Подсказки для поиска
Точное соответствие
Найдено еще 729 результатов

Словари

Существительное, женский род, 1-е склонение
1.
Водоплавающая птица семейства чаек, гнездящаяся по отлогим речным, озёрным, морским отмелям и питающаяся рыбой.
2.
народно-разговорное Мартын; мартышка.
Всё об этом слове
Существительное, мужской род, 2-е склонение
Всё об этом слове
Существительное, женский род, 1-е склонение
1.
Колебание, качание при движении (судна, вагона, летательного аппарата).
Всё об этом слове
Метасловарь

Ответы справочной службы

С мужским родом все ясно: я буду краток А вот с женским: я буду кратка ? и где ударение: краткА или крАтка ?
Правильно: краткА (ударение падает на последний слог).
21 февраля 2007
Страница ответа
Верно ли написание краска "серебро" (речь о полиграфических красках)или краска серебро.Спасибо за ответ.
Корректно написание в кавычках.
18 июня 2007
Страница ответа
Как правильно? 1. Розовая и красная краскА показываЕТ 2. Розовая и красная краскИ показаваЮТ Спасибо.
Второй вариант правилен.
5 октября 2007
Страница ответа
Как называется женщина, котьорая живет в Ираке? Ирачка или Ирачанка или .... ???

Нормативного однословного варианта нет. Необходимо использовать описательную конструкцию: жительница Ирака.

6 апреля 2010
Страница ответа
Среди ушедших в прошлое такие профессии,как кучер,пряха,прачка...или Среди ушедших в прошлое есть и такие профессии как :кучер,пряха,прачка...верны ли варианты предложений?спасибо.

Двоеточие можно и не ставить, но запятая перед КАК нужна обязательно.

11 февраля 2009
Страница ответа
В ответах на вашем сайте неоднократно указывалось, что слово "ирачка" не является литературным. Как вы относитесь к тому, что в Википедии в статье "Ирак" приведен (справа во врезке) этнохороним "ирачка"?

На наши ответы этот факт не влияет.

14 июня 2013
Страница ответа
Я как загипнотизированный не смог снять палец со спускового крючка - нужны запятые, чтобы выделить оборот с КАК?
Запятые уместны.
24 декабря 2007
Страница ответа
Как правильно назвать женщину - жительницу Ирака, если мужчину в этом случае словари определяют как "иракец"? Она кто, "ирачка" или "иракчанка"?
Названия жительницы Ирака в русском языке нет, следует использовать описательный оборот: жительница Ирака.
11 сентября 2006
Страница ответа
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, нужны ли запятые перед КАК в следующих случаях (речь идёт о жидкой гидро- и теплоизоляции): наносится_как краска, действует_как тепловой барьер?

Запятые не нужны.

20 июля 2016
Страница ответа
Здравствуйте! нужна ли запятая: "Чтобы исправить это положение(,) и добавляется черная краска". Нужна ли запятая в варианте без союза "и"?

Запятая нужна и при наличии союза и, и при его отсутствии. Правильно: Чтобы исправить это положение, и добавляется черная краска. Чтобы исправить это положение, добавляется черная краска.

18 февраля 2008
Страница ответа

Справочники

Буквы ч и ш перед н и т

§ 91. В словах, образованных от основ на ч, к, ц, перед суффиксами, начинающимися с согласной н (суффиксами -н-, -ник-, -ниц-), пишется буква ч, которой в большинстве случаев соответствует и в произношении звук ч, напр.: печной, печник (от печь), уборочный (уборка), красочный (краска), источник (исток), песочница (песок), птичник (птица), конечный (конец). Однако в некоторых таких словах букве ч обычно соответствует в произношении звук ш. К ним относятся: булочный, булочная (сущ.

...§ 91. В словах, образованных от основ на ч,...

I. Общие правила

§ 49. Чтобы правильно написать согласную в конце слова или перед другими согласными (п или б, ф или в, т или д, с или з, к или г, ш или ж), нужно взять другую форму того же слова или подобрать другое слово того же корня, где после согласной оказалась бы гласная, и писать ту согласную, которая пишется перед гласной, например: дуб, дубки (дубы), рукав, рукавчик (рукава), лиф, лифчик (лифы), молотьба (молотить), низкий, низший (низок), высший(высокий), когти (коготь), ложка (ложечка), плошка ...

...§ 49. Чтобы правильно написать согласную в конце...

К изумлению / удивлению (кого, чьему)

К ИЗУМЛЕНИЮ / УДИВЛЕНИЮ (кого, чьему), в составе вводного сочетания Вводные сочетания «к (великому / крайнему...) изумлению (кого-либо, чьему-либо)», «к (великому / крайнему...) удивлению (кого-либо, чьему-либо)», выражающие эмоциональную оценку сообщаемого, обособляются. Подробно о пунктуации при вводных словах и сочетаниях см. в Прил. 2. Если бы соразмерно его рвению давали ему награды, он, к изумлению своему, может быть, даже попал бы в ...

...К ИЗУМЛЕНИЮ / УДИВЛЕНИЮ (кого, чьему), в...

И всё (тут)

И ВСЁ (ТУТ), частица (в конце предложения) Частица «и всё» употребляется в конце предложения (или части сложного предложения) для указания на простоту или достаточность сообщаемого, отсутствие в нем чего-то большего (то же, что «только и всего»), а также (в том числе в форме «и всё тут») на категорический характер высказывания. Перед частицей «и всё (тут)» ставится запятая, реже тире. «Мы как сейчас поедем-то?» – «

...И ВСЁ (ТУТ), частица (в конце предложения...

Диалектизмы

Диалектизмы – это особенности диалектов, говоров, не соответствующие нормам литературного языка. Диалектизм – это диалектное вкрапление в русский литературный язык. В речи людей могут отражаться фонетические, словообразовательные, грамматические особенности диалекта, но для лексикологии наиболее важны диалектизмы, связанные с функционированием слов как лексических единиц – лексические диалектизмы, которые бывают нескольких видов. Во-первых, диалектизм может обозначать ...

...Диалектизмы – это особенности диалектов,...

Буквы о, ё, е на месте ударных гласных

§ 17. После ж, ч, ш, щ для передачи ударного гласного э пишется буква е, напр.: жесть, качели, шелест, женьшень, щебет, же (название буквы), на меже, о свече, душе, праще; Женя, Джек, Шеннон. Примечание. О случаях написания после шипящих буквы э см. § 25. § 18. После ж, ч, ш, щ для передачи ударного гласного о пишется буква о или ё. Буква о пишется в следующих случаях. 1. В окончаниях имен существительных и прилагательных, а также в суффиксе наречий о, напр.

...§ 17. После ж, ч, ш, щ для передачи ударного гласного...

Знаки препинания в цельных по смыслу сочетаниях с подчинительными союзами или союзными словами

§ 87. В неразложимых сочетаниях, включающих в свой состав цельные по смыслу выражения, запятая не ставится. В неразложимых сочетаниях с подчинительными союзами и союзными словами как ни в чем не бывало, сделать как следует, сделать как попало, сделать как надо, во что бы то ни стало, кто во что горазд, выполнить как должно, приходить когда вздумается, идти куда глаза глядят, говорить что на ум взбредет, заплатить бог знает сколько, кричать что есть мочи, самый что ни на есть, будь ...

...§ 87. В неразложимых сочетаниях, включающих...

VIII. Неударяемые гласные в суффиксах

§ 17. Следует различать суффиксы существительных -ик (-ник, -чик) и -ек. Первый из них сохраняет гласную при склонении, а во втором она является беглой, например: столик – столика, дворник – дворника, стаканчик – стаканчика, но: ножичек – ножичка, овражек – овражка, барашек – барашка. § 18. Следует различать суффиксы существительных -ец- и -иц-: в существительных мужского рода пишется -ец- (с беглым е), например: комсомолец –

...§ 17. Следует различать суффиксы существительных...

Полнота / краткость прилагательных

Качественные прилагательные имеют полную и краткую форму Краткая форма образуется присоединением к основе положительной степени окончаний:  для мужского рода, -а для женского, -о / -е для среднего, -ы / -и для множественного числа (глубок-, глубок-а, глубок-о, глубок-и). Не образуется краткая форма от качественных прилагательных, которые 1) имеют характерные для относительных прилагательных суффиксы -ск-, -ов-/-ев-, -н-: коричневый, кофейный, братский; 2) 

...Качественные прилагательные имеют полную и краткую...

Краповые береты

В каком значении используется слово краповый в словосочетании краповый берет и почему? Ответ найден... в биологическом словаре. Дело в том, что прилагательное краповый должно (согласно правилам) писаться так: крапповый, так как оно образовано от существительного крапп (это растение Rubia tinctoria, семейство мареновых). В таком написании – крапп – это слово зафиксировано во многих словарях, например: Русский орфографический словарь РАН / ...

...В каком значении используется слово краповый ...

Журнал

Вильям

Ведущий и главный редактор портала «Грамота.ру» Владимир Пахомов обсуждают, как правильно ставить ударение в имени «Вильям», а также кратко вспоминают историю этого имени в русском языке и следует ли считать образцом произношение в фильмах наших великих режиссёров.

...Ведущий и главный редактор портала «Грамота.ру» Владимир...

Как работает редактор худлита? Правка карандашом и вживание в автора

Грамота началась как ресурс для журналистов, а теперь без обращения к ней не обходятся ни редакторы, ни корректоры. Поэтому мы решили, что будем время от времени рассказывать нашим читателям не только о правилах правописания, языковой политике и научных открытиях, но и о тех, для кого любовь к языку определила выбор рода занятий, а владение им стало частью профессии. Наша первая героиня — редактор художественной литературы Татьяна Гармаш.

...Грамота началась как ресурс для журналистов, а теперь...

...1.   Образование и опыт работы Я окончила филологический...

Ровесник XXI века: краткая история портала «Грамота.ру»

По случаю обновления Грамоты мы решили напомнить нашим читателям, как появился этот интернет-ресурс, как он развивался и в чем всегда оставался верен себе. Об основных вехах долгой истории Грамоты расскажет свидетель и один из главных участников событий, научный сотрудник Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, многолетний главный редактор, а ныне научный руководитель Грамоты Владимир Маркович Пахомов.

...По случаю обновления Грамоты мы решили напомнить нашим...

...«Если книг читать не будешь, скоро грамоту забудешь...

Дмитрий Сергеевич Лихачёв

Ведущая рубрики «Русский устный», член редакционного совета портала «Грамота.ру» Юлия Сафонова рассказывает о первой работе известного филолога Д. С. Лихачёва, о кружке, в котором он представлял свой доклад, и приводит ряд слов, связанных с пребыванием Лихачева в заключении.

...Ведущая рубрики «Русский устный», член...

В издательстве МИФ вышла книга о книгах

О том, когда и где появились первые книги, как зародилось книгопечатание, о чернилах, красках, шрифтах и переплетах рассказывают филолог Ирина Великодная и заведующая сектором каталогизации Научной библиотеки ГМИИ им. А. С. Пушкина Анна Маркова. Из «Главного в истории книги» современные читатели смогут узнать о том, с какими физическими носителями текстов имели дело предыдущие поколения.

...О том, когда и где появились первые книги...

...Первоначально книги были рукописными и могли принимать...

Что в имени тебе моем?

В секции «Лингвистика: язык в современном мире» премию и специальный приз журнала «Наука и жизнь» получил ученик Вятской гимназии Лев Чебунин за исследование «Клички кошек: традиция и современность».

...В секции «Лингвистика: язык в современном мире...

...Клички кошек относятся к тому разделу лексикологии,...

Преподавание русского языка в школе: концепция — обязательный минимум — программа

Программа создана в рамках проекта «Разработка новых концепций и базовой программы преподавания русского языка для московских школ» в 2000–2001 годах. Настоящий проект разрабатывался сотрудниками лаборатории словесности МИРОСа, соисполнителем является кафедра русского языка Института лингвистических проблем РГГУ. Программа может быть использована целиком или отдельными фрагментами, учителю предоставляется возможность самому распределить материал и количество часов по классам, особо пристальное внимание уделяя «дорогим его сердцу» темам. Сами авторы, преподающие в школе, используют ее в своей работе.

...Программа создана в рамках проекта «Разработка...

...I. Концепция Русский язык как школьный предмет...

«Вакансы» заканчиваются, пора собирать портфель

Перед началом учебного года доктор филологических наук Наталия Черникова поделилась в журнале «Наука и жизнь» историями происхождения некоторых слов, связанных со школой и учебой. 

...Перед началом учебного года доктор филологических наук...

...До XVIII века свободное от учебы время называли французским...

Как разное понимание языковой нормы приводит к коммуникативным неудачам

Носители языка понимают языковую норму по-разному и с недоверием относятся к ситуациям, в которых норма допускает варианты, объясняет научный консультант Грамоты Владимир Пахомов. Грамота законспектировала его выступление на научной конференции «Медиатекст: векторы развития и перспективы изучения», которая состоялась в рамках IV Костомаровского форума.

...Носители языка понимают языковую норму по-разному и...

...Ошибочные представления о русском языке, которые...

Самый важный предмет. Функциональный подход к обучению русскому языку

Мария Лебедева заведует лабораторией в Институте Пушкина и руководит образовательным направлением Грамоты. Она считает русский язык самым важным школьным предметом. Почему? И как сделать его живым, интересным и практически ценным для каждого школьника? Об этом она рассказала в лекции для преподавателей русского языка, прочитанной в рамках проекта «Тотальный диктант». Грамота предлагает краткий конспект этой лекции.

...Мария Лебедева заведует лабораторией в Институте...

...Как сегодня учат русскому языку в школе 1. Один...

1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2025 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше