Найти слово сразу в нескольких словарях, сравнить результаты, проверить свою версию написания, произношения или толкования — посетители Грамоты всегда охотно пользовались этой возможностью. Но в некоторых случаях детали не нужны, а требуется, наоборот, быстро получить самое общее представление о слове. Руководитель словарного направления Грамоты Анастасия Александровна Бонч-Осмоловская объясняет, каким образом в метасловаре объединены и структурированы данные о слове и какие преимущества новый формат дает пользователям.
...Найти слово сразу в нескольких словарях, сравнить результаты...
...В метасловаре пользователь сначала видит общую картину, а потом может вникнуть в детали...
...Метасловарь как агрегатор Задать вопрос справочной...
20 апреля 2024 года в России и некоторых других странах пройдет юбилейный Тотальный диктант. О том, как к нему подготовиться, рассказала лингвист, член Филологического совета Тотального диктанта Светлана Викторовна Друговейко-Должанская. А мы сопроводили ее рассказ примерами из диктантов разных лет, которые дают представление об уровне сложности этого испытания.
...20 апреля 2024 года в России и ...
...Как подготовиться к Тотальному диктанту за 10 дней...
...Сначала слушать, потом записывать «Диктатор»1 всегда просит сначала выслушать предложение полностью и только потом его записывать, но в любой аудитории есть люди, которые сразу начинают писать. Это не самое разумное поведение....
...Для этого нужно сначала понять, какие темы вызывают у вас наибольшие затруднения, чтобы уделить им особое внимание....
...Лучше воспользоваться тем, что предложение читают два раза, и сначала составить о нем представление, а уже потом воспроизвести предложение на письме. Члены Филологического совета стараются предусмотреть и заранее «пометить флажками» все спорные места....
Известно, что владение двумя языками на одном уровне нагружает мозг дополнительной работой. Однако это может быть полезно для развития памяти. Ученые проверили эту гипотезу в играх на угадывание слов. В исследовании участвовали испано-англоязычные билингвы и англоязычные монолингвы. Услышав слово, участники должны были найти соответствующую картинку среди множества изображений на экране. При этом у них регистрировались движения глаз с помощью айтрекеров. Авторы выбирали изображения для ...
...Билингвы могут иметь преимущества в работе памяти...
...Сначала участникам необходимо было указать верное изображение объекта, когда они слышали слово-подсказку, а затем их протестировали на способность вспомнить объекты, которые они видели только что....
Стивен Митен — британский археолог, профессор древней истории в Редингском университете, известный в основном своими работами о доисторических охотниках-собирателях, истоках земледелия, а также о связи музыки и интеллекта. Его новый масштабный труд посвящен появлению речи как ключевому условию эволюции человека.
...Стивен Митен — британский археолог, профессор...
...Вышла в свет книга археолога Стивена Митена «Загадка...
...Автор объясняет, как язык менял наше мышление и культуру и как с помощью слов мы проложили себе дорогу из каменного века сначала в мир земледелия, а потом и в сегодняшнюю цифровую эру....
Нейросети произвели настоящую революцию, показав, что искусственный интеллект способен создавать тексты не хуже людей (некоторые писатели даже выпустили книги в соавторстве с ИИ). Одна из самых популярных нейросетей — ChatGPT от компании Open AI. Что происходит у нее «под капотом»?
...Нейросети произвели настоящую революцию, показав, что...
...Книга Стивена Вольфрама об устройстве ChatGPT вышла...
...Стивен Вольфрам отмечает, что основная концепция ChatGPT довольно проста: сначала в него загружается огромная база написанных текстов (в основном из интернета и оцифрованных книг), а затем сеть обучается так, чтобы она генерировала тексты, максимально похожие на обучающий материал...
5 декабря прошло награждение победителей конкурса «Рейтинг Рунета — 2024» — одного из крупнейших всероссийских конкурсов сайтов и мобильных приложений. Второе место в номинации «Порталы» заняла Грамота. Всего на призовые места в этой номинации претендовали 19 сайтов, имеющих в своей структуре разнообразные интерактивные сервисы. Голосование проходило в три этапа. Сначала голосовали все пользователи ...
...Грамота завоевала серебро на Всероссийском конкурсе...
...Сначала голосовали все пользователи интернета, выставляя номинантам оценку по пятибалльной шкале. На основе среднего балла были определены десять финалистов. Затем жюри конкурса оценивали номинантов по двум-трем релевантным критериям и составляли свои тройки лидеров в каждой номинации....
Число текстов, сгенерированных искусственным интеллектом, в последние годы растет в геометрической прогрессии. И качество таких текстов постоянно улучшается. А это значит, что определить, к примеру, реальное авторство учебной работы будет все труднее. Ведь текст, порожденный нейросетями, выглядит уникальным, его не распознаёт проверка инструментами вроде «Антиплагиата». Однако справиться с этой задачей обещают исследователи Высшей школы экономики.
...Новую технологию распознавания сгенерированных текстов...
...Сначала она будет работать с текстами на русском и английском языках, а позднее разработчики добавят поддержку языков народов России и стран БРИКС....
Уже сейчас писатели издают книги, которые написаны ими в соавторстве с нейросетями. Спецпроект «Писатели vs Нейросети», созданный изданиями «Системный Блокъ» и «Подтекст», анализирует, какие этапы создания художественного текста может упростить нейросеть и насколько полезны языковые модели.
...Уже сейчас писатели издают книги, которые написаны...
...Сможет ли искусственный интеллект заменить писателей...
...Поэтому целесообразно взять модель, уже обученную на большой выборке текстов, чтобы она сначала выучила грамматику и сочетаемость слов, а потом дообучить ее на текстах определенного писателя....
Предлагаем вниманию читателей портала статью Павла Яковлевича Черных, опубликованную в журнале «Русский язык в школе» (№ 3, 1949). Правильно ли мы читаем и, главное, понимаем программное стихотворение А. С. Пушкина? Как в черновиках поэта выглядели знакомые нам со школьной скамьи строки? Об этом идет речь в статье.
...Предлагаем вниманию читателей портала статью Павла...
...Из наблюдений над языком стихотворения Пушкина «Памятник...
...В следующем стихе вместо (в окончательной редакции): И назовет меня всяк сущий в ней язык сначала Пушкин написал было: Узнает всяк живущий в ней язык....
...Так, во второй строфе в первом стихе сначала эпитет был в бессмертной лире, но Пушкин, может быть, ввиду того, что говорится далее в четвертой строфе: И долго (не «вечно», не «навсегда!...
...Остановимся сначала на некоторых вопросах чтения пушкинского «Памятника». Мне кажется, что можно считать бесспорным, что при чтении старых авторов должны быть учитываемы правила произношения и ударения слов, существовавшие в литературном языке их времени....
...В третьей строфе первый стих сначала имел такой вид: Слух обо мне пройдет во все концы России... Пушкин оставил в окончательной редакции: Слух обо мне пройдет по всей Руси великой. Выражение во все концы России показалось ему, вероятно, слишком официальным или «прозаизмом»....
Функциональная грамотность отличается от умения читать и писать, то есть от просто грамотности. Она имеет прямое отношение к тому, как человек работает с информацией: извлекает ее, обрабатывает, оценивает, излагает, применяет на практике, решает с ее помощью бытовые задачи. Как обстоит дело с функциональной грамотностью и чем отличаются в этом смысле подростки и взрослые? Мы поговорили об этом с заведующей лабораторией социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования Московского городского педагогического университета Екатериной Асоновой.
...Функциональная грамотность отличается от умения читать...
...Екатерина Асонова: «Развитие функциональной грамотности...
...Если мы хотим, чтобы дети усвоили какое-то сложное, отвлеченное понятие, например, на уроке обществознания, то сначала предлагаем актуализировать личный опыт....
...Хотя у нас пытаются сделать именно это: например, вводят отдельные курсы по подготовке к проектной деятельности, как будто можно сначала рассказать о проекте, а потом его делать. Или предлагают специальный курс «Осмысленное чтение», как будто бы все остальное чтение бессмысленное....