НИКУДА́, мест. адверб.
1.0. отрицат.-обобщит., с част. «не» перед сказ. Употр. в отрицат. предложениях для указания на то, что речь идёт о всех местах и всех направлениях: ни в какое место, ни в каком направлении.
Никуда не идти (не ходить несов., не ехать несов., не ездить несов., не торопиться зд. несов., не спешить несов., не заходить, не поворачивать, не смотреть, не стрелять …). [Кому-чему-л.] никуда не нужно [ехать несов. …] (не надо [бежать несов. …], нельзя [заходить …], не следует сворачивать зд. несов., не хочется [идти …]). Совершенно (совсем …) никуда. □ Ребёнок практически никуда не ходит, весь день сидит за компьютером. Эта дорога пока никуда не ведёт, она не достроена. Во время аварии я никуда не смотрел, я спал. ● 1.0.1. отрицат.- обобщит., с част. «не» перед сказ. Употр. в отрицат. предложениях для указания на то, что речь идёт о любых местах отдыха, развлечений и т. п. Он меня никогда н. не приглашает. ● 1.0.2. разг. Употр. для выражения отказа отвечать по существу на вопрос, начинающийся со слова «куда», в знач. ‘не хочу говорить, потому что это касается только меня’. Ну, и куда, интересно, ты собрался на ночь глядя? – Н. Куда это вы вчера ходили? – Н.
1.1. отрицат.-обобщит., с част. «не» перед сказ. Употр. в отрицат. предложениях для указания на то, что речь идёт о всех адресатах, всех контрагентах: никакому адресату, ни одному из возможных контрагентов.
Никуда не писать о ком-чём-л. (не сообщать о ком-чём-л. или что-л., не обращаться, не звонить …) Совершенно (совсем …) никуда. □ В январе я никуда не звонил, мне даже счёта за телефон не прислали. ● 1.2. отрицат.-обобщит., с част. «не» перед сказ. Употр. в отрицат. предложениях для указания на то, что речь идёт о любом положительном результате: ни к какому положительному результату. Этот путь исследования нас н. не приведëт. ● 1.3. отрицат.-обобщит., с част. «не» перед сказ. Употр. в отрицат. предложениях для указания на то, что речь идёт о всех местах: ни в каком месте, ни в одном из мест. Ср. нигде́. От тебя н. не спрятаться, везде отыщешь. Я эту картину н. не вешал, уж больно мрачная. ● 2.0. определит., разг. Употр. для указания на очень плохое, скверное качество, состояние кого-чего-л. Погода вчера была просто н.! Здоровье у бабушки н. ● 3.0. вопросит.-неопред., с част. «не» при глаголе и под. Употр. для формирования вопроса относительно какого-то предполагаемого говорящим действия, точкой приложения к-рого могло быть некоторое, точно не определённое место в пространстве. Син. куда́-нибудь, куда́-либо. Ты н. не убирала мою сумку?
Никуда́ не го́дный – см. го́дный. Никуда́ не годи́тся что-л. – см. годи́ться. Никуда́ не де́нешь что-л. – см. деть. Э́того / э́то никуда́ не де́нешь – см. деть. Никуда́ не де́нешься – см. де́ться.
|| Морф. ни=куд=а́. Дер. прил. никуд|ы́шн(ый) простонар. – ; нареч. в никуда́ – . От мест. куда́1 (См.).
НАУ́К|А, -и, ж. нд., III в.
1.0. Человеческая деятельность, состоящая в получении новых знаний о действительности, описании, объяснении и предсказании процессов и явлений действительности, ткж. система такого рода знаний, полученных с помощью исследования и доказательства зд. ед.; отдельная область, сфера такой деятельности.
Мировая (русская, российская, современная, передовая, новая, лингвистическая, историческая, химическая …) наука; общественные (социальные, филологические, технические, математические, биологические, медицинские, смежные, родственные …) науки. Наука о природе (об обществе, о языке, о законах чего-л., о строении чего-л., о Вселенной, о человеке …). История (зарождение, развитие, прогресс, упадок, достижения, область, отрасль, данные, значение, роль, возможности, успехи, использование, вопросы, проблемы, популяризация, человек, деятель …) науки; основы (азы книжн., постулаты, основоположник, какой-л. деятель, истоки, влияние на что-л. …) какой-л. науки; классификация (взаимодействие, [взаимо]пересечение …) наук. Занятия … наукой. Чей-л. вклад … в [какую-л.] науку. Авторитет (профан …) в [какой-л.] науке. Успехи … в области науки; специалист в области [какой-л.] науки; отношение (любовь …) к науке. Статьи … о науке. Заслуги … перед наукой. Развивать (двигать вперёд, тормозить, уважать несов. …) науку. Служить (быть несов. преданным, отдавать себя, посвятить себя …) науке. Интересоваться (заниматься, увлечься …) наукой. Прийти (привлечь кого-л., внести вклад, уйти с головой …) в науку. Найти себя … в науке; [не] разбираться … в [какой-л.] науке. Жертвовать [чем-л.] … во имя высок. науки. Сделать [что-л.] … для науки. Находиться зд. несов. … за пределами науки. Уйти … из науки. Относиться [как-л.] (не иметь отношения …) к науке. Находиться зд. несов. … на стыке наук. Наука утверждает зд. несов. что-л. (оказала влияние на что-л., перевернула представления о чём-л., развивается как-л., отказалась от каких-л. взглядов на что-л., не подтверждает чего-л. …). Наука и техника, наука и религия. □ Использование достижений науки в производстве обещает большой эффект. Согласно лингвистической науке языки народов этого региона относятся к финно-угорской группе.
1.1. зд. ед. Такая деятельность как одна из отраслей, непроизводственной сферы народного хозяйства страны.
Финансирование (поддержка …) науки. Инвестиции (вложения …) в науку. Отношение … к науке. Доходы … от науки. Поддерживать (финансировать …) науку. Выделить какие-л. деньги (потратить сколько-л. …) на науку. Наука занимает какое-л. место где-л. (находится зд. несов. в каком-л. положении …). □ В следующем году бюджет предусматривает существенное увеличение финансирования науки. ● 2.0. зд. ед. Совокупность знаний о чём-л., приёмов, способов, навыков выполнения, изготовления и т. п. чего-л. Н. выживания в экстремальных условиях. Что ни говори, а это непростая н. – варить борщ. ● 3.0. зд. ед. То (какой-л. случай, событие, факт и т. д.), что является жизненным уроком, обогащает жизненный опыт кого-л. Благодарить за науку. Вперёд тебе н. – не будешь больше собак дразнить. Пусть этот случай будет вам наукой.
Гуманита́рные нау́ки – науки, к-рые занимаются изучением умственной и духовной деятельности людей, различных аспектов культуры и истории народа (филология, история, философия и т. п.). Есте́ственные нау́ки – науки, к-рые занимаются изучением явлений и закономерностей природы, физической материи (геология, биология, химия и т. п.). Обще́ственные нау́ки – науки, изучающие человеческое общество, его историю, политику, экономику, философию и т. п. То́чные нау́ки – науки, основные методы к-рых связаны с измерениями величин (математика, астрономия, физика, химия и т. п.). Фундамента́льные нау́ки – науки, в рамках к-рых вырабатывается знание, служащее основанием для других, более частных наук. Прикладны́е нау́ки – науки, в рамках к-рых вырабатываются знания, готовые для непосредственного практического применения. Грызть грани́т нау́ки – см. грызть. По нау́ке что-л. [с]делать разг. – так, как полагается, в полном соответствии с правилами, инструкциями и т. д.
◒ Нау́ка стра́сти не́жной книжн., поэт. – о любви, о способах завоевать любовь (из романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», 1823–1832). Нау́ка побежда́ть – искусство, способ добиваться успеха, победы в каком-л. деле (заглавие военного руководства, написанного великим русским полководцем А. В. Суворовым и опубликованного в 1806 г.; название книге дано издателем, но традиционно приписывается самому военачальнику). Нау́ка сокраща́ет | Нам о́пыты быстротеку́щей жи́зни – о необходимости учиться; о том, что образование, знания необходимы в жизни, восполняют отсутствие опыта, помогая избежать ошибок (из трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов», 1831). Нау́ки ю́ношей пита́ют [,| Отра́ду ста́рым подаю́т] чаще шутл. – о пользе науки как для молодых, так и для зрелых людей; о пользе образования для подрастающего поколения (из оды М. В. Ломоносова «На день восшествия на всероссийский престол Её Величества Государыни Елисаветы Петровны», 1747). Росси́йская акаде́мия нау́к – см. акаде́мия. Росси́йская акаде́мия медици́нских нау́к – см. акаде́мия. Росси́йская акаде́мия сельскохозя́йственных нау́к – см. акаде́мия. Заслу́женный де́ятель нау́ки – см. де́ятель.
|| Морф. на=у́к-а. Дер. сущ.. лж·е·нау́к(а) ж. – , нау́к·о·ве́дени(е) ср – , псевд·о·нау́к(а) ж. – ; прил. наук·о·обра́зн(ый) – , нау́ч|н(ый) (См.), общ·е·нау́ч|н(ый) – . От глаг. научи́ть (См.).