Подсказки для поиска
Точное соответствие
Найдено 328 результатов

Словари

Существительное, мужской род, 2-е склонение
1.
Высшее учебное заведение.
2.
Научно-исследовательское учреждение.
Всё об этом слове
Метасловарь

Ответы справочной службы

Здравствуйте, уважаемые специалисты! Помогите, пожалуйста, разобраться со знаками при слове "очевидно"! 1. В институт Юрий уже не успевал, это было очевидно (тут всё ясно, "очевидно" в составе сказуемого). 2. Мама попросила дочь пересказать содержание книги, но та, очевидно, читала невнимательно, поэтому путалась в именах (запятые нужны, вводное слово). 3. Ли Куань вздрогнул, ощутив чужое присутствие. Он посмотрел на Шань Ю сквозь ресницы, искоса — тот стоял в полном военном облачении, и цвет формы и её фасон не оставляли сомнений, к какому роду войск принадлежал его бывший напарник по банде. — Всё хотел спросить тебя, действительно ли ты киллер, но ты, очевидно, нет, — хрипло начал Ли Куань, морщась от боли. Как быть здесь? С одной стороны, перед нами вроде бы как вводное слово. С другой — здесь уже скорее утверждение (очевидно = совершенно точно не киллер, а внедрённый полицейский). И ещё вопрос: нужна ли запятая перед "искоса"? Это ведь наречие, зачем здесь запятая? Спасибо!

Постановка/непостановка запятой в приведенном Вами предложении действительно зависит от того, как квалифицировать слово очевидно. Иначе говоря, при выделении запятыми оно будет воприниматься как вводное слово, выражающее некоторую неуверенность, а при невыделении — как наречие. Так что выбор за пишущим.

Запятыми разделены однородные обстоятельства образа действия: посмотрел (как?) сквозь ресницы, искоса.

20 ноября 2025
Страница ответа
Подскажите, пожалуйста, регулируется ли написание заглавной или строчной буквы после дефиса, если слово находится в начале предложения или является первым словом названия: Юго-западный угол дома был... Йошкар-олинский архитектор спроектировал... Северо-западный институт печати станция метро "Юго-западная" Санкт-петербургский экономический университет Богородице-монастырская церковь (народное название храма в Михайлове) Как верно написать прилагательные в приведенных случаях? На что нужно ориентироваться?

В полном академическом справочнике «Правила русской орфографии и пунктуации» приведено такое правило: в названиях учреждений, организаций, начинающихся географическими определениями с первыми компонентами Северо-, Южно-, Восточно-, Западно-, Центрально-, а также пишущимися через дефис прилагательными от географических названий, с прописной буквы пишутся, как и в собственно географических составных названиях, оба компонента первого сложного слова, напр.: Северо-Кавказская научная географическая станция, Западно-Сибирский металлургический комбинат, Санкт-Петербургский государственный университет, Орехово-Зуевский педагогический институт, Нью-Йоркский филармонический оркестр.

Поэтому правильно: Северо-Западный институт печати, Санкт-Петербургский экономический университет, станция метро «Юго-Западная».

Не в составе названий правильно написание строчными: юго-западный угол дома, йошкар-олинский архитектор (не в начале предложения). В начале предложения только первая буква становится прописной: Юго-западный угол дома был... Йошкар-олинский архитектор спроектировал...

8 ноября 2025
Страница ответа
Здравствуйте! У Горького находим: "Неужели этот человек верен сам себе, говоря все эти неподобающие ему речи?" Почему причастие будет писаться слитно с НЕ, если есть зависимое слово?

В наиболее авторитетном, академическом издании собрания сочинений писателя находим раздельное написание: не подобающие ему речи (Горький М. Полное собрание сочинений. Художественные произведения. В 25 т. / АН СССР. Институт мировой литературы им. А. М. Горького. Т. 3. М.: Наука, 1969. С. 18).

19 октября 2025
Страница ответа
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, со строчной или прописной буквы писать наименование профиля обучения: Институт обновляет профиль обучения «Р(р)уководство этнокультурным центром»?

Наименование профиля обучения корректно писать с прописной буквы: Институт обновляет профиль обучения «Руководство этнокультурным центром».

29 сентября 2025
Страница ответа
Доброе утро! Скажите, пожалуйста, является ли факультет уточнением места поступления. К примеру: Он поступил в Казанский институт культуры (,) на актерский факультет (,) на специальность "актер народного театра"...

Указанные запятые факультативны. См. ответы на вопросы № 313007 и 318421.

24 сентября 2025
Страница ответа
Здравствуйте, подскажите, уместно ли использование слова "сакраментальное" во фразе: "С каждым годом институт брака теряет свое сакраментальное значение и переходит из чисто семейного института в экономический."?

Уместность зависит от того, что именно хочет сообщить говорящий. См. значение прилагательного сакраментальный:

Большой толковый словарь русского языка
САКРАМЕНТАЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна, -льно. [лат. sacramentalis]. 1. =Сакральный (1.С.). С-ое значение обряда. С-ые слова. 2. Священный, заветный. С-ая книга. С-ая заповедь. Любовь к родине — с-ое чувство. 3. Ставший обычным; традиционный. С-ая формула. С-ое начало любой конференции. Сакраментально, нареч. Сакраментальность, -и; ж.

10 сентября 2025
Страница ответа
Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, в каком падеже должны стоять слова в скобках, если это уточнение? Инициатор создания поля "Круглик" (с 1932 г. – Всесоюзный институт масличных культур". Или же: (с 1932 г. – Всесоюзного института масличных культур"? Спасибо.

Поясняющее сочетание в скобках вполне может стоять в форме именительного падежа. Другое дело, что в приведенной формулировке не хватает информации для непосвященного читателя — не ясно, почему некое поле имеет название и при чем здесь Всесоюзный институт масличных культур. Очевидно, в тексте желательно упомянуть, что поле было опытно-селекционным, затем оно было преобразовано в опытную станцию по масличным культурам, а в 1932 году на базе этой станции был организован Всесоюзный научно-исследовательский институт масличных культур.

29 августа 2025
Страница ответа
Здравствуйте, сейчас многие студенты говорят "у нас НА институте машиностроения проходит конференция", или "я поступил НА институт энергетики". Мне очень режет слух и кажется, что правильно говорить В институте. Подскажите, допустим ли предлог НА?

Правильно: в институте, в институт, но на факультете, на факультет.

25 августа 2025
Страница ответа
Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста! Санкт-Петербургский институт кино и телевидения. С большой буквы пишется только первое слово, это понятно. Но если мы употребляем неполное название? Например, «Я общалась со студентами института/Института кино и телевидения». Здесь с какой буквы правильно и грамотно писать слово «институт»? Вроде, название не полное, и логично с маленькой… или всё же с большой, ибо слово в данном случае становится первым в названии?

Верно: Я общалась со студентами Института кино и телевидения. Если название употребляется в сокращенном виде, то с прописной пишется первое слово названия.

20 августа 2025
Страница ответа
Добрый день! Требуются ли кавычки для неофициального разговорного названия тексте вузов: "пед" (педагогический университет) и "технолог" (технологический университет)?

Существительное пед — достаточно распространенное и зафиксированное словарями русского языка разговорное слово, означающее 'педагогический институт, университет'. Поэтому при передаче на письме разговорной речи в кавычки это слово заключать не надо: учился в педе. Менее известные разговорные названия вузов могут потребовать выделения кавычками (но многое зависит от стиля текста и того, насколько известно такое разговорное название потенциальному читателю).

17 августа 2025
Страница ответа

Справочники

Сокращение слов и словосочетаний по ГОСТ Р 7.0.12-2011

(Выдержки из ГОСТ Р 7.0.12-2011 СИБИД. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний. Общие требования и правила)

...Пример институт - ин-т типография - тип. школа - шк...

...то же институт ин-т...

Нормативные словари, фиксирующие нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации

Словари публикуются по Распоряжению Правительства РФ от 30 апреля 2025 года № 1102-р. Орфографический словарь русского языка как государственного языка Российской Федерации (разработчик — федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт русского языка им. В.В. Виноградова Российской академии наук). Орфоэпический словарь русского языка как государственного языка Российской Федерации (разработчик — федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт русского ...

...федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт...

...федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт...

...федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт...

Общие сведения

Вводные замечания Прописная (большая, заглавная) буква употребляется в двух различных функциях. Во-первых, она служит для выделения начала определенных отрезков текста. С этой целью пишется с прописной буквы первое слово текста, а также первое слово после точки, многоточия, вопросительного и восклицательного знаков, заканчивающих предложение. В традиционном русском стихе выделяется прописной буквой начало каждой стихотворной строки. Во-вторых, прописная буква служит для выделения ...

...Международное бюро времени, Музей истории Москвы, Институт...

Названия органов власти, учреждений, организаций, обществ, партий

§ 189. В официальных составных названиях органов власти, учреждений, организаций, научных, учебных и зрелищных заведений, обществ, политических партий и объединений с прописной буквы пишутся первое слово и входящие в состав названия имена собственные, а также первое слово включаемых в них названий других учреждений и организаций, напр.: Всемирный совет мира, Международный валютный фонд, Европарламент, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Федеральное собрание ...

...японских и тихоокеанских исследований ИМЭМО РАН, Институт...

...Виноградова РАН, Финансово-экономический институт им...

...международных отношений — Институт международных...

Аббревиатуры и производные от них слова

Вводные замечания Аббревиатуры — это существительные, состоящие из усеченных слов, входящих в исходное словосочетание, или из усеченных частей исходного сложного слова, а также из названий начальных букв этих слов (или их частей). Последняя составная часть аббревиатур может быть целым (неусеченным) словом. Они составляют следующие структурные типы. Аббревиатуры инициального типа, которые делятся на: а) буквенные, произносимые по названиям начальных букв слов (или частей сложного ...

....: ИРЯ РАН (Институт русского языка Российской академии...

...raquo;), ЮжНИИГиМ (Южный научно-исследовательский институт...

Дефис

Дефис (называемый также черточкой) — небуквенный орфографический знак, который употребляется в разных функциях. Он используется в правилах слитного, дефисного и раздельного написания (см. § 117–156), как знак переноса (см. § 211–219). О других применениях дефиса говорится ниже, в § 111–113. § 111. Дефис употребляется при сокращенной письменной передаче слов, в том числе таких комплексов, в которых участвуют не только буквы, но и небуквенные знаки ...

....: ...в Петербурге институт/Пе-да-го-гический, так,...

Знаки препинания при ограничительно-выделительных оборотах

§ 78. Обороты со значением включения, исключения и замещения, называющие предметы, включенные в ряд однородных членов или, наоборот, исключенные из него, или предметы, замещающие другие, выделяются или не выделяются запятыми по условиям контекста. Такие обороты включают предлоги и предложные сочетания кроме, наряду с, помимо, (не) исключая, за исключением, включая, сверх, вместо и др. Обособление обязательно при следующих условиях: расположение в абсолютном начале предложения;

....); Вершинин отправил луговиков в институт, всех, кроме...

Знаки препинания в цельных по смыслу сочетаниях с подчинительными союзами или союзными словами

§ 87. В неразложимых сочетаниях, включающих в свой состав цельные по смыслу выражения, запятая не ставится. В неразложимых сочетаниях с подчинительными союзами и союзными словами как ни в чем не бывало, сделать как следует, сделать как попало, сделать как надо, во что бы то ни стало, кто во что горазд, выполнить как должно, приходить когда вздумается, идти куда глаза глядят, говорить что на ум взбредет, заплатить бог знает сколько, кричать что есть мочи, самый что ни на есть, будь ...

...потратил времени меньше часа); Он собирается поступать в институт...

Знаки препинания в сложносочиненном предложении

§ 112. Между частями сложносочиненного предложения ставится запятая. При этом между ними устанавливаются отношения соединительные (союзы и, да в значении «и», ни... ни), противительные (союзы а, но, да в значении «но», однако, же, зато, а то, впрочем), разделительные (союзы или, либо, ли... или, ли... ли, то ли... то ли, то... то, не то... не то), присоединительные (союзы да и, и притом, также, тоже, значит) и пояснительные (союзы а именно, то есть, или в ...

....); В этом году ему не удалось поступить в институт...

Знаки препинания при прямой речи

§ 133. Прямая речь, т. е. речь другого лица, включенная в авторский текст и воспроизведенная дословно, оформляется двумя способами. Если прямая речь идет в строку (в подбор), то она заключается в кавычки: «Я жалею, что не знала вашего отца, — сказала она погодя. — Он, должно быть, был очень добрым, очень серьезным, очень любил вас». Лужин промолчал (Наб.). Если прямая речь начинается с абзаца, то перед ней ставится тире (кавычки отсутствуют): Федя и Кузьма ...

...на источник сообщения: Я, говорит, хочу закончить институт...

Журнал

Институт Пушкина отобрал участников программы «Послы русского языка в мире»

В середине августа в Государственном институте русского языка им. А. С. Пушкина прошел очный этап отбора в программу «Послы русского языка в мире» при поддержке департамента образования и науки Москвы. С 10 по 12 августа более 100 студентов московских вузов и колледжей, преодолевших заочный отбор из более чем 250 заявок, проходили очные испытания, в ходе которых опытные русисты рассказывали им об особенностях русского языка как иностранного и о том, как правильно ...

...В середине августа в Государственном институте русского...

Институт русского языка РУДН открывает программу магистратуры «Цифровые инновации в филологии»

Программа магистратуры «Цифровые инновации в филологии» — это профессиональные знания в области изучения проблем современной филологии, семиотики, когнитивистики, современных языковых процессов, корпусной лингвистики, инфостилистики, литературного редактирования медиатекстов, межкультурных практик в цифровой и традиционной среде, а также практические навыки и умения в области автоматического анализа текста, автоматической обработки естественного ...

...Программа магистратуры «Цифровые инновации...

Учебники для детей с дислексией появятся в России

По заказу Министерства просвещения Институт коррекционной педагогики (ИКП) разрабатывает специальную линейку учебников от 1 до 4 класса по литературному чтению, а также учебник по русскому языку, которые отвечают потребностям детей с дислексией. Об этом рассказала заведующая лабораторией образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи ИКП Елена Ворошилова. По ее словам, такие учебники необходимы, поскольку «даже последовательность освоения грамоты, букв, которые ...

...По заказу Министерства просвещения Институт коррекционной...

Нормативные словари русского языка как государственного выложены в открытый доступ

В справочник «Официально о русском языке» на сайте Грамоты добавлен раздел со ссылками на словари, фиксирующие нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации. Ранее список этих словарей был утвержден распоряжением премьер-министра РФ Михаила Мишустина. Всего словарей четыре: Орфографический словарь русского языка как государственного языка Российской Федерации (разработчик — Институт ...

...государственного языка Российской Федерации (разработчик — Институт...

...государственного языка Российской Федерации (разработчик — Институт...

...); Словарь иностранных слов (разработчик — Институт...

Как сделать классические тексты понятными современным школьникам

23 декабря в 14:00 по московскому времени состоится онлайн-конференция «Как сделать классические тексты понятными современным школьникам: информационный ресурс „Слово Толстого“». Мероприятие посвящено запуску большого гуманитарного проекта — нового цифрового ресурса «Слово Толстого», созданного на основе 90-томника полного собрания сочинений Льва Толстого. В конференции примут участие: Фекла Никитична Толстая — руководитель проекта, руководитель ...

...заместитель директора по научной работе ФГБУН «Институт...

...сотрудник сектора теоретической семантики ФГБУН «Институт...

...сотрудник отдела культуры русской речи ФГБУН «Институт...

20–23 ноября 2024 года в Томске пройдет II международный симпозиум «Лексикография цифровой эпохи»

Институт Пушкина, Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН, кафедра русского языка Томского государственного университета и Международная лаборатория языковой конвергенции НИУ ВШЭ проводят уже второй международный симпозиум, посвященный лексикографии в условиях цифровой эпохи. Симпозиум пройдет под эгидой Комиссии по лексикологии и лексикографии Международного комитета славистов и Российского общества преподавателей русского языка и литературы ...

...Институт Пушкина, Институт русского языка им....

...mdash; Тверской государственный университет и Институт...

Конференция о письменной культуре и истории письма пройдет в Казани 17–19 октября

Международная научная конференция «История письма европейской цивилизации и письменная культура народов России» станет одним из значимых событий проекта «История письма европейской цивилизации». Ее организуют Санкт-Петербургский институт истории РАН, Академия наук Республики Татарстан, Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН и Библиотека Российской академии наук. В программе — доклады о кириллических, греческих, латинских и арабографических письменных ...

...Ее организуют Санкт-Петербургский институт истории...

...РАН, Академия наук Республики Татарстан, Институт русской...

В России появится 27 новых учебников по родным языкам

21 февраля — Международный день родного языка. Сегодня в российских школах как отдельный учебный предмет изучаются 64 языка, а всего в стране более 150 языков имеют статус живых, однако большинство из них недостаточно представлены в ключевых сферах. В 2025 году ситуация может улучшиться. Институт родных языков совместно с ведущими экспертами из регионов подготовил 27 наименований учебников и методических пособий по шести ...

...Институт родных языков совместно с ведущими экспертами...

... Ожидается, что к концу года институт завершит...

8–11 октября 2024 года в Новосибирске пройдет конференция «Языки народов Сибири и сопредельных регионов»

Организаторами конференции выступают Институт филологии Сибирского отделения РАН, Гуманитарный институт Новосибирского государственного университета и Сибирское отделение РАН. В этом году мероприятие посвящено трехсотлетию Российской академии наук и столетию со дня рождения доктора филологических наук, профессора Майи Ивановны Черемисиной. В связи с этим в центре внимания будет проблематика, которой в первую очередь были посвящены ее труды: сравнительные конструкции ...

...Организаторами конференции выступают Институт филологии...

...Сибирского отделения РАН, Гуманитарный институт Новосибирского...

21 июня состоялся международный онлайн-семинар для русистов об учебниках РКИ

Свыше 1800 преподавателей русского языка как иностранного из 92 стран мира участвовали в международном онлайн-семинаре «Учебник РКИ: современный, классический... или эффективный?». Организаторами мероприятия выступили учебно-издательский центр «Златоуст» и Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина. Высокий интерес к столь традиционной теме отчасти объясняется и некоторой провокационностью названия семинара, и, конечно же, традиционным желанием ...

...учебно-издательский центр «Златоуст» и Государственный институт...

Больше точных совпадений не найдено, показать близкие результаты?

Показать
1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2025 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше