Подсказки для поиска
Точное соответствие
Найдено 48 ответов
№ 324666
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, правильно ли расставлены знаки препинания (когда в длинное предложение вставлены нумерованные списки)? Будет принято решение о готовности ООО «Дуб» к выполнению следующих видов работ: 5. Демонтаж, в части: 5.1. Демонтаж строений. 5.2. Демонтаж труб. 7. Разработка проектов. 8.Транспортировка, в части: 8.1. Транспортировка грунта. 8.2. Транспортировка труб. а также о готовности к выполнению следующих видов работ при обследовании: 1.Ремонт трубопроводов. 13. Инженерные работы (за исключением геодезических работ). Ограничение обусловлено отсутствием аттестации. при условии предоставления копии необходимых документов.
ответ

Лучше оформить такое предложение более наглядным выделением элементов разного уровня. Например:

Будет принято решение о готовности ООО «Дуб» к выполнению следующих видов работ: 5. Демонтаж (в части: 5.1. Демонтаж строений; 5.2. Демонтаж труб); 7. Разработка проектов; 8. Транспортировка (в части: 8.1. Транспортировка грунта; 8.2. Транспортировка труб), — а также о готовности к выполнению следующих видов работ при обследовании: 1. Ремонт трубопроводов; 13. Инженерные работы (за исключением геодезических работ).

12 августа 2025
№ 324270
Здравствуйте! Типичная фраза огромного числа научных публикаций: "В задачи работы входило: 1) анализ..., 2) разработка...". Или: "В задачи работы входили: 1) анализ..., 2) разработка...". Как правильно? В авторефератах и диссертациях оба варианта! Спасибо!
ответ

В официальных текстах с перечисляемыми подлежащими используется множественное число сказуемого: В задачи работы входили: 1) анализ..., 2) разработка... См. «Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию» (Розенталь Д. Э., Джанджакова Е. В., Кабанова Н. П.).

29 июля 2025
№ 320879
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, корректно ли использовать слово "апробация" в значении испытать на практике или же правильнее будет "опробация". Предложение следующее: Целью работы является разработка и апробация/опробация методики "....".
ответ

Корректно: Целью работы является разработка и апробация методики...

10 января 2025
№ 319689
Здравствуйте. Как вы относитесь к словообразовательному словарю Тихонова? В нём встречаются очень странные корни. Например, в слове "преподаватель" выделяется корень ПРЕПОДАВА. Почему? Благодарю за ответ.
ответ

«Словообразовательный словарь русского языка» в 2-х томах А. Н. Тихонова (3-е изд., 2003) ― фундаментальный труд, не имеющий аналогов в мировой лексикографической практике. Глубокая разработка теоретических основ построения гнездового словообразовательного словаря представлена в теоретическом введении к словарю «Основные понятия русского словообразования», с которым необходимо ознакомиться перед тем, как начать пользоваться словарем. Словарь является новаторским: он составлен на синхроническом уровне, то есть в словообразовательное гнездо входят слова, считающиеся родственными только в современном русском языке.

Глагол преподавать в современном русском языке имеет значение ‘заниматься педагогической деятельностью’; живая семантическая связь с глаголами дать / давать утрачена, поэтому в словаре А. Н. Тихонова это слово фиксируется как непроизводное с основой преподава-, в отличие, например, от производного глагола пораздать (по-раз-да-ть ← раз-да-ть ← да-ть), сохранившего эту связь, на основании чего в нем выделяются корень -да- и две приставки. Для слова преподаватель (‘тот, кто занимается педагогической деятельностью’) основа преподава- является производящей. Эта информация отражена в словаре А. Н. Тихонова, единицей описания которого является словообразовательное гнездо. Выявление непроизводной основы в производящем слове и фиксация производных слов ― задача словообразовательного анализа, эту задачу словарь А. Н. Тихонова решает на синхроническом уровне.

Установление состава морфем в слове требует привлечения формообразовательного и собственно морфемного анализа.

Формообразовательный анализ глагола преподавать позволяет установить, что основа инфинитива и прошедшего времени у этого глагола включает суффикс -ва-: препода-ва-тьпрепода-ва-ла, а основа настоящего времени ― суффикc –[j]-: препода-[j-у]т. В результате сопоставления формообразующих основ мы выделяем в словах преподавать и преподаватель глагольный суффикс -ва-.

Морфемный анализ учитывает не только формо- и словообразовательные особенности слов, но и их способность члениться на морфемы по аналогии с одноструктурными образованиями. На этот принцип опираются морфемные словари, в которых в слове преподаватель выделяют приставки пре- и по-, корень -да- (см., например «Словарь морфем русского языка» под ред. А. И. Кузнецовой и Т. Е. Ефремовой).

Таким образом, словообразовательный анализ на синхроническом уровне рассматривает основу преподава- как непроизводную, выступающую в качестве производящей для слова преподаватель. Эта информация отражена в словаре А. Н. Тихонова.

Морфемный анализ (анализ состава слова) предполагает применение дополнительных процедур, так как словообразовательный анализ лишь один из этапов морфемного. Морфемный состав слова преподавательпре-по-да (корень)-ва-тель-Ø.

22 ноября 2024
№ 319167
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, правильно ли поставлены запятые? "И в 2000 году проверенному дочернему предприятию, имеющему бесценный опыт освоения, – ООО «Газпром добыча Надым», было доверено обустройство и разработка Бованенковского месторождения".
ответ

Сочетание ООО «Газпром добыча Надым», как поясняющую конструкцию, необходимо выделить парными тире: И в 2000 году проверенному дочернему предприятию, имеющему бесценный опыт освоения, — ООО «Газпром добыча Надым» — было доверено обустройство и разработка Бованенковского месторождения.

18 ноября 2024
№ 318586
Подскажите, пожалуйста, правильно ли говорить "международные рынки". Ведь по смыслу международный рынок один (между всеми народами), а во множественном числе рынки будут национальные или зарубежные. "Разработка мобильных игр и продвижение на международные рынки" - по смыслу должен быть один международный рынок мобильных игр или зарубежные рынки мобильных игр (=у каждой страны свой).
ответ

В современном русском языке выражение международные рынки используется для обозначения совокупности зарубежных рынков, на которых осуществляется международная торговля или деятельность.

3 ноября 2024
№ 317757
Я в университете решил писать диплом на тему "Разработка программного обеспечения информационной системы для реализации бизнес-процессов автомойки". Мой научный руководитель сказал мне, что "автомойка" - это разговорное выражение и лучше использовать словосочетания "автомобильная мойка" или "мойка автомобилей". Вопрос: корректно ли использовать в научной работе слово "автомойка", или лучше использовать приведенные выше словосочетания?
ответ

В научной работе лучше использовать научную терминологию. 

4 октября 2024
№ 317406
Добрый день! Вопрос по поводу использования кавычек. Нужны ли они, если название компании в русскоязычном тексте написано латиницей? Для примера: 1. Компания Ambrella занимается разработкой *** 2. В Ambrella вы можете заказать *** 3. Ambrella: проектирование и разработка *** Нужны ли кавычки, в каких случаях? Поясните, пожалуйста.
ответ

Названия, написанные латиницей, обычно не заключаются в кавычки. Причина в том, что кавычки – выделительный знак, а написание латиницей в русском тексте само по себе является выделительным. 

26 сентября 2024
№ 314553
Взыскания и изыскания — в чём разница?
ответ

Взыскание — это наказание за какой-либо проступок, а изыскание — это поиск, исследование или разработка.
 

26 июня 2024
№ 311205
Добрый день. Скажите, пожалуйста, с какой буквы следует писать предложение после слова "Цель:"? Со строчной или с прописной? Цель: Разработка нормативного документа и достижение планового значения по итогам отчётного периода. или Цель: разработка нормативного документа и достижение планового значения по итогам отчётного периода.
ответ

После двоеточия слово должно начитаться со строчной буквы, но в Вашем предложении лучше поставить вместо двоеточия тире: Цель  разработка нормативного документа и достижение планового значения по итогам отчётного периода.

10 октября 2023

Больше точных совпадений не найдено, показать близкие результаты?

Показать
1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2025 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше