функциональный
ФУНКЦИОНА́ЛЬНЫЙ \\ функц[ыа]на́льный, в беглой речи возможно функц[а]на́льный.
функциональный
ФУНКЦИОНА́ЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна, -льно. Книжн. 1. к Фу́нкция (3-4 зн.). Ф-ая зависимость. Ф-ое отношение. Ф. анализ. 2. Основанный на вычленении разнообразных функций (1 зн.). Ф-ое разделение труда. Ф. метод проектирования зданий. 3. Служащий определённой цели, назначению. Ф-ая структура управления. Ф-ые стили языка. // Имеющий практическое применение; утилитарный, прикладной. Ф-ое назначение прибора. 4. Связанный с проявлением жизнедеятельности организма, с отправлением каким-л. его органом своих функций (2 зн.). Ф-ые жидкости. Ф-ое расстройство нервной системы. Функциона́льно, нареч. В его кабинете всё ф. Функциона́льность, -и; ж. Высокая ф. древесины доказывает, что это лучший из материалов.
функциональный
функциона́льный
-ая, -ое, -лен, -льна [нем. funktional < лат. — см. функция].
1) Относящийся к функции, функциям.
Функциональная зависимость.
Функциональные особенности механизма.
2) Касающийся жизнедеятельности организма, не связанный с его структурой, строением.
Функциональные нарушения памяти.
Ср. органический 2).
функциональная опора
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОПО́РА. Наглядные материалы в виде схем, таблиц, формул, графиков, диаграмм. Ф. о. используется для развития устной речи, организации бесед, дискуссий, обучения на основе проектов.
грамматика функциональная
ГРАММА́ТИКА ФУНКЦИОНА́ЛЬНАЯ. См. функциональная грамматика.
функциональная грамматика
ФУНКЦИОНА́ЛЬНАЯ ГРАММА́ТИКА. Разновидность грамматики, изучающая: 1) функции единиц языка и закономерности их использования во взаимодействии с их окружением в высказывании и целостном тексте; 2) семантические категории и их варианты, выражающиеся взаимодействующими разноуровневыми языковыми средствами (морфологическими, синтаксическими, словообразовательными, лексическими). Ф. г. рассматривает в единой системе средства, относящиеся к разным уровням языка, но объединенные на основе общности их семантической функции. Положения Ф. г. используются при отборе и организации грамматического материала в целях практического овладения языком. Первые работы в области функционального описания русского языка как иностранного в целях его преподавания связаны с именами М. В. Всеволодовой и Г. И. Рожковой. Изучающим русский язык предназначены следующие Ф. г.: Бондарко, 1999; Всеволодова, Панков, 1999; Золотова и др., 1997; Крылова, 1992; Милославский, 1987, 2003 и др. См. также педагогическая грамматика.
функциональная грамотность
ФУНКЦИОНА́ЛЬНАЯ ГРА́МОТНОСТЬ. Способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, Ф. г. есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.