Подсказки для поиска

Большой толковый словарь русских глаголов

Л. Г. Бабенко (отв. ред.)

Словарь содержит свыше 10 000 глаголов и является комплексным по способу их описания. В издании приведены также английские эквиваленты лексических значений глаголов. Словарь адресован преподавателям русского языка, филологам и самому широкому кругу читателей.

Большой толковый словарь русских глаголов: Идеографическое описание. Синонимы. Антонимы. Английские эквиваленты. Под ред. проф. Л. Г. Бабенко. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2008. 576 с.  (Фундаментальные словари).
ISBN 978-5-462-00615-9

Стилистическая и эмоционально экспрессивная информация

Стилистические и эмоционально-экспрессивные пометы даются традиционно после вокабулы перед толкованием. Приводятся ставшие традиционными в лексикографии два типа стилистической характеристики слова: эмоционально-экспрессивный и функционально-стилистический — и соответственно традиционная система помет: ирон., шутл., пренебр., одобр. и разг., книжн., разг-сниж.

Предлагаемый словарь является учебным, поэтому авторы старались представить в нем в первую очередь общеупотребительную, нейтральную глагольную лексику. Стилистически маркированная лексика представлена в нем крайне мало: оставлены только те стилистически маркированные лексемы, которые, на взгляд составителей, активно употребляются в живой речи и не имеют грубо-просторечной окраски. Например:

БРЯ́КАТЬСЯ, несов. (сов. бря́кнуться). Разг. Двигаясь откуда-л. сверху вниз, с силой, шумом, стуком, падать (упасть); син. разг. бухаться, грохаться, хлопаться, шлепаться;

ЗАИ́ГРЫВАТЬ, несов., с кем. Разг. Проявлять приветливое, любезное отношение к кому-л., ухаживая за кем-л. в веселой, похожей на игру форме; син. кокетничать.

Как уже отмечалось ранее, глагольная лексика представлена в словаре не только в своих основных, но и в неосновных значениях, в том числе приводятся ЛСВ с метафорически производным значением, для выделения которых используется традиционная помета перен. Проблема представления образных средств в словаре до сих пор является актуальной проблемой лексикографии, она, по утверждению Х. Касареса, «концентрируется вокруг двух предпосылок:

1) всякое знаменательное слово более или менее абстрактного значения восходит к фигуральному употреблению семантически конкретного слова;

2) всякое более или менее конкретное по своему значению слово может употребляться в переносном смысле» (1958:122–123). Это обусловливает необходимость лексикографической интерпретации связи прямого и переносного значений, поиска семантических оснований ассоциаций и сопоставления, выработки специальных лексикографических параметров, манифестирующих подобную связь. Даже в толковом алфавитном словаре переносные значения в семантической структуре многозначного слова зачастую не отмечаются. Как считает Г. Н. Скляревская, «логические связи между исходным и метафорическим значением воспринимаются разорванными, и структура словарной статьи со всей очевидностью обнаруживает это» (1988:88).

В то же время (и это отмечают многие лексикологи, дериватологи, лексикографы) во внутренней форме языковой единицы может содержаться указание на денотат, что делает возможным обнаружение ассоциаций, послуживших основанием развития метафорического значения. Это авторы-составители попытались осуществить в словаре, используя для репрезентации обнаруживаемых ассоциативных связей операторы словно, будто, подобно, в виде чего л. и др., например:

ВСКОЛЫХНУ́ТЬ, сов., кого что. 1 и 2 л. не употр. Перен. Вызвать состояние волнения, побуждая кого-л. к какой-л. деятельности, как будто бы приводя органы чувств, душу человека в движение; син. взволновать;

ЗАКИ́ДЫВАТЬ, несов. (сов. закидать), кого чем. Перен. Обращаться (обратиться) к кому-л. со множеством вопросов, замечаний и т.п., словно засыпая, покрывая кого-л. ими; син. забрасывать.

Надо отметить, что не все представленные в данном словаре переносные значения авторы смогли семантизировать подобным образом, ибо не все переносные значения поддаются подобной операциональной обработке. В этом случае мы ограничивались только указанием на тип значения.

справочники грамоты

Все справочники
1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2025 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше