Подсказки для поиска
Точное соответствие
Найдено 66 результатов

Словари

Глагол, совершенный вид, переходный
1.
Передать кому-либо какие-либо знания, навыки, умение; обучить.
Передать свой опыт, свои взгляды.
2.
разговорное Посоветовать, подговорить сделать что-либо.
Всё об этом слове
Метасловарь
научить

НАУЧИ́ТЬ, научу́, нау́чит; нау́ченный \\ н[əy]чи́ть и допуст. н[уy]чи́ть; в форме нау́чатнау́ч[ə]т и допуст. старш. нау́ч[y]т; в формах с сочетанием нн: нау́ченный... – нау́че[н]ый.

научить

НАУЧИ́ТЬ см. учи́ть.

|| Морф. на=уч=и́-ть. Дер. несов. науч|а́(ть) устар., соб.-возвр. научи́ть|ся сов. (к знач. 1.0., 1.3.), глаг. научи́ть|ся (См.); сущ. нау́к(а) (См.).

научить
НАУЧИ́ТЬ, -учу́, -у́чишь; нау́ченный; -чен, -а, -о; св. (кого) чему или с инф. 1. Передать кому-л. какие-л. знания, навыки, умение; обучить. Н. ремеслу, письму, арифметике. Н. читать, плавать, кататься на коньках. Она научила меня играть в шахматы. // Передать свой опыт, свои взгляды. Н. любить природу. Н. понимать прекрасное. Н. делать добро. Мать научила своих детей видеть в людях хорошее. Н. любви к музыке. Н. уму-разуму. 2. Разг. Посоветовать, подговорить сделать что-л. Н. выступить против директо

Ответы справочной службы

Подскажите, пожалуйста, как в предложении правильно расставить запятые: Кто как не они могут научить нас доброте и мудрости, показать, что значит настоящая забота, благородство и уважение.

Корректно: Кто, как не они, может научить нас доброте и мудрости, показать, что значит настоящая забота, благородство и уважение.

1 ноября 2025
Страница ответа
Задача учителя не просто научить ребенка новому, но еще и заинтересовать, вовлечь его в процесс обучения. В предложении есть ошибки?

Нужно поставить тире между именным сказуемым задача и однородными инфинитивными подлежащими: Задача учителя — не просто научить ребенка новому, но еще и заинтересовать, вовлечь его в процесс обучения.

10 марта 2025
Страница ответа
Попалась реклама одной школы журналистики, где обещают всему -всему научить, а также побывать в разных интересных местах, например, на "Эхе Москвы". Да, так и написано - на "Эхе Москвы". Верно ли это? Может всё-таки правильно писать " побывать на "Эхо Москвы "? А лучше- побывать на радио"Эхо Москвы "?

Корректны варианты: побывать на радио «Эхо Москвы», побывать на «Эхе Москвы». 

26 сентября 2024
Страница ответа
Здравствуйте! Подскажите, нужна ли запятая после слова "научив" в данном случае: Научив мы получим некое "механическое" чтение/письмо, половину которого он не будет понимать или не сможет пересказать. И объясните, пожалуйста, почему ставится/не ставится. Спасибо!

Запятая нужна, так как научив — деепричастие, а одиночные деепричастия обособляются при обозначении ими действия, как в данном случае. Заметим, что в предложении есть смысловая недостаточность: глагол научить требует дополнений: научить кого? и научить чему? Возможно, эта смысловая неостаточность компенсируется контекстом (который здесь не приведен).

24 августа 2024
Страница ответа
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, нужно ли (и почему) поставить запятую перед "как" в следующем предложении: Научить пользователей работать с этим и показать как именно.

Придаточная часть состоит из союзного слова как и акцентирующей частицы именно. Её нужно отделить запятой: Научить пользователей работать с этим и показать, как именно.

26 октября 2023
Страница ответа
"Оно б сейчас на травке поваляться, да работать надо", "Оно, конечно, и зайца можно научить курить..." - чем является в подобных фразах это "оно" - и как часть речи, и как член предложения?

В современных словарях такое оно характеризуется как частица (см. значение II в Большом толковом словаре). Частицы не являются членами предложения.

31 августа 2023
Страница ответа
Можно ли ставить тире в таком предложении? Чтобы научить, а главное, мотивировать каждого сотрудника работать в amoCRM — пройдите курс всей командой.

По правилам нужно поставить запятую, а не тире.

30 августа 2019
Страница ответа
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как правильнее: токарИ или токарЯ. Детям в домашнем задании попались слова ТОКАРЬ и СЛЕСАРЬ, которые надо было поставить в форму И.п. мн.ч. Мы сделали токарИ и слесарИ, согласно словарю, представленному на данном сайте. Нам зачеркнули. Учитель недавно повышала квалификацию, и на этих курсах строго-настрого сказали, что сейчас верна формы с окончанием Я. Помогите, пожалуйста, нам разрешить спор. А главное, научить детей правильному употреблению слова. Заранее спасибо

Обе формы им.п. мн. ч. верны. 

Орфографический словарь

токарь, -я, мн. -и, -ей и -я, -ей

Большой толковый словарь

ТОКАРЬ, -я; мн. токаря, -ей и токари, -ей; м. Рабочий, специалист по обработке металла, дерева и т.п. путём обточки. Т. по металлу.Т. по дереву. Токарь-фрезеровщик. 
4 марта 2017
Страница ответа
Подскажите, пожалуйста, нужны ли здесь кавычки (слово "разбогатеть") и запятая после оборота с "в отличие": В отличие от многих других авторов, мы не будем пытаться научить вас “разбогатеть”. Заранее спасибо за ответ.

В данном случае запятую лучше оставить, чтобы при чтении не возникло сомнений по поводу границ оборота. Конец предложения желательно перестроить: В отличие от многих других авторов, мы не будем пытаться научить вас, как разбогатеть.

20 февраля 2017
Страница ответа
Здравствуйте! При морфемном разборе слов : "впечатлительный" , "осаждать" и "старинный", были выделены корни слов-осажд, впечатл и старин. Все это было исправлено учителем, и корни слов получились-сажд, печатл, стар. Слово "осаждать" было в контексте осадить город. При проверке в морфенно-орфографическом словаре А.Н. Тихонова все корни соответствуют написанным ранее (до исправления ) кроме корня стар. Учитель мотивировал свою правоту, сославшись на словарь Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка. – М.: Русский язык, 1986. (страницы 245 и 294). Также учитель обосновал свою правоту так (цитирую): "Однако при морфемном разборе необходимо все-таки учитывать их этимологию и лексическое значение.Так глагол "осаждать" является однокоренным к слову "осадить", одно из значений которого "подвергнуть осаде, окружить".Осада - окружение войсками укрепленного места. Одно из значений приставки "о" - действие, которое распространяется на всю поверхность предмета, охватывает его кругом (оковать, оцепить, окружить). Значит, в слове "осаждать" можно выделить приставку "о".Слово "впечатлительный" однокоренное к слову "впечатление", которое имеет значение "след, оставленный в сознании, в душе", то есть то, что отпечаталось в душе или голове. Слово "печать" в переносном смысле обозначает "знак, след, отпечаток чего-нибудь". Например, печать горя на лице. Таким образом, слова "впечатление", "отпечаток", "печать" этимологически являются однокоренными. В них можно выделить корень -печат-." Очень прошу прокомментировать Вас данный вопрос, у нас идет подготовка к ОГЭ, заранее благодарю.

На ОГЭ выполнять морфемный разбор ребенку не придется. Одна из причин состоит как раз в том, что для школы четких критериев морфемного разбора до настоящего времени не сформулировано. В идеале при делении слова на морфемы учитываться должны только современные смысловые и структурные связи слов. С этих позиций в словах впечатление и осаждать вполне оправданно выделение корней впечатл- и осажд-, а в слове старинный – корня -стар-.

При обращении к истории слов могут обнаруживаться связи, которые уже не осознаются всеми или значительной частью носителей языка. Однако когда-то эти связи были, и кем-то они еще могут ощущаться. Такой «исторический» взгляд на слово дает основание выделять корни -печатл- и -сажд-. И с такой точки зрения объяснение учителя совершенно правильно. 

Нужно ли показывая детям такое «историческое» членение слова? Полагаем, что да. Т. к. одна из наиболее важных задач школы – научить ребенка грамотно писать. А очень часто объяснить написание слов мы можем, только обратившись к их исторической структуре, этимологии. См., например, ответ на вопрос № 284145.

18 сентября 2015
Страница ответа

Справочники

Вид как морфологический признак глагола

Вид — постоянный морфологический признак глагола, обобщенно указывающий на характер протекания действия или распределение действия во времени. Все глаголы имеют видовую характеристику — относятся к совершенному виду (СВ) или несовершенному виду (НСВ). Глаголы СВ отвечают в инфинитиве на вопрос что сделать? и обозначают законченное действие (прочитать) или действие, достигшее определенного предела (похудеть). Эти глаголы описывают действие как факт (Наступила осень, листья пожелтели ...

...учить (что) — выучить, учить (кого) — научить...

Журнал

Физиолог Марьяна Безруких: «Больше сорока процентов детей не осваивают навык чтения»

Почему навык чтения необходим для развития мозга? Какие этапы проходит ребенок, пока учится читать? Правда ли, что бумажные книги полезнее электронных? На эти и другие вопросы ответила физиолог, психолог, доктор биологических наук и академик Российской академии образования Марьяна Безруких, выступая на онлайн-конференции «Детское чтение как основа всестороннего развития личности, общества и государства».

...Почему навык чтения необходим для развития мозга? Какие...

...Этапы формирования чтения у детей Научить ребенка...

...Но важно вовремя научить ребенка читать про себя...

Как дети учатся читать и что нам говорит об этом наука

О трех важных этапах, которые проходит ребенок, когда он учится читать, рассказывает статья онлайн-журнала «Системный Блокъ».

...О трех важных этапах, которые проходит ребенок, когда...

...На первом этапе необходимо научить детей устанавливать...

Систему образования ждет дефицит преподавателей русского языка

Не только в сельских школах, но и в городах-миллионниках не хватает учителей русского языка и литературы. На региональных филфаках сокращается число бюджетных мест и количество учебных часов на профильные предметы. «Российская газета» обсудила эту проблему с экспертами.

...Не только в сельских школах, но и в городах-миллионниках...

...учителя-словесника — привить ученикам любовь к чтению и научить...

Китайская компания Baidu создает «переводчик» для звуков животных

Китайская технологическая корпорация Baidu недавно подала патентную заявку на ИИ-технологию, способную распознавать звуки животных и интерпретировать их. Об этом сообщает газета South China Morning Post. Разрабатываемая система, согласно заявке, собирает данные о голосе, движениях, поведении и других биосигналах животного, определяет их значение и преобразует в сообщения на человеческом языке. В основе технологии лежит машинное обучение и методы обработки естественного языка.

...университета обнаружили, что генеративную модель можно научить...

Язык дельфинов пробуют расшифровать с помощью искусственного интеллекта

Новая языковая модель на основе искусственного интеллекта DolphinGemma может приблизить ученых к пониманию коммуникации дельфинов. О проекте сообщает блог компании Google, которая реализует его совместно с исследователями из Технологического института Джорджии (США) и организации Wild Dolphin Project (WDP). DolphinGemma обучена на обширной базе записей звуков, которые издают атлантические пятнистые дельфины. Основная цель проекта — не только распознавать щелчки, свисты и ...

...Цель состоит в том, чтобы научить дельфинов имитировать...

Сможет ли искусственный интеллект заменить писателей?

Уже сейчас писатели издают книги, которые написаны ими в соавторстве с нейросетями. Спецпроект «Писатели vs Нейросети», созданный изданиями «Системный Блокъ» и «Подтекст», анализирует, какие этапы создания художественного текста может упростить нейросеть и насколько полезны языковые модели. 

...Уже сейчас писатели издают книги, которые написаны...

...  Языковые модели и стилизация Научить нейросеть...

Искусственный интеллект нашел общие черты в песнях птиц и человеческом языке

Языковеды давно спорят о том, насколько уникальны элементы, составляющие основу человеческой речи. В последние годы появляется всё больше аргументов в пользу того, что речеподобные структуры есть и у других видов. Так, исследования бенгальских вьюрков показывают, что в их пении действуют определенные правила построения последовательностей звуков, которые напоминают базовые принципы человеческой грамматики. Вьюрки не просто издают случайные звуки — их песни состоят из ...

...В ходе эксперимента исследователям удалось научить...

В Улан-Удэ запустили реалити-шоу по изучению бурятского языка

Инициатором выступило общественное движение «Всебурятская ассоциация развития культуры». О содержании проекта организаторы рассказали на пресс-конференции 22 апреля. Предполагается, что реалити-шоу «YЗЭсХЭЛЭНтэ буряад» («Учи язык») выйдет в эфир на телеканале «Буряад ТВ» в июне 2024 года. Участники должны будут за два месяца освоить основы разговорного бурятского языка. Команда победителей отправится на фестиваль ...

...Цель шоу — научить основам, чтобы участники...

Приложение на основе ИИ поможет школьникам в изучении русского языка

Приложение «Эльман», основанное на искусственном интеллекте, будет интегрировано в цифровые продукты издательства «Просвещение» для изучения русского языка. Ученики пятых классов смогут задавать чат-боту вопросы о выполнении заданий и получать подсказки, но не прямые ответы. В этом заключается принцип работы приложения: с помощью наводящих вопросов и примеров оно помогает ученикам самим находить решения. Если ученик отвечает верно, ИИ-помощник ...

...необходимо аккумулировать опыт множества методистов, научить...

Екатерина Асонова: «Развитие функциональной грамотности — это в том числе работа с личным опытом»

Функциональная грамотность отличается от умения читать и писать, то есть от просто грамотности. Она имеет прямое отношение к тому, как человек работает с информацией: извлекает ее, обрабатывает, оценивает, излагает, применяет на практике, решает с ее помощью бытовые задачи. Как обстоит дело с функциональной грамотностью и чем отличаются в этом смысле подростки и взрослые? Мы поговорили об этом с заведующей лабораторией социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования Московского городского педагогического университета Екатериной Асоновой.

...Функциональная грамотность отличается от умения читать...

...Конечная цель обучения не в том, чтобы научить действовать...

...  Есть ли у школы возможность научить детей формулировать...

Больше точных совпадений не найдено, показать близкие результаты?

Показать
1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2025 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше