Подсказки для поиска
Фото
Письмовник
Редакция портала «Грамота.ру»

Как писать заявление?

Этот вид документов состоит из следующих реквизитов:

  1. Наименование адресата.
  2. Наименование адресанта (заявителя).
  3. Наименование документа.
  4. Формулировка просьбы (жалобы, предложения) с краткой, но исчерпывающей аргументацией (если нужно).
  5. Дата.
  6. Подпись.
Схема расположения реквизитов заявления
Схема расположения реквизитов заявления

 

 

 

 

 

 

 

Расположение реквизитов заявления. Пример
Расположение реквизитов заявления. Пример

Вопросы из «Справочного бюро»

Слово заявление пишется с прописной или со строчной буквы?
Ставится ли точка после слова заявление?
Как правильно: заявление Иванова или заявление от Иванова?

Слово заявление – это заголовок документа. По общим правилам:

  • Весь заголовок может быть написан прописными буквами (обыкновенно, если текст заявления набран на компьютере или написан на заготовленном бланке: ПРИКАЗ; ЗАЯВЛЕНИЕ) – после заголовка в этом случае точка не ставится.
Заголовок заявления. Весь заголовок написан прописными буквами
Заголовок заявления. Весь заголовок написан прописными буквами
  • Только первая буква заголовка прописная (обыкновенно в рукописных заявлениях: Приказ; Заявление) – точка в этом случае также не нужна.
Заголовок заявления. Только первая буква заголовка прописная
Заголовок заявления. Только первая буква заголовка прописная
  •  Допускается, но считается устаревающим такой способ оформления (с точкой в конце, слово «заявление» со строчной буквы).
Заголовок заявления. С точкой в конце, слово «заявление» со строчной буквы
Заголовок заявления. С точкой в конце, слово «заявление» со строчной буквы

При таком оформлении «шапка» заявления представляет собой синтаксическое единство – предложение: такому-то (от) такого-то заявление (и точка в конце предложения, соответственно, нужна).

Предлог «от» в шапке заявления можно пропустить.

Итак, допустимы варианты:

  • тому-то от такого-то... Заявление
  • тому-то от такого-то... ЗАЯВЛЕНИЕ
  • тому-то от такого-то... заявление.
  • тому-то такого-то... Заявление
  • тому-то такого-то... ЗАЯВЛЕНИЕ
  • тому-то такого-то... заявление.

Как оформить заявление о переводе на другой факультет?

В правом верхнем углу пишется адресат: Ректору (1-я строчка) такого-то вуза (2-я строчка), например:

(1) Ректору ФГУ;

(2) доктору технических наук И. П. Слесареву;

(3) предлог от (его допускается опускать, тогда сразу после 2-й следует 4-я строчка);

(4) студентки такого-то факультета;

(5) Ваши Ф. И. О. (в род. пад.).

Далее посередине строки (со строчной или прописной буквы) слово заявление: если со строчной, то после «заявления» ставится точка, если с прописной, то точка не ставится. Далее с красной строки текст заявления. После текста в правой части подпись, дата (дата может ставиться и в левой части).

Где указывается дата?

Реквизит «дата» указывается в верхней заголовочной части листа ниже реквизита «название вида документа» и печатается от границы левого поля. Дату также можно указать после текста заявления, также от границы левого поля, например:

Реквизит «дата» указывается в верхней заголовочной части листа ниже реквизита «название вида документа» и печатается от границы левого поля.
Реквизит «дата» указывается в верхней заголовочной части листа ниже реквизита «название вида документа» и печатается от границы левого поля.

Или так:

Реквизит «дата». Дату можно указать после текста заявления, также от границы левого поля.
Реквизит «дата». Дату можно указать после текста заявления, также от границы левого поля.

Похожие материалы

Какие виды документов существуют?

В деловых документах обычно указывается тип документа, а также заголовок, отражающий содержание документа. Тип документа определяется жанром и речевой ситуации:  организация – организация (деловые письма, рекламации) внутри организации (протокол, акт, приказ) человек – организация (заявление, резюме) организация – человек (приказ, должностная инструкция, доверенность) Документы, регламентирующие деятельность предприятия Приказ – нормативный документ, издаваемый руководителем предприятия для решения каких-либо задач. Приказ должен иметь: название вида документа (например: Приказ о реорганизации предприятия), номер, дату подписания руководителем, подпись. Протокол – документ, фиксирующий ход обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, заседаниях. Протоколы могут быть краткими и полными. Реквизиты: вид документа (протокол), название предприятия, дата, номер документа, заголовок (например: Протокол заседания редакции портала ГРАМОТА.РУ), текст, подписи. Текст протокола состоит из вводной и основной частей: Председатель, секретарь, присутствовали (в именительном падеже), повестка дня. Слушали, выступили, постановили. Постановление — самая важная часть протокола. Акт – документ, подтверждающий факты, события. Реквизиты: наименование предприятия, вид документа, дата, номер, заголовок, текст, отметка о наличии приложений, подписи. Акт состоит из двух частей: Основание, члены комиссии в алфавитном порядке, председатель. Цели, задачи и суть проведенной работы. Докладная и объяснительная записки – документ, адресованный руководителю предприятия, содержащий изложение какого-либо вопроса с выводами и предложениями или объясняющий причины невыполнения каких-либо поручений. Реквизиты: наименование предприятия, вид документа, заголовок (отражающий содержание), дата, текст, подпись. 

Реквизиты – что это такое?

Любой документ – это сумма постоянных элементов содержания. Такие элементы принято называть реквизитами документа. Реквизиты содержат сведения: об адресате (кому адресован документ); об адресанте (кем является автор документа – заявителем, просителем и т. д.); название типа документа (в некоторых документах обязательно, например: Заявление, Докладная записка, Доверенность; в некоторых опускается, например в деловых письмах); опись приложений к документу (если они имеются); дата; подпись автора документа и др. Реквизиты обычно располагаются в «шапке» документа в следующем порядке: Образец расположения реквизитов в «шапке» документа «Адресат» при написании заявления центрируется по правому краю или по левому, но в правой части листа? Реквизит «адресат» обычно выравнивается по левому краю, но всегда находится в правой части листа. Например, так: Образец оформления реквизита «адресат»      

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2024 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!