мотив
1. МОТИ́В, -а; м. [франц. motif]. Побудительная причина, основание, повод к какому-л. действию, поступку. Объяснить мотивы своего поступка. Разобраться в мотивах преступления. Понять м. поведения. // Довод в пользу чего-л. Изложить свои мотивы.
мотив
2. МОТИ́В, -а; м. [франц. motif]. 1. Муз. Простейшая ритмическая единица мелодии, состоящая обычно из двух-трёх звуков, объединённых одним логическим акцентом. Объединить несколько мотивов. 2. Напев, мелодия. М. песни, арии. Напевать м. романса. Запомнить м. вальса. 3. Книжн. Составная часть темы, сюжета произведения искусства. Основной м. повести. Вышивки по народным мотивам. Ввести в пьесу сказочный м. Понять главные мотивы произведения. Моти́вчик, -а; м. Разг. (2 зн.). Запомнить м.
мотив
моти́в
I м. [нем. Motiv < ит. motivo < лат. mōtivus подвижный].
1) Мелодия, напев.
Знакомый мотив песни.
2) Простейшая составная часть сюжета, тема в произведениях искусства, в чьем-л. творчестве.
Мотив судьбы в произведениях романтиков.
Ср. лейтмотив 2).
II м. [нем. Motiv, фр. motif < лат. — см. мотив I].
1) Побудительная причина, повод к какому-л. действию.
Мотивы преступления очевидны.
2) Довод в пользу чего-л.
Привести мотивы выдвинутого предложения.
мотив
МОТИ́В, -а, м. То же, что мелодия. Время от времени я узнавал обрывки знакомых мотивов, но они тотчас же сменялись новыми сочетаниями звуков, которых никто не мог предвидеть (Г. Газданов).
мотив
МОТИ́В (от фр. motif – побудительная причина, повод). Побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей человека; совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность. В качестве М. выступают присущие данному обществу объективные ценности, интересы и идеалы. В случае принятия их человеком они приобретают личностный смысл и побудительную силу. Взаимоотношения в триаде «потребность – мотив – деятельность» были раскрыты в теории деятельности А. Н. Леонтьева, которая была положена в основу теории речевой деятельности.Согласно теории деятельности источником побудительной силы М. и соответствующего побуждения к деятельности выступают потребности. М. определяется как предмет, отвечающий потребности, а потому побуждающий и направляющий деятельность. Нередко деятельность имеет сразу несколько М. В то же время формирование ведущего М. приводит к тому, что у него помимо функций побуждения и направления деятельности возникает особая смыслообразующая функция: она придает деятельности, действиям, целям, условиям деятельности определенный личностный смысл – осознанное внутреннее оправдание деятельности. Для преподавателя важно знать мотивы деятельности учащихся и направлять их на достижение поставленной цели обучения. См. мотивация.