие результаты?

Показать
1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2025 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше