№ 321288
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, грамотна ли фраза "Могу, умею, практикую"? Разве "могу" и "умею", по сути, не одно и то же? Спасибо.
ответ
Фраза стала устойчивой, однако она при этом вполне корректна. Мочь — иметь возможность, быть в состоянии, иметь достаточно сил сделать что-л.; уметь — обладать умением делать что-л. благодаря знаниям или навыку к чему-л.
23 января 2025
№ 263550
Нужна ли запятая перед "чтобы" в предложении: "Я открываю окно чтобы иметь возможность дышать."? Если нужна, то где тут придаточное предложение? (Обыкновенно наличие тут запятой объясняют как запятую перед придаточным предложением.)
ответ
Придаточное предложение есть, оно инфинитивное. Запятая ставится.
29 августа 2010
№ 204076
Добрый день! Подскажите пожалуйста, как правильно сказать в данном контексте: Ребята имеют возможность видеть ПЕРВЫЕ ЛИЦА нашей страны или ПЕРВЫХ ЛИЦ нашей страны?
ответ
Лицо в значении "человек" - одушевленное существительное, поэтому правильно: Ребята имеют возможность видеть первых лиц нашей страны. У одушевленных существительных винительный падеж совпадает с родительным.
28 августа 2006
№ 220071
Здравствуйте!
Желательно(,) чтобы она имела возможность снимать с различной частотой съемки.
Запятая нужна? Спасибо!
ответ
Указанная запятая нужна.
25 апреля 2007
№ 220886
Уважаемые господа!
Моей девятилетней девочке в школе был задан вопрос: каким словом проверяется буква "О" в слове "ПОЛЯНКА"? В ответе она написала, что проверочное слово "ПОЛЕ". Учительница же зачеркнула её ответ и приписала, что слово "ПОЛЯНКА" - словарное, проверочного слова нет, и слово надо проверять по словарю. В результате за одну эту ошибку (по её мнению) учительница снизила оценку до 4-.
В связи с этим прошу аргументированно сообщить:
1. Насколько корректна сама постановка вопроса ученице начальной школы, с учётом того, что слово "ПОЛЯНКА" образовано при помощи уменьшительно-ласкательного суффикса, т.е. само по себе уже является производным от "ПОЛЯНА";
2. Насколько корректно ставить вопрос о проверочном слове, если оно отсутствует (откуда девятилетнему ребёнку знать все словарные слова? и знают ли все словарные слова сами учителя? и возможно ли знать их все?);
3. Насколько корректно снижать оценку на 1.5 балла за подобную ошибку (при условии, что это - ошибка);
4. Права ли учительница в том, что слово "ПОЛЕ" не является проверочным для слова "ПОЛЯНА" ("ПОЛЯНКА")?
Очень надеюсь на скорый и исчерпывающий ответ на поставленные вопросы.
Хотелось бы иметь возможность ссылаться на авторитет ответившего при общении с учительницей.
С уважением, -
Дмитрий
ответ
Согласно «Морфемно-орфографическому словарю русского языка» А. Н. Тихонова, слова поле и поляна однокоренными не являются, хотя этимологически эти слова, безусловно, родственные. Так что, если строго следовать букве закона (в данном случае орфографического закона - «Правил русской орфографии и пунктуации», в которых сказано именно про однокоренные слова), учительница права: поле не может служить проверочным словом к слову поляна. Мы не беремся оценивать корректность действий учительницы, но на наш взгляд, целесообразен более мягкий подход к рассматриваемому вопросу, поскольку русский язык - это все же не сухой набор правил правописания (к сожалению, после школы у многих складывается именно такое впечатление). Вовсе не плохо, если понимание этимологии слова способствует запоминанию его правильного написания.
9 мая 2007
№ 215059
Добрый день. Скажите, пожалуйста, правильно ли расставлены знаки припинания:
Теперь, благодаря нашему новому каталогу, вы имеете возможность увидеть эти товары во всей красе.
Нужно ли и можно ли обособлять оборот с "благодаря"?
Спасибо.
ответ
Обособление оборота с благодаря факультативно (необязательно).
6 февраля 2007
№ 210678
что означают такие новые фразеологизмы,как
Белые воротнички
Акулы пера
Мажорная курица
Гнать волну
Послать тайгу пылесосить
Раскачивать лодку
Попасть в обойму
Наводить мосты
Второе пришествие
От кутюр
Давить на жалость
Конь бельгийский
Ездить по ушам
Новые русские
Пудрить мозги
ответ
Мы не имеем возможности ответить на столь объёмный вопрос.
24 ноября 2006
№ 319699
упустить возможность или пропустить возможность?
ответ
Правильное выражение – «упустить возможность».
4 декабря 2024
№ 223850
По вопросу № 223828:
я имел в виду это -
http://dic.gramota.ru/search.php?word=%F0%E8%FD%EB%F2%E5%F0&lop=x&gorb=x&efr=x&ag=x&zar=x&ab=x&sin=x&lv=x&pe=x&az=x
ответ
Не не имеем возможности редактировать «Словарь трудностей», защищенный авторскими правами.
25 июня 2007
№ 212948
люди добрые ну ответьте мне на мои вопросы я уже пишу вам одно и тоже 3-и дня подряд.
Добрый день ! не могли бы вы ответить мне на несколько вопросов , так как я не могу найти ответов на них. 1) Что такое язык и речь.Кодово-знаковая система. 2)История возникновения и становления русского лит. языка.3)Внутренние и вннешние лингвистические факторы"экстрелингвистические". Формирование русского лит. языка. 4) Норма и кодификация русского языка.
ответ
Справочная служба не имеет возможности отвечать на столь объемные теоретические вопросы.
25 декабря 2006