Мы продолжаем публиковать избранные статьи из архива журнала «Русский язык в школе». Это совместный проект портала «Грамота.ру» и редакции журнала, приуроченный к столетию со дня выхода первого номера. На Грамоте уже опубликованы статьи из номеров журнала, выходивших в свет в 1930-е и 1940-е годы. На очереди — 1950-е и характерная для того времени статья Виктора Левина в № 3 за 1952 год.
...Мы продолжаем публиковать избранные статьи из архива...
...Некоторые вопросы истории русского языка в связи с историей народа...
...Некоторые вопросы истории русского языка в связи с историей народа Одним из важнейших положений труда И. В....
...Блестящий образец исследования закономерностей развития языка как специфического общественного явления в неразрывной связи с закономерностями развития общества дал И. В....
...Характер стилистических отношений в литературном языке меняется в период разложения феодализма, развития капитализма и формирования в связи с этим наций и национальных языков....
...Эти общие закономерности развития литературных языков в связи с историей общества конкретизируются и получают значительное своеобразие в зависимости от особенностей исторического процесса того или иного народа....
...Это статья Виктора Давыдовича Левина «Некоторые вопросы истории русского языка в связи с историей народа». В ней — и многочисленные цитаты из Сталина, и попытка автора связать слова Сталина о происхождении языка из курско-орловского диалекта с научными сведениями о языке......
После того как в среду, 22 ноября, портал Грамоты был перезапущен в новом дизайне и с новой поисковой системой, команда внимательно следила за реакцией пользователей. Анализ обратной связи позволяет нам совершенствовать работу портала. Вот некоторые изменения, которые были внесены: большинство ссылок и редиректов стали работать корректно; снижен порог, отсекающий в выдаче нерелевантные ответы справочной службы, — теперь пользователи видят гораздо больше ответов;
...Дневник обновлений: Грамота реагирует на обратную связь...
...Анализ обратной связи позволяет нам совершенствовать работу портала....
В связи с шестидесятилетием действующих правил правописания предлагаем вниманию читателей архивную статью Сергея Ефимовича Крючкова, опубликованную 26 мая 1956 года в «Учительской газете». В этой статье сообщается об утверждении нового свода правил русского правописания, который официально действует до сих пор (сам свод правил был принят весной и издан в августе 1956 года, к началу нового учебного года). Автор рассказывает о принципах унификации правописания, о практических шагах по введению нового свода.
...В связи с шестидесятилетием действующих правил правописания предлагаем вниманию читателей архивную статью Сергея Ефимовича Крючкова, опубликованную 26 мая 1956 года в «Учительской газете»....
...Единый свод правил орфографии и пунктуации...
...В связи с этим в пятом классе учителю необходимо уточнить в соответствии со сводом формулировки трех правил....
...Глубокое же усвоение унифицированных написаний проводится практически, в течение всего учебного года, путем небольших упражнений, в связи с письменными работами по языку и литературе....
...Единый свод правил орфографии и пунктуации Существующая у нас орфографическая система сложилась исторически, в тесной связи с развитием русского языка. Но орфографические нормы всегда отстают от беспрерывно развивающегося языка....
...Ученики седьмых классов усваивают унифицированные написания при повторении материала и в связи с письменными работами. В 8–10-х классах учитель обязан познакомить учащихся с основными изменениями, вызванными унификацией. На это потребуется не более двух часов....
...В связи с этим к примерам § 35 следует прибавить слова: небезынтересный, безыдейный. Следовательно, теперь правило охватывает не только русские, но и заимствованные слова. Это избавит учителя и ученика от раздумий, русскими или иностранными являются слова интерес, история, идея и т. д....
Когда ребенок русскоязычных родителей рождается вне России и оказывается в ситуации двуязычия, где лингвистическое внимание малыша распределяется между двумя и более языками, русский язык оказывается скорее «домашним» языком, нежели общеупотребительным. В этом случае русский язык может сохраниться как родной лишь при том условии, что он наполнится необходимым дополнительным личностным содержанием.
...Когда ребенок русскоязычных родителей рождается вне...
...Как поэтическая речь влияет на формирование родного...
...Помимо активации механизмов памяти, чередование устанавливает связи между словами, логически не связанными....
...Детские считалки, часто чередующие слова без какой-либо логической связи, являют собой примеры ассоциативных цепочек, поддерживающих встроенность слов в ряд «себе подобных»....
...Для естественного формирования ассоциативного содержания языка и слов необходимо, чтобы вся повседневная активность сопровождалась этим языком, тогда ассоциативные связи формируются естественным путем....
...Эти связи («ассоциативные поля») устанавливаются между словами и/или другими языковыми единицами и порождаются не логикой, не здравым смыслом, не сознанием, а возникают исключительно какими-то неведомыми путями....
...Повторения приводят к тому, что между словами устанавливаются логически немотивированные связи, по аналогии с которыми ребенок в дальнейшем будет развивать свой собственный родной язык на индивидуальном уровне....
Большие языковые модели — нейросети, способные порождать тексты на естественном языке, — обычно обучаются на текстах. Ключевое отличие обучения таких программ от обучения людей заключается в том, что люди овладевают языком, не прибегая к использованию таких колоссальных объемов однородных данных. При этом программы еще и допускают нелепые (с нашей точки зрения) ошибки. Один из альтернативных подходов — позволить машинам учиться так, как учатся ...
...Нейросеть выучилась понимать язык без использования...
...А именно используя разные типы данных, между которыми изначально есть очевидные связи (например, видеоряд и звуковая дорожка, которая относится к нему). В голове у детей естественным образом формируются связи, причем у слова возникает целый спектр ассоциаций....
Национальный корпус русского языка — это огромная коллекция текстов на русском языке, которая используется для изучения языка, литературы и культуры. В нем регулярно появляются новые функции и новые данные. Сегодня мы расскажем об изменениях, которые произошли за последний год. Появился новый способ представления информации о слове — «Портрет слова». Он позволяет узнать об определенном слове максимум подробностей: сочетаемость с другими словами, грамматические и ...
...Портрет слова, корпус соцсетей и поиск коллокаций:...
...Искать коллокации можно с указанием синтаксической связи....
...Например, если в графе «ключ» написать слово решение, а для коллоката указать часть речи «глагол», синтаксическую связь «дополнение» и направление связи «управляет», поиск выдаст, что именно чаще всего делают с решением: принимают, одобряют, согласовывают...
Учебная книга формирует наше мировоззрение, поддерживает связь поколений и укрепляет культурную традицию. Но в традициях обучения есть и различия, которые вносят время и культура региона. Особенно эти различия заметны в книгах, предназначенных для обучения языку.
...Учебная книга формирует наше мировоззрение, поддерживает...
...«Простое прилежное читание»...
...Представление о вещности Слова, о связи формы выражения с сокровенным смыслом присуще и христианскому сознанию: «Слово плоть бысть». Такое представление прочно укоренилось в кирилло-мефодиевской традиции....
...В этой связи часто упоминается письмо папы Григория Двоеслова1 епископу Дезидерию, который практиковал чтение таких текстов (за неимением других) в открытой им школе. Разгневанный римский понтифик писал Дезидерию: «Мы узнали, что Ваше Священство обучало некоторых прихожан грамматике....
В последнее время все чаще высказывается мнение о том, что слово «Интернет» надо писать со строчной (маленькой) буквы. Основной аргумент сторонников такого написания: Интернет стал единой, всемирной, общераспространенной информационной сетью, таким же общепринятым средством передачи информации, как, например, телефон.
...В последнее время все чаще высказывается мнение о том...
...Как писать слово «Интернет»?...
...основанная на спутниковых каналах связи....
...Перспективны также сети VSAT (меньшего масштаба, но тоже работающие на основе спутниковых каналов связи; в частности, у нас VSAT-сеть развертывается в качестве корпоративной сети, способной охватить все регионы России) и сеть RUNNet, созданная в рамках программы «Университеты России» и тоже...
Если не учитывать историю происхождения слов, то даже в тех случаях, когда их родство очевидно носителям русского языка, их формально нельзя назвать однокоренными. Лингвист Борис Иомдин в журнале «Русская речь» предлагает использовать более гибкую методику оценки школьных заданий на сравнение корней.
...Если не учитывать историю происхождения слов, то даже...
...«Давать» и «дарить»: какие слова можно считать однокоренными...
...Второй способ основан на интуиции и позволяет увидеть глубинные связи между словами....
... На практике понимание исторической связи слов помогает не ошибаться в правописании: можно проверить слово замечательный словом заметка, а совок — словом засовывать....
Организаторами конференции выступают Институт филологии Сибирского отделения РАН, Гуманитарный институт Новосибирского государственного университета и Сибирское отделение РАН. В этом году мероприятие посвящено трехсотлетию Российской академии наук и столетию со дня рождения доктора филологических наук, профессора Майи Ивановны Черемисиной. В связи с этим в центре внимания будет проблематика, которой в первую очередь были посвящены ее труды: сравнительные конструкции ...
...8–11 октября 2024 года в Новосибирске пройдет конференция...
...В связи с этим в центре внимания будет проблематика, которой в первую очередь были посвящены ее труды: сравнительные конструкции и их типология в языках разных систем; принципы моделирования синтаксических единиц; виды связи на разных уровнях синтаксической системы и ...