Подсказки для поиска
Точное соответствие
Найдено 155 результатов

Словари

Существительное, средний род, 2-е склонение
1.
Материальная помощь, деньги, выдаваемые кому-либо государством или какой-либо организацией.
2.
Учебная книга, карта, прибор и т.п., используемые при обучении чему-либо.
Всё об этом слове
Метасловарь
пособие

ПОСО́БИ|Е, -я, род. мн. посо́бий, ср., нд., II г.

1.0. Денежная помощь, назначаемая государством, какой-л. организацией, учреждением и т. п.   Ср. зарпла́та, стипе́ндия, пе́нсия.

Денежное (единовременное, разовое, регулярное, ежемесячное, выходное, детское, социальное, щедрое, [не]большое, [не]значительное, маленькое, жалкое, государственное …) пособие. Пособие каким-л. (напр., одиноким, многодетным …) матерям (пенсионерам, каким-л. семьям, безработным, неимущим …). Пособие в связи с рождением реб

пособие
ПОСО́БИЕ, -я; ср. 1. Материальная помощь, деньги, выдаваемые кому-л. государством или какой-л. организацией. П. многодетным и одиноким матерям. П. по временной нетрудоспособности. П. по инвалидности. П. по безработице, по бедности. Получать п. на детей. Жить на п. Денежное п. Единовременное п. (разовая выплата по какому-л. случаю: рождение ребёнка, смерть родственников, несчастный случай и т.п.). Выходное п. (сумма, выплачиваемая увольняемому рабочему, служащему в случаях, предусмотренных законод

Ответы справочной службы

Доброго времени суток! Сын на уроке назвал антонимом слова спасибо - пожалуйста. Учитель сказала что у спасибо антонимов нет. Помогите, пожалуйста, разобраться, как правильно.

Учитель прав, у слова спасибо действительно нет антонимов, см. на нашем портале пособие Е. И. Литневской «Русский язык: краткий теоретический курс для школьников».

8 октября 2025
Страница ответа
Добрый день. Подскажите, пожалуйста. Какая формулировка верная: "Пособие предназначено для родителей, библиотечных работников, педагогов, воспитателей, работающих с детьми с НАРУШЕНИЕМ зрения", или "Пособие предназначено для родителей, библиотечных работников, педагогов, воспитателей, работающих с детьми с НАРУШЕНИЯМИ зрения".

Формулировка Пособие предназначено для родителей, библиотечных работников, педагогов, воспитателей, работающих с детьми с нарушением зрения верная.

29 сентября 2025
Страница ответа
Здравствуйте! Как произвести морфемный анализ слова ЧУВСТВУЮ? Какой корень? Какой суффикс/суффиксы? Какое окончание?

Для определения морфемного состава слова необходимо выполнить формообразовательный и словообразовательный анализ.

Формообразовательный анализ:

[у] — окончание, показатель формы глагола 1-го лица ед. ч.;

у[j] — формообразующий суффикс, показатель основы настоящего времени (о модификации глагольной основы с помощью формообразующих суффиксов подробнее см. на нашем портале пособие Е. И. Литневской «Русский язык: краткий теоретический курс для школьников»).

Словообразовательный анализ (производится на основе начальных форм слова):

чу[j-а]ть → чу-в-ств-о → чу-в-ств-ова-ть

Глагол чувствовать образован с помощью суффикса -ова- от существительного чувство. Ср.: баловство → бал-ова-ть.

Существительное чувство при синхроническом словообразовательном анализе образовано от глагола чуять с помощью суффикса -ств-. Ср.: руковод-ить → руковод-ств-о.

При образовании слова чувство происходит усечение производящей глагольной основы и появляется асемантический элемент в, назначение которого в современном языке остаётся не до конца ясным. Лингвисты либо предлагают ввести для таких элементов отдельный термин интерфикс (подробнее об интерфиксах см. пособие Е. И. Литневской «Русский язык: краткий теоретический курс для школьников»), либо присоединяют «избыточный» элемент к одной из соседних морфем. Поэтому трактовка подобных асемантических элементов в словарях может быть различной.

Этимологически слово чувство — суффиксальное производное от чувъ ‘способность чувствовать’, которое в свою очередь было образовано от глагола чути ‘чувствовать, слышать, ощущать, познавать’ при помощи исторического суффикса -в-.

18 сентября 2025
Страница ответа
Здравствуйте! Подскажите пожалуйста как правильно пишется Сервер-лезвие? Сервер-"лезвие", Сервер-лезвие или вообще блэ(е)йд-сервер. Нашел только такую информацию https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/681873. И общий вопрос. Посоветуйте пожалуйста современный словарь компьютерных терминов.

Термин нельзя назвать устоявшимся в современном русском языке. Рекомендуемое написание: блейд-сервер.

Нам известно такое лексикографическое пособие: Ваулина Е. Ю. Мой компьютер: толковый словарь. Москва: Эксмо, 2003.

28 июля 2025
Страница ответа
Здравствуйте, вопрос о строчной/прописной букве в начале стихотворной цитаты с опущенными первыми словами предложения. Например: "...стою близ моря на скале; / Стою, задумчивость питая". Действуют ли в этом случае правила из справочника Мильчина, все приведенные там примеры - с цитатами из прозы. Согласно им нужна прописная буква в первом слове "стою". Подскажите, как будет корректно написать цитату в приведенном примере - со строчной или прописной буквы, если она дана в образовательном контенте (например, для школьников) 1) как отдельное предложение (без слов автора в начале и конце), допустим, в рамках теста, где несколько цитат нужно сопоставить с автором; 2) с предшествующими словами авторами; 3) с последующими словами автора или пояснениями разного типа. Подскажите, на какие правила цитирования именно стихотворных текстов можно опираться (укажите источник, пожалуйста) и есть ли особые требования к точности цитат для обучающих изданий?

Полагаем, что действует то же правило, то есть следует писать прописное С: ...Стою близ моря на скале; / Стою, задумчивость питая.

Что касается выбора варианта, вопрос не очень понятен, так как надо  представлять себе, что это за учебное пособие, как оформлены другие материалы. Мы бы, наверное, выбрали такой вариант: «Я здесь стою близ моря на скале; / Стою, задумчивость питая». Особые правила цитирования стихотворных текстов нам неизвестны (кроме того, что эти тексты можно набирать в подбор, показывая разбиение на строки косой чертой). Точность цитат одинакова для всех изданий (если только это не намеренное искажение текста или автор не хочет подчеркнуть, что он или его персонаж вспоминает цитату: «Что-то там, тати-тата…»). Единственное, что в обучающих изданиях, где цитат очень много, они, полагаем, не всегда нуждаются во внутритекстовых или постраничных ссылках на источник, но библиографический список в конце нужен, хотя бы потому, что, прочитав цитату, скажем, из Пушкина, читатель может удивиться, не найдя приведенные строки в своем издании, поскольку текст цитировался по другому собранию сочинений.

7 февраля 2025
Страница ответа
Входят ли суффиксы причастий и деепричастий в основу слова?

В русском языке при анализе структуры слова различают три типа основ: словоизменительные, формообразующие и словообразовательные.

Словоизменительная основа может быть определена как часть изменяемого слова без окончания. Эти основы выделяются только в словах, имеющих формы словоизменения, например: бел-ый, беловат-ый, белоголов-ый и т. п.

Формообразующая основа — это часть формы слова, включающая формообразующие аффиксы. К формообразующим аффиксам, в частности, относятся суффиксы причастий и деепричастий. Подробнее об основных формообразующих аффиксах в русском языке см. пособие Е. И. Литневской «Русский язык: краткий теоретический курс для школьников» на сайте gramota.ruhttps://gramota.ru/biblioteka/spravochniki/russkij-yazyk-kratkij-teoreticheskij-kurs-dlya-shkolnikov/formoobrazuyushchiy-suffiks-modifikatsii-glagolnoy-osnovy Словообразовательная основа — обязательная часть слова, в которой выражено его лексическое значение. С формальной точки зрения это часть слова без окончания и формообразовательных аффиксов, поскольку они не меняют лексическое значение слова. Поэтому в словообразовательную основу слова не входят: суффиксы инфинитива -ть/ти и -чь (например, пляса-ть); глагольный суффикс -л- прошедшего времени и сослагательного (условного) наклонения (например, игра-л-анаписа-л-а бы; постфикс -ся в возвратных глаголах, выражающих страдательное значение (например, дом стро-ит-ся рабочими); суффиксы степеней сравнения прилагательных и степеней сравнения наречия (например, быстр-еевысоч-айш-ий); суффиксы причастий  и деепричастий (например, бег-ущ-ийсши-в). Однако если признавать причастие и деепричастие самостоятельными частями речи, как это иногда делается, то образующие их суффиксы окажутся словообразовательными и будут входить в словообразовательную основу.

20 января 2025
Страница ответа
Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, есть ли в данном тексте грамматические или пунктуационные ошибки, если есть, то какие ? В случае ухода работника на пенсию по любым основаниям Работодатель ему выплачивает не позднее чем в 2-х недельный срок с момента выхода приказа о разрыве трудовых отношений с Работником или подачи Работником заявления об увольнении по собственному желанию выходное пособие в размере до 30-ти (Тридцати) кратного размера среднемесячного дохода за последние 3 (Три) месяца и пожизненно ежемесячную дополнительную пенсию в размере, соответствующем п. 3. настоящего Трудового договора».

Корректно: В случае ухода работника на пенсию по любым основаниям Работодатель выплачивает ему выходное пособие в размере до 30-кратного (тридцатикратного) среднемесячного дохода за последние 3 (три) месяца не позднее чем в 2-недельный (двухнедельный) срок с момента выхода приказа о разрыве трудовых отношений с Работником или подачи Работником заявления об увольнении по собственному желанию и ежемесячную дополнительную пенсию в размере, соответствующем п. 3. настоящего Трудового договора, пожизненно.

24 декабря 2024
Страница ответа
Здравствуйте. Медведь и медведи - это формы одного и того же слова. Медвежонок и медвежата - это тоже формы одного и того же слова. Но в последнем случае у слов разные суффиксы. А детей учат, что суффикс служит для образования новых слов. У ребенка возникла путаница в голове. Как правильно ему объяснить?

Формообразующие морфемы служат для образования форм слова и делятся на окончания и формообразующие суффиксы.

В школьной программе изучаются не только словообразующие, но и формообразующие суффиксы. Подробнее см. пособие Е. И. Литневской «Русский язык: краткий теоретический курс для школьников» на сайте gramota.ru:

https://gramota.ru/biblioteka/spravochniki/russkij-yazyk-kratkij-teoreticheskij-kurs-dlya-shkolnikov/formoobrazuyushchie-morfemy-okonchanie-formoobrazuyushchiy-suffiks.

19 декабря 2024
Страница ответа
Добрый день! Правильно ли оформлять перечень после сочетания ТАКИХ... КАК и ставить двоеточие? "Пособие призвано содействовать достижению таких целей исторического просвещения, как: • сохранение памяти о значимых событиях истории России, включая историю государствообразующего русского народа, о выдающихся личностях в российской истории, внёсших важный вклад в развитие и процветание России; • обеспечение доступа граждан к объективной информации о месте и роли России в мировой истории, её вкладе в развитие мировой цивилизации; • сохранение традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей".

Такой способ оформления перечня вполне корректен. 

16 декабря 2024
Страница ответа
Верно ли в этом контексте употребление слова «единовременный»: «Единовременная регистрация брака на Международной выставке-форуме «Россия» на Красную горку 12 мая 2024 года»? Речь о том, что в этот день московские загсы впервые в истории страны зарегистрировали брак одновременно 151 пары.

Нет, некорректно. 

Большой толковый словарь русского языка

ЕДИНОВРЕ́МЕННЫЙ, -ая, -ое; -менен, -менна, -менно. Происходящий или производимый один раз, сразу. Е-ое пособие. Е-ая выплата. Е-ые выборы. 

23 октября 2024
Страница ответа

Справочники

Рецензия

Вопрос Как правильно: рецензия на что или рецензия о чем? Рецензия, -и, ж. р. Критический отзыв о каком-нибудь сочинении, фильме, спектакле и т. п. Впервые зафиксировано в 1806 в «Новом словотолкователе, расположенном по алфавиту» Н. Яновского (СПб., 1806). Из нем. Rezension, от лат. resenio – рассмотрение, переоценка. Слово рецензия управляет вин. п., предл. п. Вин. п - рецензия на что: рецензия на новые поступления, рецензия на ...

...работу, рецензия на диссертацию, рецензия на учебное пособие...

Руководство

Вопрос Как правильно: написать на брошюре «Руководство по…» или «Руководство о…»? Слово руководство в значении «пособие, справочник, учебник» требует дат. п. с предлогом по: руководство по — руководство по математике, руководство по биологии, по составлению чего-нибудь. Правильно Руководство по математике. См.: указания.

...Слово руководство в значении «пособие...

Журнал

Пособие «Русское правописание с комментариями» поможет разобраться со сложными правилами

Серия из четырех книг написана кандидатами филологических наук, сотрудниками отдела культуры русской речи Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН Еленой Арутюновой, Еленой Бешенковой и Ольгой Ивановой. Ссылки на полный текст всех книг в формате pdf выложены на сайте академического орфографического ресурса «Академос» на странице библиографического указателя (в подразделе «Собрания правил Е. В. Бешенковой и О. Е. Ивановой»). Комментарии будут полезны филологам, корректорам, преподавателям и учащимся, а также всем, кого интересуют проблемы современной русской орфографии.

...Серия из четырех книг написана кандидатами филологических...

...Первая книга называется «Употребление гласных...

Лингвист Александр Летучий написал книгу о сложностях русского синтаксиса

Это учебное пособие предназначено для студентов филологических факультетов, может использоваться для дополнительного профессионального образования учителей, а также рассчитано на всех, кого интересует лингвистика. Автор рассматривает разные подходы к объяснению синтаксических явлений в русском языке. 

...Это учебное пособие предназначено для студентов филологических...

...структурные и неструктурные объяснения: учебное пособие...

Классические книги о работе со словом учат писать профессионально в любом жанре

Учиться писать хорошо можно по-разному: и у тех, кто передал нам свой опыт работы с русским словом, и у классиков англоязычной редактуры, которые помогут увидеть основы профессии, не зависящие от языка. Грамота отобрала проверенные временем книги, которые помогут написать и структурировать текст, очистить его от «мусора» и стилистических ошибок, сделать качественным, выразительным и легко читаемым. 

...Учиться писать хорошо можно по-разному: и у тех, кто...

...Эта книга — пособие для начинающих, в котором...

...Сборник используется как учебное пособие в ряде курсов...

Школьникам о русском языке: энциклопедии, беседы, лингвистические задачи

В эту подборку вошли в основном разного рода словари и энциклопедии для средней и старшей школы, изданные в последние 20 лет, и несколько книг для детей младшего школьного возраста, только начинающих задумываться об устройстве языка, на котором они говорят. 

...В эту подборку вошли в основном разного рода словари...

...представляет собой и теоретический справочник, и учебное пособие...

...Это пособие полезно для школьников, участвующих в олимпиадах...

О новом академическом справочнике по русскому языку

Правила, сформулированные в 1956 году, требовали уточнения. Журнал «Наука и жизнь» публикует обзор нового академического справочника по орфографии и пунктуации, написанный редактором этого издания Владимиром Владимировичем Лопатиным. 

...Правила, сформулированные в 1956 году, требовали уточнения...

...Пособие «Правила русской орфографии и пунктуации...

Научный стиль: точность не в ущерб понятности

Даже тот, кто не посвятил жизнь науке, сталкивается с текстами, написанными в научном стиле. Любой реферат или доклад, учебник или научно-популярный блог использует особые языковые средства, которые отвечают его задачам. Текст в этом функциональном стиле не просто передает информацию, но стремится доказать ее истинность, ценность, а во многих случаях и новизну.

...Даже тот, кто не посвятил жизнь науке, сталкивается...

...-метод. пособие. / сост. и отв....

...Пособие для студентов технических направлений подготовки...

...: Учебное пособие....

В Саратове умерла старейший российский лингвист Ольга Сиротинина

Ольга Борисовна Сиротинина (1923—2025) 18 июля скончалась Ольга Борисовна Сиротинина — старейший советский и российский лингвист, доктор филологических наук, много десятилетий проработавшая в Саратовском государственном университете. Она была создателем и руководителем Саратовской школы изучения функционирования современного русского языка, занималась проблемами культуры речи, языком СМИ, функциональными стилями литературного языка. Ее кандидатская диссертация (1949) ...

...факторы ее достижения» (Саратов, 2021), учебное пособие...

Новый учебник «Русский язык и культура речи» подготовлен в МГУ

У культуры речи есть три аспекта: нормативный, коммуникативный и этический. Что под ними понимают специалисты и как научиться говорить культурно? Учебник, который написала доктор филологических наук, проректор МГУ им. М. В. Ломоносова Татьяна Кортава, отражает современное состояние этой области и предназначен для студентов и преподавателей негуманитарных вузов и всех, кто интересуется культурой речи. 

...У культуры речи есть три аспекта: нормативный, коммуникативный...

...Пособие включает 24 темы, которые затрагивают...

В России развиваются проекты, которые должны упростить коммуникацию людям с синдромом Дауна

21 марта — Международный день людей с синдромом Дауна. Тем, кто родился с этим синдромом, труднее реализовать потребность в общении и понимании информации, чем другим людям. Помогающие специалисты вместе с программистами и лингвистами создают для них специальные адаптированные тексты, инструкции и сервисы, которые облегчают коммуникацию. В последние годы в России было реализовано несколько инициатив в этом направлении. С 2021 

...Пособие «Успешное начало», подготовленное...

В открытом доступе выложен «Словарь языковой экономии»

Этот словарь, составленный доктором филологических наук, специалистом по разговорной речи и просторечию Василием Химиком, демонстрирует актуальный и продуктивный способ русского словообразования — универбацию (от лат. unus ‘один’ и verbum ‘слово’), когда именная группа из двух слов заменяется одним словом. 

...Этот словарь, составленный доктором филологических...

...; нал, читальный зал → читалка, методическое пособие...

Больше точных совпадений не найдено, показать близкие результаты?

Показать
1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2025 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше