И́СПОВЕДЬ, и́споведи, мн. и́споведи, и́споведям \\ в форме и́споведью – и́спове[д’й]ю и допуст. и́спове[д’]ю.
ИСПОВЕ́ДАТЬ, испове́даю, испове́дает \\ в формах с сочетанием ющ: испове́дающий... – испове́да[йу]щий и испове́да[и]щий.
И́СПОВЕДЬ, и́сповед|и, ж., нд., III ж.
● 1.0. рел. Внешняя, обрядовая часть таинства покаяния, к-рая состоит в том, что христианин перед своим духовником (священником, епископом) с искренним раскаянием и решимостью исправиться рассказывает о своих грехах в надежде получить их прощение из уст священника, действующего от имени Иисуса Христа, а ткж. то, что рассказывает исповедующийся человек своему духовнику. Быть на исповеди. Тайна исповеди. Выслушать чью-л. и. В церковной практике и. принято совершать перед литургией, т. к. миряне допускаются к причащению после исповеди. ● 2.0. перен., книжн. Откровенное признание в чём-л., откровенный, чистосердечный рассказ о чём-л. Авторская и. ◒ Священник принимает исповедь перед аналоем. Исповедующийся трижды кланяется до земли перед святым крестом и Евангелием, к-рые лежат на аналое. Священник читает положенные молитвы и предлагает исповедующемуся искренне исповедать свои грехи. Исповедующийся должен рассказать обо всём, в чём он сознаёт себя виновным перед Господом. После этого исповедующийся становится на колени, священник кладёт на его голову конец епитрахили, читает разрешительную молитву, через к-рую грешнику даруется прощение Христово, даёт исповедующемуся необходимый совет, а иногда налагает на него епитимью (церковное наказание), состоящую в каких-л. духовных упражнениях или даже в отлучении от причащения на определённое время. Исповедующийся целует крест и Евангелие. || Морф. и́с=поведь- . Дер. сущ. испове́д|ник м. – ; прил. испове́д|н(ый) – . От глаг. испове́дать сов. – . Этим. ← калька греч. exomologéō – ‘признаю, исповедую’ << ex – ‘из’ + homologéin – ‘признаться, поведать’.