МАРА́ТЬ, мара́ю, мара́ет; ма́ранный \\ в формах с сочетанием ющ: мара́ющий – мара́[йу]щий и мара́[и]щий; в формах с сочетанием нн: ма́ранный... – ма́ра[н]ый.
МАРА́ТЬ, несов. (сов. замара́ть), что чем. Разг. Покрывать (покрыть) что-л. чем-л., оставляющим пятна, следы, грязь; cин. выпачкать, загрязнить, разг. замарать, испачкать; ант. чистить [impf. coll. to soil, dirty]. Мальчик, когда писал или рисовал, всегда умудрялся марать руки чернилами или краской. Федор быстро прошел в переднюю, не заметив, что замарал пол грязными сапогами.
Ответы справочной службы
Слово замарать разговорное. Его можно употреблять в непринужденной устной речи, но в остальных случаях лучше использовать слово испачкать.
Дело в том, что различие между наречным сочетанием и вводным выражением в свою очередь не всегда очевидно; на практике окончательное решение о выделении / невыделении этих слов запятыми принимает автор текста. В ответе по поводу обособления этого сочетания указаны лишь общие закономерности.
Проливаем. Изгваздать - образовано от глагола гваздать, который, в свою очередь, восходит к сущ. гвазда "слякоть (в непогоду), грязь, топь". Родственный глагол в польском языке имеет значение "пачкать, марать", в словенском - "нести чушь". Этимологически может быть связано с прилагательным гидкий "отталкивающий, отвратительный", с древнеиндийским gutham "грязь, нечистоты".
Справочники
С ПОЗВОЛЕНИЯ СКАЗАТЬ, вводное сочетание Подробно о пунктуации при вводных словах и сочетаниях см. в Прил. 2. С позволения сказать, // Я сердит на вас ужасно, // Нет! – вы просите напрасно; // Не хочу пера марать... А. Пушкин, Куплеты на слова «С позволения сказать». В нашем полку был поручик... который не выпускал изо рта трубки не только за столом, но даже, с позволения сказать, во всех прочих местах. Н. Гоголь, Мертвые души. Мой покойник, бывало, иногда так, с позволения ...
...– вы просите напрасно; // Не хочу пера марать...
Журнал
Оригинальность платоновских произведений ярче всего проявляется в языковом исполнении, в знаменитом платоновском стиле, которому невозможно найти аналог в русской литературе. Писатель работал в русле стилистических тенденций 1920-х годов, когда в художественных произведениях создавался необычный синтез речевой стихии и литературного языка. В духе общей тенденции платоновские вещи наполнены разноязыким говором революционной эпохи, революционной фразой и политическими лозунгами, новыми штампами, диалектными словами, нередко придающими речи персонажей комический эффект.
...Оригинальность платоновских произведений ярче всего...
...малокультурность персонажей: Нечего нам мировоззрение марать...
...(менять мировоззрение и марать репутацию), Да...
Русский драматург Александр Николаевич Островский был большим любителем народного слова и с интересом собирал незнакомые ему слова и выражения. Результатом его наблюдений за живой речью стали «Материалы для словаря русского народного языка». В 1993 году вышел основанный на этих материалах «Словарь к пьесам А. Н. Островского», который содержит историко-бытовой, историко-театральный и филологический комментарии. Борис Самойлович Шварцкопф подробно описал этот словарь нового типа в 1973 году, за двадцать лет до того, как он был опубликован.
...Русский драматург Александр Николаевич Островский был...
...иностранного слова мораль под влиянием русского глагола марать...