русский язык
РУССКИЙ ЯЗЫК. 1. Язык русской нации (более 140 млн носителей, свыше 250 млн говорящих на русском языке), средство межнационального общения народов России, принадлежит к числу наиболее распространенных языков мира. Один из шести официальных и рабочих языков ООН. Относится к восточнославянской группе славянских языков. Близкородственными для Р. я. являются украинский и белорусский языки. Начало сложения национального литературного Р. я. относится к XVII в., завершение – к началу XIX в. С А. С. Пушкина начинается современный Р. . Из многочисленных свойств русского литературного языка принято выделять следующие: 1) способность выразить все знания, накопленные человечеством, его применимость во всех сферах общения; 2) общеобязательность его норм как образцовых для всех, кто владеет и пользуется им, независимо от социальной, профессиональной и территориальной принадлежности; 3) стилистическое богатство, основанное на наличии разнообразных вариантов для обозначения одних и тех же значимых единиц. Основой литературного языка являются его стилистически нейтральные средства, признающиеся общепринятыми, нормативными в любых условиях общения (составляют примерно три четверти произносительных норм, грамматических форм, слов и значений языка). Принято различать общелитературный язык и язык художественной литературы. Последний шире и уже общелитературного языка: шире тем, что в нем применяются средства, стоящие вне литературных норм, уже – по своей сфере применения. Общелитературный язык обслуживает все виды общественной жизни. Воздействие языка художественной литературы на общелитературный язык очень велико. В Р. я. представлены также разговорная речь, просторечие (сниженная, грубоватая речь), местные говоры, разного рода жаргоны (порожденные социальным расслоением общества). Часть современного Р. я., помимо общеупотребительных слов и выражений, составляет специальная терминология, отражающая особенности различных профессий и специальностей и мало известная неспециалистам. Рост специальных терминов продолжается в убыстряющемся темпе, что вызвано прежде всего потребностями научно-технического прогресса.
2. Учебный предмет в средней и высшей школе. Преподавание Р. я. имеет целью дать учащимся основные сведения о современном русском литературном языке, его важнейших фонетических особенностях, словарном составе и грамматическом строе; выработать навыки, умения, необходимые для свободного пользования языком в его устной и письменной формах. Задачей преподавания Р. я. выступает также развитие мышления учащихся, их творческих сил и познавательных способностей, навыков самостоятельной работы (умения учиться). Специфика Р. я. как родного заключается в том, что он представляет собой не только предмет и объект изучения, но и средство обучения (с его помощью изучаются все другие предметы).
Содержанием и видами занятий по Р. я. являются: а) изучение грамматики в целом и ее составных частей – морфологии и синтаксиса (фонетика в школьных условиях изучается, как правило, вместе с грамматикой); б) изучение орфографии и пунктуации; в) упражнения в правильном произношении (орфоэпия); г) усовершенствование практического пользования устной и письменной речью, обогащение словарного запаса, усвоение навыков деловой речи. Объем курса, распределение материала по классам, последовательность прохождения материала определяются государственным образовательным стандартом и программами обучения.
современный русский язык
СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК. Ведущая научная дисциплина в подготовке филологов-русистов; задача курса – научное описание русского литературного языка на современном этапе его развития. Содержанием курса являются: 1) звуковая структура слова (фонетика); 2) правила произношения (орфоэпия); 3) способы буквенной передачи звукового состава на письме и правила написания слов (графика и орфография); 4) значение и употребление слов (лексика); 5) устойчивые по составу и по смыслу словесные комплексы (фразеология); 6) структура слова и правила словопроизводства (словообразование); 7) формы и грамматические категории слов (морфология); 8) сочетаемость и порядок слов внутри предложения, а также свойства предложения (синтаксис); 9) употребление слов в разных условиях языкового общения, видах и жанрах (стилистика). Дисциплина «С. р. я.» реализуется в виде теоретического и практического курсов и обеспечена большим числом учебников и учебных пособий.
русский язык как неродной
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК НЕРОДНОЙ. 1. Средство межнационального общения народов России. 2. Учебный предмет в национальной средней и высшей школе. Преподавание Р. я. к. н. имеет много общего с изучением русского языка как родного. Их объединяет система русского языка как предмета изучения родного (лингвистическая общность), общие дидактические принципы и воспитательная направленность обучения (педагогическая общность), а также идентичность психических процессов у детей и подростков разных национальностей (психологическая общность). Основное назначение предмета Р. я. к. н. – формирование умения свободно говорить и писать по-русски. Специфика Р. я. к. н. по сравнению с курсом родного языка заключается в следующем. Родным языком все люди в значительной мере овладевают задолго до поступления в школу. Русский язык как системное образование большинство нерусских детей по-настоящему начинает усваивать в стенах школы. Уже в начальной школе нерусские дети попадают в условия учебного двуязычия (билингвизма), когда им параллельно преподаются сразу два языка – родной и русский. Учет отрицательного воздействия родного языка на овладение русским (интерференции) и положительного переноса явлений из родного языка – особенность курса русского языка в национальной школе. После распада Советского Союза и приобретения бывшими союзными республиками статуса независимых государств в некоторых из них русский язык сохранил статус языка межнационального общения, в других стал рассматриваться как иностранный язык.
русский язык как иностранный (рки)
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ (РКИ). 1. Один из мировых языков. 2. Учебный предмет в современных российских и зарубежных школах и вузах. Преподается более чем в 90 странах. Для подготовки преподавателей Р. я. к. и. образованы специальные факультеты при ряде университетов, созданы подготовительные факультеты для иностранных граждан, курсы русского языка. В Москве открыты Институт русского языка им. А. С. Пушкина (1974), Российский университет дружбы народов (1960), специализированное издательство «Русский язык», издаются журналы «Русский язык за рубежом», «Мир русского слова». С 1967 г. работает МАПРЯЛ – Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы, объединяющая русистов более 70 стран мира, под эгидой которой проводятся международные конгрессы преподавателей русского языка и литературы, с 1999 г. – Российское общество преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ). Отличительными особенностями учебного предмета Р. я. к. и. в отличие от курса родного языка считаются следующие: а) в качестве ведущей рассматривается практическая цель обучения; б) изучение языка сводится к овладению новыми способами выражения мыслей; в) учитывается опыт овладения учащимися родным языком; г) язык является одновременно и целью и средством обучения (в частности, средством получения специальности на изучаемом языке); д) в отличие от родного языка, усвоение которого идет неосознанно и интуитивно (по пути «снизу вверх»), усвоение иностранного языка осуществляется осознанно и намеренно (путь «сверху вниз») (Выготский, 1982). Такая характеристика пути овладения иностранным языком особенно применима к языковому вузу, где осознание и систематизация средств и способов формирования и формулирования мыслей сопровождает весь курс практического овладения языком.