Подсказки для поиска
Точное соответствие
Найдено 84 результата

Словари

Существительное, мужской род, 2-е склонение
1.
Центральный отдел нервной системы человека и животных, состоящий из нервной ткани, заполняющей череп и канал позвоночника.
О головном мозге.
2.
Ум, сознание.
мозги́, -о́в. разговорно-сниженное Об умственных способностях кого-либо. О людях интеллектуального рода деятельности.
Всё об этом слове
Метасловарь
мозг

мозг, -а, предл. в мо́зге и в мозгу́, мн. -и́, -о́в

мозг
мозг, -а, на (о) мо́зге, в мо́зге и в мозгу́, в головно́м мо́зге; в воспалённом мозгу́; промелькну́ть в мозгу́; до мо́зга косте́й (до последней частички своего существа); мн. мозги́, -о́в
мозг
мозг, мо́зга, на (о, в) мо́зге, в мозгу́;опера́ция на мо́зге; о́пухоль в мо́зге; в мозгу́промелькну́ла мысль; мн. мозги́, -о́в

Ответы справочной службы

Здравствуйте, как правильно: в спинном мозге или в спинном мозгу?

Во многих словарях и нормативных руководствах сочетания в мозге и в мозгу трактуются как равноправные варианты. В то же время в «Большом универсальном словаре русского языка» под ред. В. В. Морковкина определяется, что форма предложного падежа слова мозг в значении 'центральный отдел нервной системы' образуется при помощи окончания . Такая же рекомендация содержится в справочнике Л. К. Граудиной, В. А. Ицковича, Л. П. Катлинской «Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов» (М., 2001. С. 194, 196). Поэтому предпочтительным можно считать: в спинном мозге.

22 августа 2025
Страница ответа
Здравствуйте! Какой знак препинания ставится в кавычках? наработать связь «рука – мозг»

Здесь ставится тире в функции соединения, кавычки в подобных конструкциях не нужны: наработать связь рука — мозг.

22 марта 2025
Страница ответа
Добрый день! Буду безмерно благодарна за ответы на вопросы: 1) Рыба Фугу сам по себе опасный продукт или Рыба Фугу сама по себе опасный продукт? 2) Оба ли варианта корректны: носить обувь на голую ногу; носить обувь на босую ногу? 3) Существует ли слово читание (как процесс)? Или только чтение? 4) Какой частью речи является слово «алло»? И как правильно оно оформляется на письме: — Алло, это Мария Петровна? ИЛИ — Алло! Это Мария Петровна? 5) «Никто из вас мне не указ». Правильно ли я понимаю, что подлежащее — это никто, а не указ — сказуемое? 6) Его мозг работает как часы / Его мозги работают как часы. Равноправные ли данные варианты? Какой из них предпочтительнее? 7) Корректно ли говорить «меня вырвало»? Или только «меня стошнило»? 8) Можно ли считать слова название и наименование синонимами? Или в их значении есть принципиальная разница? 9) Ни забот и ни хлопот — нужна ли запятая? Ещё раз благодарю, за уделённое на мой вопрос время!

Корректно: 1) Рыба фугу сама по себе опасный продукт; 2) Носить обувь на босу ногу; 3) Чтение; 4) Алло — междометие: Алло, это Мария Петровна? и Алло! Это Мария Петровна? 5) Никто из вас мне не указ. Подлежащее — никто, сказуемое — не указ; ? 6) Его мозг работает как часы; 7) Глагол вырвать, безл., в значении "стошнить" (Ребенка вырвало) носит разговорный характер; 8) Название и наименование — синонимы. Чтобы узнать их конкретные значения, воспользуйтесь словарями, размещенными на нашем портале; 9) Ни забот и ни хлопот.  

Пожалуйста, не втискивайте несколько разных вопросов в одно письмо. 

7 ноября 2024
Страница ответа
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как правильно писать интерфейс «мозг-компьютер»?

Корректно: интерфейс мозг — компьютер. См. параграф 20 «Полного академического справочника» под ред. В. В. Лопатина (М., 2006 и след.).

10 февраля 2024
Страница ответа
Добрый день. Мозг воспримет ее как инструкцию к действию и будет подстраиваться под ваши слова. Нужно ли обособить "как инструкцию к действию"?

Запятые не нужны: как инструкцию к действию = 'в качестве инструкции к действию'.

24 сентября 2023
Страница ответа
Нужны ли тут знаки препинания? «Мозг есть не у всех и это нормально»

Нужна запятая. 

Здравствуйте. Обращаюсь третий раз. Корректно ли употребление слова «уникум» по отношению к нескольким людям? А также нет ли ошибки в том, что слова «людей» и «человека» употребляются в одном предложении? Предложение: По сути, этих людей считают уникумами, мозг которых устроен не совсем так, как у простого человека.

Слова в этом предложении употреблены корректно, ошибок нет.

13 января 2021
Страница ответа
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, нужны ли кавычки во фразе "Скажи "пока-пока" стрессу, научив свой мозг контролю" (именно кавычки возле "пока-пока" интересуют). Спасибо!

Да, корректно в кавычках.

9 ноября 2020
Страница ответа
Подскажите, нужна ли запятая во фразе "Узнай (,) на что способен твой мозг".

Запятая нужна.

9 октября 2019
Страница ответа
Скажите, как правильно: операция на мозг или операция на мозгЕ? Контекст такой: Мозг не имеет нервных окончаний, поэтому хирург может делать операцию на мозге человека, находящегося в сознании. Спасибо!

Верно: операция на мозге.

29 июля 2018
Страница ответа

Справочники

Глухие и звонкие согласные

§ 79. Общее правило Парные глухие согласные звуки п, ф, т, с (и соответствующие мягкие), к, ш на конце слова и перед глухими согласными могут передаваться соответственно буквами п или б, ф или в, т или д, с или з, к или г, ш или ж. Теми же буквами могут передаваться парные звонкие согласные звуки б, в, д, з (и соответствующие мягкие), г, ж перед парными же звонкими согласными (кроме в). Чтобы правильно написать в этих случаях согласную букву, нужно подобрать другую форму того же слова ...

..., сд, а есть только основы на зг, зд(ь); пишутся: мозг...

Двойные согласные в русских корнях

§ 106. Двойные согласные пишутся в корнях русских (не заимствованных) слов в следующих случаях. Двойное ж пишется в словах вожжи, дрожжи, жужжать, можжевельник и в производных от них, напр.: дрожжевой, жужжание, можжевёловый, а также в некоторых формах глагола жечь и производных от него словах, напр.: жжёшь, жжёт, жжёный, выжженный, возжжённый, жжение, жжёнка (второе ж возникает здесь в результате чередования г — ж: ср. жгу — жжёт). Однако в словах, где есть чередование ...

...загромозжу (загромоздить), мозжечок, размозжить (мозг...

Знаки конца предложения внутри предложения

§ 5. При смысловом подчеркивании отдельных членов вопросительного или восклицательного предложения знаки препинания ставятся после каждого из членов, которые оформляются как самостоятельная синтаксическая единица, т. е. начинаются с прописной буквы: — Что вас привело к ним? — неожиданно бытовым, ворчливым голосом спросил он. — Недомыслие? Страх? Голод? (А. Т.); — Где же те силы, которые питают национальный дух и делают русского русским, узбека узбеком, а немца ...

...— Да, — продолжал ученый, — наш мозг...

II. Двойные согласные

§ 58. Двойные согласные пишутся при сочетании приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной, например: поддержать, преддверие, ввести, оттереть, ссыпать, восстановить, беззаконный, контрреволюция. § 59. Двойные согласные пишутся при сочетании составных частей сложносокращенных слов, если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же согласной, например: Моссовет, главврач. § 60. Двойное н и двойное с пишутся при сочетании ...

...двойное ж, а зж, например: брюзжишь (брюзга), мозжечок (мозг...

Журнал

У детей-билингвов уже в четыре месяца мозг работает иначе, чем у одноязычных

В течение первого года жизни нейропластичность максимальна: в это время формируется больше всего новых нейронов и связей между ними. Исследователи давно предполагали, что с самого раннего возраста мозг младенцев, родившихся в монолингвальных и билингвальных семьях, работает по-разному в том, что касается обработки речи. Однако ограничения в технологиях не позволяли понять, что происходит непосредственно в мозге, когда ребенок слышит речь. Группа ...

...предполагали, что с самого раннего возраста мозг...

...nbsp;меньшего воздействия одного из языков (который мозг...

...Другими словами, их мозг позже «определяется...

Исследование: мозг детей реагирует на живое чтение книг уникальным образом

Многие родители чувствуют: когда они читают книгу вместе с ребенком, он не просто слушает историю. Он улавливает эмоции, интонации, видит выражение лица. Мозг малыша настраивается не только на текст, но и на взаимодействие с другим человеком. Группа исследователей из Бостонского университета (США) решила сравнить, что происходит в мозге детей во время прослушивания живого чтения и при просмотре видеоролика, иллюстрирующего историю, с аудиодорожкой, на которой чтец ее читает. В исследовании ...

...Мозг малыша настраивается не только на текст, но и...

...Это похоже на то, как если бы мозг ребенка не просто...

Исследователи выяснили, как мозг воспринимает частицу «не» с прилагательным

Многие встречали утверждение, что мозг якобы игнорирует частицу не. Есть и другой взгляд: частица не меняет смысл слова на противоположный (не очень чистый — грязный), даже если это противоречит смыслу фразы. Благодаря новой работе исследователей из Нью-Йоркского университета появились дополнительные данные о восприятии отрицания. В серии экспериментов участники должны были читать прилагательные с отрицанием и без него (например, хороший —

...Многие встречали утверждение, что мозг якобы игнорирует...

Мозг билингвов оказался устойчивее к болезни Альцгеймера

Люди, владеющие двумя языками, имеют лучшие показатели состояния мозга при болезни Альцгеймера. Об этом свидетельствуют результаты исследования научной группы из Университета Конкордия (Канада). Авторы работы сравнили характеристики мозга монолингвальных и билингвальных пожилых людей, которые имели либо нормальные когнитивные способности, либо риск снижения когнитивных способностей или легкого когнитивного расстройства, либо диагностированную болезнь Альцгеймера. Информацию для исследования ...

...Люди, владеющие двумя языками, имеют лучшие показатели...

Бумага или «цифра»? Влияние формата чтения на понимание текста

Сегодня миллионы книг могут быть доступны нам в три клика. Нынешнее поколение школьников и студентов выросло с гаджетами в руках и с детства привыкло читать с экранов, что не могло не заинтересовать исследователей. Собранные данные говорят о том, что изменение носителя информации влияет на понимание и усвоение прочитанного. Вопрос в том, как именно влияет.

...Сегодня миллионы книг могут быть доступны нам в ...

...  Чтобы понять текст, мозг задействует сети,...

...лет привыкаем читать тексты в цифровом виде, мозг...

...Дело снова в том, как мозг формирует ощущение...

Будет ли у нас вавилонская рыбка?

Чем общение людей отличается от общения обезьян, которых обучили основам жестового языка? А еще есть всем известные осмысленные танцы пчел и знаковые системы других живых существ — это язык или нет? С этих вопросов начинается книга переводчика, журналиста, преподавателя иностранных языков Яны Хлюстовой, которая владеет в той или иной степени шестью языками.

...Чем общение людей отличается от общения обезьян, которых...

...уделено многоязычию: тому, как с ним справляется мозг...

...Человеческий мозг, нейронные сети и изучение иностранных...

Кто эффективнее в изучении языка — человек или нейросеть?

Похожи ли механизмы, которые заложены в нейросеть, на работу человеческого мозга? Есть ли разница в том, как язык усваивают дети и как это делает искусственный интеллект? Что думает про машинное обучение известный американский лингвист Ноам Хомский? Об этом изданию «N + 1» рассказала доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник факультета гуманитарных наук Высшей школы экономики Наталия Слюсарь.

...Похожи ли механизмы, которые заложены в нейросеть...

...котором порядок слов был бы на 100% линейным: мозг...

...чем есть в голове у ребенка, человеческий мозг...

...работать по тем же принципам, что и наш мозг...

Исследование: при анализе ясных и неоднозначных языковых сообщений задействованы разные области мозга

Для эффективной коммуникации важно уметь распознавать тонкие нюансы смысла, выраженные словами. Как выясняется, у мозга есть алгоритм для случаев, когда смысл сообщения неочевиден. Это выяснила международная команда с участием специалистов в области нейронаук из НИУ ВШЭ. Исследователи смоделировали эксперимент, в котором участникам нужно было определить, что имеет в виду говорящий. На экране появлялись четыре характеристики и три монстра —

...человек видел высказывания с неочевидным смыслом, мозг...

...— Наш мозг использует сложную систему, которая...

Первый человек с чипом Neuralink тренируется писать от руки и изучает иностранные языки

Тридцатилетний Ноланд Арбо — первый человек в мире, которому был вживлен в мозг нейрочип от компании Neuralink (ее создал Илон Маск). В результате несчастного случая во время купания в озере в 2016 году Арбо оказался парализован от шеи и ниже. По совету друга Арбо решил участвовать в клинических испытаниях мозгового чипа Neuralink и в начале 2024 года получил свой имплант. В конце августа в посте, опубликованном в 

...человек в мире, которому был вживлен в мозг...

...построена на технологии, известной как «интерфейс мозг...

Младенцы способны обобщать информацию о звуках языка уже в четыре месяца

Наша чувствительность к языкам — удивительная черта, которая позволяет нам быстро овладевать речью. Считается, что раннее освоение языка состоит из двух этапов. В ходе первого младенцы учатся отличать звуки родительского языка от посторонних звуков, другими словами, развивают чувствительность к звучанию именно того языка, на котором будут говорить. Этот процесс принято называть перцептивной настройкой (от perception — восприятие, схватывание). На втором этапе ребенок ...

...этом возрасте не могут сказать, о чем они думают, их мозг...

...Можно сказать, их мозг уже на раннем этапе закладывает...

Больше точных совпадений не найдено, показать близкие результаты?

Показать
1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2025 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше