застрева́ть, -а́ю, -а́ет
ЗАСТРЕВА́ТЬ, застрева́ю, застрева́ет \\ за[ст]рева́ть; в формах с сочетанием ющ: застрева́ющий... – застрева́[йу]щий и застрева́[и]щий.
ЗАСТРЕВА́ТЬ, несов. (сов. застря́ть), в чем. Прекращать (прекратить) движение, попав во что-л. тесное, узкое, вязкое, плохо поддаваясь извлечению, высвобождению [impf. to stick, be stuck, be fixed and difficult to move]. Лодка застревала в камышах, мотор глох. Машина застряла в грязи.
Ответы справочной службы
В школьной программе это глагол-исключение. Правило звучит так.
В глаголах, оканчивающихся на ударные -вить, -ваю, перед суффиксом -ва- стоит та же гласная, что и в неопределенной форме без этого суффикса: залить - заливать, заливаю; преодолеть - преодолевать, преодолеваю. Исключения: застрять - застревать, застреваю; затмить - затмевать, затмеваю; продлить - продлевать, продлеваю и некоторые другие.
В первом примере корректно без запятой, во втором запятая возможна для смыслового выделения.
Справочники
§ 17. Следует различать суффиксы существительных -ик (-ник, -чик) и -ек. Первый из них сохраняет гласную при склонении, а во втором она является беглой, например: столик – столика, дворник – дворника, стаканчик – стаканчика, но: ножичек – ножичка, овражек – овражка, барашек – барашка. § 18. Следует различать суффиксы существительных -ец- и -иц-: в существительных мужского рода пишется -ец- (с беглым е), например: комсомолец –
...-): затмеваю – затмевать, застреваю – застревать...
Журнал
Специалисты в области изучения мозга давно предполагают, что владение двумя и более языками хорошо сказывается на исполнительных функциях (ИФ, англ. executive functions). Это группа процессов, которые регулируют целенаправленное поведение. Благодаря ИФ мы можем переключаться между задачами, тормозить ненужные или неуместные реакции и сосредоточивать внимание на чем-то. Некоторые исследования выявляют связь между ИФ и владением языками, другие не показывают такой связи. Самые убедительные ...
...Такие дети могут застревать на половине дела, бросать...
Предлагаем вниманию читателей статью Сергея Петровича Обнорского, опубликованную в журнале «Русский язык в школе» (№ 5–6, 1939). Статья представляет собой текст доклада, прочитанного на заседании Правительственной комиссии по разработке единой орфографии и пунктуации 7 октября 1939 года. В этой работе рассматриваются спорные орфографические вопросы, стоявшие перед лингвистами в 1930-е годы, при подготовке общеобязательного свода правил русского правописания.
...Предлагаем вниманию читателей статью Сергея Петровича...
...и снигирь, мараковать и мороковать, застрявать и застревать...