ГРАММАТИКА, грамматики, мн. грамматики, грамматикам \\ гра[м]атика.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ \\ функц[ыа]нальный, в беглой речи возможно функц[а]нальный.
ГРАММАТИСТ, грамматиста, мн. грамматисты, грамматистам \\ гра[м]атист; в форме грамматисте – граммати[c’]те.
ГРАММАТИК|А [м], -и, ж., нд., III в.
1.0. Формальный строй языка, т. е. система морфологических, словообразовательных, синтаксических категорий и основанных на них правил образования, изменения и употребления языковых форм и конструкций.
Русская (английская, старославянская, сложная, трудная, простая …) грамматика. Грамматика русского языка (кавказских языков, санскрита …); грамматика какого-л. типа … Система (единицы, особенности, развитие …) какой-л. грамматики; связь грамматики с лексикой … Изменения … в какой-л. грамматике. Изучать (описать, освоить, усвоить …) грамматику чего-л. Разобраться (обнаружить что-л. …) в какой-л. грамматике. Что-л. характерно … для какой-л. грамматики. Какая-л. грамматика относится зд. несов. к какому-л. типу (имеет несов. какие-л. особенности, обладает несов. какими-л. чертами …). □ Для грамматики древнерусского языка характерна сложная система падежных форм, склонение полных и кратких форм прилагательных и формоизменение глагола, во многом сходное со старославянским языком. Является ли текст единицей грамматики? ● 1.0.1. лингв. Закономерности образования и функционирования отдельных категорий или единиц такой системы. Г. глагола. Г. имени. Г. сложного предложения.
1.1. Раздел языкознания, наука, к-рая изучает такой строй, такую систему вообще или применительно к определённому языку, а ткж. такая наука как учебная дисциплина.
Традиционная (современная, описательная, формальная, порождающая, функциональная, сравнительная, сопоставительная, контрастивная, историческая, практическая, русская …) грамматика. [Какая-л.] грамматика русского языка … Основы (принципы, категории, курс, кафедра, преподаватель, учебник …) [какой-л.] грамматики. Специалист (занятие, лекция, экзамен, зачёт, учебник, [учебное] пособие …) по [какой-л.] грамматике. Разрабатывать (читать обычно несов. кому-л. или где-л., преподавать зд. несов., принимать, сдавать …) какую-л. грамматику. Сдавать экзамен (получить что-л. …) по грамматике. Грамматика изучает зд. несов. что-л. (рассматривает зд. несов. что-л. …). □ Традиционно основными разделами грамматики считаются словообразование, морфология и синтаксис. Сравнительно-историческая грамматика изучает строй родственных языков на каком-либо этапе их развития. Кто у вас читает грамматику латинского языка? Грамматику-то я сдам, а вот фонетику – не знаю. ● 1.1.1. Книга, в к-рой содержится научное описание такого строя языка, а ткж. соответствующий учебник. Составить грамматику какого-л. языка. Купить академическую грамматику русского языка. Листать грамматику. Посмотри в грамматике, какие значения выделяются у родительного падежа. ● 1.1.2. разг. Урок, занятие, на к-ром изучается эта учебная дисциплина. Отпустить кого-л. с грамматики. ● 2.0. перен. Основные правила, законы, закономерности существования, осуществления и т. п. чего-л. Г. боя. Г. любви.
|| Морф. граммат=ик-а. Дер. сущ. граммат|ик м., устар. – , граммат|ист м. – ; прил. грамматич|еск(ий) (к знач. 1.0., 1.0.1., 1.1.). Этим. ← греч. grammatike << gramma, мн. grammata – ‘буква’ << graphō – ‘пишу’.