№ 313935
Добрый день, нужно ли ставить запятые в следующем предложении: ты можешь использовать эти методы, но у тебя статистика выше(,) чем 45 процентов(,) не будет?
ответ
3 июня 2024
№ 225747
Правильно ли написана цифра прописью: Сегодняшний курс составил 25,4144 рубля за доллар - двадцать пять (целых) четыре тысячи сто сорок четыре рубля.
Спасибо.
ответ
Верно: двадцать пять целых четыре тысячи сто сорок четыре десятитысячных рубля.
20 июля 2007
№ 225319
Правомерно ли употребление слова "пятерня" в заголоке статьи "Мексиканка родила пятерню: шанс один на 55 миллионов"? http://www.newsru.com/world/13jul2007/five_kids.html
ответ
В русском языке у слова пятерня нет значения 'пять детей, рожденных одновремено одной матерью'. Поэтому следует либо взять слово в кавычки, либо не использовать его.
13 июля 2007
№ 213782
Часто по радио в анонсах можно услышать: "Слушайте передачу завтра, в 17.15 по Москве". Скажите, "по Москве" - это правильно?
С уважением, Елена.
ответ
По Москве -- разговорный вариант выражения по московскому времени.
18 января 2007
№ 326537
Уважаемые эксперты, подскажите, пожалуйста, "стал" или "стало", "был" или "было": Одним из самых трудных дней стало 9 августа...
25 декабря был объявлен днем...
Спасибо.
ответ
10 октября 2025
№ 327926
25 октября 2025 года исполнилось пятьдесят лет со дня регистрации брака супругов Быковых, Евгения Измайловича и Марии Петровны . Нужна ли запятая после слова Быковых
ответ
Знак препинания — запятая или тире — нужен, так как имена и отчества выступают в роли поясняющих приложений к сочетанию супругов Быковых.
16 ноября 2025
№ 327683
Здравствуйте.
Прошу в первую голову о ссылке на источник по вопросу:
"Весна 45 года ( имеется ввиду победный 1945 год)".
Нужно ли наращение? Обоснуйте, пожалуйста.
ответ
В подобных случаях рекомендуется использовать словесную форму обозначения: весна сорок пятого года (Мильчин А. Э., Чельцова Л. К. Справочник издателя и автора: редакционно-издательское оформление издания. 3-е изд., испр. и доп. М., 2009. С. 151).
9 ноября 2025
№ 329269
Анализируя график занятости мастеров, ближайшая свободная дата для визита - это 04.01, промежуток времени с 09:00- 15:00ч.
Правильно ли оформлено предложение?
ответ
Нет, в этом предложении нарушено правило согласования деепричастного оборота. Действие, обозначаемое деепричастием (деепричастным оборотом), относится, как правило, к подлежащему данного предложения, например: Подведя итоги прений, председатель собрания отметил общность взглядов докладчика и участников совещания. Если же производитель действия, обозначенного глаголом-сказуемым, и производитель действия, обозначенного деепричастием, не совпадают, употребление деепричастного оборота стилистически ошибочно, например: «Переходя через рельсы, стрелочника оглушил неожиданный свисток паровоза» (переходя относится к стрелочнику, а оглушил — к свистку).
20 января 2026
№ 291534
Добрый день! Спасибо за Ваш ответ на вопрос №291493 от 24.12.2016 г., относительно правильного употребления глагола «жжёт» и «жгут». Итак, правильно сказать напиток «жжет», так как он (напиток) является единственным числом, однако также правильным будет сказать «листья жгут», так как листья использованы в данной фразе во множественном числе. В таком случае ответьте, пожалуйста, на следующий вопрос: «виски жгут» или «виски жжёт»; «водка жгёт» или «водка жжёт»; «коньяк жгёт» или «коньяк жжёт». На сайте «Грамота», к сожалению, все вопросы и ответы по слову «виски» звучали исключительно в одной плоскости: к какому роду (м. или ср.) имеет принадлежность слово «виски». Настоящий вопрос задан в иной плоскости, к какому числу, единственному или множественному, принадлежат слова виски, водка, коньяк? При этом очевидно и, конечно, не требует комментария словосочетание «бутылка виски» (ед.ч.). Также известно, что в русском языке есть слова, которые не имеют форм единственного числа. Например, ножницы, сани, бегуди, жалюзи… Если виски, коньяк и водка также не имеют формы ед.ч., то будет ли верным ответом следующие словосочетания: «виски жгут», «коньяк жгёт», «водка жгёт»? Вопрос актуален, на мой взгляд, особенно в преддверии наступающего Нового года. Заранее благодарен. С наступающим Новым годом! Игорь Платонов. 25.12.2016.
ответ
Верно: виски жжет, коньяк жжет, водка жжет.
У глагола жечь нет формы жгет, использовать ее — грубая ошибка. Единственно верная форма третьего лица единственного числа: жжет.
Виски, водка, коньяк — это существительные единственного числа. Слово виски крайне редко (обычно в профессиональной или разговорной речи) употребляется во множественном числе в значении "виды виски". То же самое можно сказать о формах множественного числа водки и коньяки.
25 декабря 2016
№ 320813
Подскажите, пожалуйста, в каких случаях при упоминании года события нужно указывать эру, «н. э.»? То есть существуют ли какие-либо рекомендации всегда добавлять аббревиатуру «н. э.», даже если из контекста очевидно, что событие относится к нашей эре? Например: «Он родился в 10 г. н. э. Прожив долгую жизнь, он умер в 88 г. (н. э.)». Или: «Римская империя распалась в 395 году (н. э.)» [из контекста ясно, что речь о нашей эре].
ответ
Рекомендации по употреблению слов до н. э. и н. э. можно найти в «Справочнике издателя и автора» А. Э. Мильчина, Л. К. Чельцовой. Они таковы:
«Если факт относится ко времени до исход ного (начального) момента принятого у нас летосчисления, рядом с датой требуется ставить слова до н. э. (до нашей эры). Во избежание путаницы рекомендуется даты первых лет (веков) нашей эры сопровождать словами н. э. (нашей эры). Напр.: 26 февр. 747 г. до н. э.; 29 авг. 284 г. н. э.; III в. до н. э.; II в. н. э.».
Как мы видим, это именно рекомендация, причем несколько расплывчатая: «даты первых лет (веков)». Видимо, окончательное решение остается за автором текста. Полагаем, что как минимум в первых двух приведенных Вами примерах слова н. э. будут уместны: Он родился в 10 г. н. э. Прожив долгую жизнь, он умер в 88 г. н. э.
8 января 2025