ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Отрасль психологии, изучающая психологические проблемы обучения и воспитания учащихся, формирования мышления, а также управления усвоением знаний, приобретением навыков и умений. П. п. выявляет психологические факторы, влияющие на успешность обучения, взаимоотношения между обучающим и обучаемым, индивидуально-психологические различия у учащихся. П. п. помогает определить мотивациюдеятельности учащихся в процессе изучения иностранного языка, создать установку на практическое овладение иностранным языком, поддержать интерес к языку и народу, говорящему на нем, обосновать рациональные методы обучения. Основоположником российской П. п. считается К. Д. Ушинский. До недавнего времени П. п. изучала главным образом психологические закономерности обучения и воспитания детей. В настоящее время она выходит за пределы школьного возраста. В П. п. выделяются два направления исследований: психология учения (исследуется процесс усвоения знаний, навыков, умений) и психология воспитания (изучаются закономерности процесса усвоения нравственных норм и принципов, формирования мировоззрения, убеждений в условиях учебной и воспитательной деятельности дома, в средней и высшей школе) (Зимняя, 2002; Талызина, 2001).