Подсказки для поиска
Точное соответствие
Найдено 107 результатов

Словари

Глагол, несовершенный вид, переходный
1.
Научить и обучить (кого чему) Передавать кому-либо какие-либо знания, навыки, воспитывать какие-либо качества.
2.
(кого) Выучить и обучить Давать образование, обеспечивать кому-либо возможность учиться.
Всё об этом слове
Метасловарь
учить

УЧИ́ТЬ, учу́, у́чит; у́ченный \\ в форме у́чату́ч[ə]т и допуст. у́ч[у]т; в формах с сочетанием нн: у́ченный... – у́че[н]ый.

учить

УЧИ́|ТЬ, учу́, у́ч|ит, -ат, прич. действ. наст. у́чащий и уча́щий, прич. страд. прош. у́ченн|ый [н] употр. редко, кратк. ф.: м. у́чен, ж. у́чен|а, несов., V б; научи́|ть, научу́, нау́ч|ит, -ат, прич. страд. прош. нау́ченн|ый [н], кратк. ф.: м. нау́чен, ж. нау́чен|а, сов., V б и вы́учи|ть, вы́уч|у, -ит, -ат, сов., V б; перех.

1.0. Передавать, сообщать кому-л. знания, прививать, формировать какие-л. навыки, умения.   Син. обуча́ть.

Учить детей (взрослых, иностранцев, брата, ребят, студентов, молодёжь …). Учить

учить
УЧИ́ТЬ, учу́, у́чишь; у́ченный; у́чен, -а, -о; нсв. 1. (св. научи́ть и обучи́ть). кого (чему или с инф.). Передавать кому-л. какие-л. знания, навыки, воспитывать какие-л. качества. У. детей, студентов, иностранцев. У. грамоте. У. французскому языку. У. музыке. У. читать и писать. У. ходить на лыжах. У. по-немецки, по-русски. У. французскому языку. У. терпеливо, упорно. У. деликатности, бережливости. Дурному мать тебя у. не станет! Поступайте так, как вас учат. 2. кого. (св. вы́учить и обучи́ть). Давать о

Ответы справочной службы

Здравствуйте, на занятии в детьми говорим о зимней одежде. Можно ли учить называть детей предмет одежды "теплые штаны"?

Такое вполне возможно. Существительное штаны некоторые словари полагают разговорным, но другие смягчают эту стилистическую помету до неофиц

18 ноября 2024
Страница ответа
Почему «на краю земли» (дательный), а не «на крае» (предложный)? Или «налейте чаю», а не «чая»? Для меня, как носителя языка, это естественно, но как учить такие выражения иностранцам? Просто «блоками», без объяснений: почему «на столе» - единственная правильная форма, а «налейте чаю, чая» - вариативная? Где почитать о вариативных формах?

На краю земли — это не дательный падеж, это тоже предложный падеж. Одно из его подзначений так и называется — местный падеж (локатив). Подробнее об этих формах см. ответ на вопрос № 263338.

О вариантах выпить чая — выпить чаю см. ответ на вопрос № 281220.

9 октября 2024
Страница ответа
Здравствуйте. Возникли сложности с распределением имён числительных по составу. В один учебниках слова с -дцать и -надцать относят к простым именам числительным, так как эти части являются суффиксами. А учебниках, например, Бунеевой Е.В. и Розенталь Д.Э. указано, что это сложные имена числительные, так -дцать и -надцать - это корни? Как учить детей? Как будет правильнее?

Академическая «Русская грамматика» 1980 г. описывает числительные  так: «По составу количественные числительные делятся на простые, сложные и составные. Простые числительные – это слова с простой основой – немотивированные и суффиксальные: двапятьдесятьсорокстосколькостолькопятнадцатьтридцать; сложные числительные – это слова со сложной основой: шестьдесятвосемьсот. Составные числительные состоят из нескольких слов (двух и более), каждое из которых само является простым или сложным числительным: двадцать пятьвосемьсот тридцать восемь».

Вы можете остановиться на этом варианте или рассказать детям, что существуют две точки зрения, и это совершенно нормально, ведь  лингвистика — это наука, в ней, как и в любой другой науке, есть место для дискуссий, разных точек зрения, разных концепций и научных школ. Представление о числительных на -дцать как о сложных тоже вполне оправданно, ведь исторически -дцать образовано от десять.

6 августа 2024
Страница ответа
Нужно ли тире между подлежащим и сказуемым в предложениях такого типа: Пришли учителя, задача которых (-) учить детей всему хорошему.

Да, тире между подлежащим и сказуемым в предложении ставится, если какой-либо из этих главных членов выражен инфинитивом (в данном случае — учить). См. параграф 12 полного академического справочника «Правила русской орфографии и пунктуации» под ред. В. В. Лопатина (М., 2006 и след.).

29 октября 2023
Страница ответа
В каком году были изменены правила деления на слоги и переноса слов. И почему в школьных учебниках деление и перенос слов в правилах указан только в одном варианте: каль-ка, семь-я?

В отношении слов, приведенных Вами, правила не менялись. Возможны такие переносы: ка-лька, каль-ка и се-мья. Переносить или оставлять на строке одну букву нельзя, поэтому перенос семь-я неправильный.

В полном академическом справочнике  «Правила русской орфографии и пунктуации» под ред. В. В. Лопатина (М., 2006 и след.) был смягчен пункт правила о переносе слов с приставками: ранее требовалось при переносе учитывать границу приставки и корня, в справочнике 2006 года такой перенос был охарактеризован как предпочтительный, перенос без учета морфемного шва был признан допустимым. Однако школа должна учить предпочтительному варианту. Поэтому на школьном минимуме изменения не отразились. Правила 1956 года можно прочитать здесь, а правила 2006 здесь

Деление слова на слоги и на части для переноса совпадает лишь отчасти. Принципы деления слова на слоги не менялись.

27 января 2023
Страница ответа
Остальным - учить уроки дома. Нужно ли тире?

Если предложение произнесено или должно быть произнесено с паузой, то тире нужно поставить, если нет, то тире не нужно.

22 января 2021
Страница ответа
Добрый день, скажите пожалуйста, в этом предложении: "Сегодня мы будем вместе с вами учить какие слова ошибочно, и очень часто, пишут с заглавной буквы." после слова " Учить" нужна ли запятая или нет?

Запятая после учить нужна.

Учить историю (,) играя. Нужна ли запятая? Спасибо.

Запятая ставится.

12 сентября 2019
Страница ответа
Добрый вечер, уважаемые консультанты портала! Третий раз отправляю свой вопрос и надеюсь получить ответ!!! Может быть Вы принимаете его за домашнее задание, а может просто первые два раза вопрос не был Вами получен. проводится набор учеников в музыкальную студию. Корректна ли в объявлении следующая фраза "Объявляется набор на курсы по обучению игре на гитаре..."? На мой взгляд, эта фраза подразумевает набор на курсы преподавателей, которых будут учить, как обучать игре на гитаре, а не набор учеников. Права ли я? Еще раз заранее благодарю за ответ!

В отношении учеников верно: курсы игры на гитаре. Приведенный Вами пример стилистически небезупречен, но понятен.

Сегодня мне позвонила учительница. У неё в 3 классе тема - исключения в склонении, слова на -ИЯ. Она весь урок учила писать "об армии" и "об умении", а потом задумалась... Дело в том, что у неё в классе есть ЛИЯ и ЛИЛИЯ. По новому справочнику надо "О ЛИЛИИ", но "О ЛИЕ". Кто не в курсе - это пар.71, п.2, стр. 77-78. Вопрос учительницы младших классов - надо ли ей учить писать "о Лие" и давать это как исключение, или пока повременить?

Наталья Владимировна, рады Вам. С прошедшим!
На возможность двоякого склонения личных имен Ия, Лия, Вия, Тия, Гия (муж. груз.) указывает еще Л. П. Калакуцкая в работе «Фамилии. Имена. Отчества. Написание и склонение» (М., 1994). Она пишет, что эти имена могут склоняться: а) с окончанием в дательном и предложном падежах (к Лие, о Лие) и б) по образцу имени Мария (т. е. к Лии, о Лии). Так что написание о Лие было зафиксировано задолго до начала работы над новым справочником.
На наш взгляд, учительница может объяснить детям, что такие короткие двух-трехбуквенные имена, как Ия, Лия, являются исключениями и могут быть написаны как с и на конце, так и с е на конце.

8 декабря 2018
Страница ответа

Справочники

Двойное н и одно н в суффиксах прилагательных и существительных

§ 97. С двойным н пишутся суффиксы -енн (ый), -ственн(ый), -енн(ий) и -онн(ый) имен прилагательных, образованных от существительных, напр.: соломенный (от солома), обеденный (обед), жизненный (жизнь), свойственный (свойство), оспенный (оспа), ведренный (вёдро); умственный (ум), дарственный (дар); утренний (утро); позиционный (позиция), эмиграционный (эмиграция), экскурсионный (экскурсия); то же внутренний (от наречия: внутри, внутрь). Примечание В словах ветреный и ...

...Однако одно н пишется в словах ученик (от учить(ся)...

Знаки препинания при цитатах

§ 140. Цитаты заключаются в кавычки и оформляются знаками препинания так же, как прямая речь (см. § 133–136):  а) Марк Аврелий сказал: «Боль есть живое представление о боли: сделай усилие воли, чтобы изменить это представление, откинь его, перестань жаловаться, и боль исчезнет» (Ч.); Почаще вспоминайте слова Л. Н. Толстого: «У человека есть только обязанности!»; У М. Алигер есть строки: «Человеку надо очень мало, чтобы счастье выросло в ...

...Учиться, чтобы учить//Новый мир. 1987. № 4....

VII. Запятые при обстоятельственных оборотах

§ 153. Запятыми выделяются: 1. Деепричастия, как с пояснительными словами, так и без них, кроме таких одиночных деепричастий и деепричастных оборотов, которые примыкают непосредственно к сказуемому и по своему значению приближаются к наречию, например: Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропой сходила к берегу. Лермонтов Подъехав к подошве Койшаурской горы, мы остановились возле духана. Лермонтов Недавно я узнал, что Печорин, возвращаясь из Персии, умер. Лермонтов Степан ...

...Горький Каждый думает, что, умея говорить, он может учить...

Самые сложные языки

Китайский язык с его иероглифической письменностью действительно является одним из самых трудных для изучения. Достаточно сложным можно считать и английский язык – из-за несоответствия букв и звуков (есть такая лингвистическая шутка об английском языке: пишется Манчестер, а произносится Ливерпуль). Именно сложностью английского языка, по мнению ученых, объясняется тот факт, что в англоговорящих странах больше, чем где-либо, дислексиков – детей, испытывающих трудности с чтением и ...

...Так, легко учить родственные языки (для русских &ndash...

Как знать

КАК ЗНАТЬ, вводное слово Выражает неуверенное предположение. Подробно о пунктуации при вводных словах и сочетаниях см. в Прил. 2. Как знать, не подобная ли торпеда опрокинула «Петропавловск» и утопила экипаж вместе с Макаровым… В. Шукшин, Чужие. Как знать, не случись этой необходимости, может, нашел бы Павел Алексеевич слова или жесты, смягчающие обиду... Л. Улицкая, Путешествие в седьмую сторону света. ! Не смешивать с сочетанием союза и члена ...

...«Прошу не учить меня, как знать сцену...

Всё равно(,) как / что

ВСЁ РАВНО(,) КАК / ЧТО, связка и союз 1. Связка перед сказуемым. Используется для выражения сходства, приравнивания к чему-либо. Между частями связки (перед словами «как», «что») запятая не требуется. Скажи, в Варыкино свезти четверых, поклажи всё равно что никакой. Б. Пастернак, Доктор Живаго. Молва и раньше катилась по свету скорее самого быстрого корабля, а сейчас она всё равно как молния. И. Ефремов, Лезвие бритвы.

...Работать с русскими – это всё равно, что учить...

Вид как морфологический признак глагола

Вид — постоянный морфологический признак глагола, обобщенно указывающий на характер протекания действия или распределение действия во времени. Все глаголы имеют видовую характеристику — относятся к совершенному виду (СВ) или несовершенному виду (НСВ). Глаголы СВ отвечают в инфинитиве на вопрос что сделать? и обозначают законченное действие (прочитать) или действие, достигшее определенного предела (похудеть). Эти глаголы описывают действие как факт (Наступила осень, листья пожелтели ...

...быть различна для разных значений одного глагола: учить...

...(что) — выучить, учить (кого) — научить...

Журнал

19 июня состоится лекция «Что нейробиология может рассказать о том, как учить языки»

Чем человеческий язык отличается от коммуникации животных? Какие нейронные механизмы лежат в основе понимания и производства речи? Что современная нейробиология может подсказать о том, как оптимизировать изучение второго и последующих языков? Обо всем этом расскажет Анна Павлова — старший преподаватель магистерской программы МГППУ «Когнитивные нейронауки и нейротехнологии» и старший преподаватель департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ. Лекция ...

...языка: что нейробиология может рассказать о том, как учить...

Все больше москвичей хотят учить своих детей китайскому языку

Компания October Group проанализировала, как часто жители Москвы и Московской области ищут в интернете сведения об обучении детей иностранным языкам. Специалистов интересовала пятерка самых популярных языков: английский, китайский, хинди, испанский и французский. Согласно выводам компании, которыми поделились «Известия», китайский оказался единственным из выбранных языков, интерес к которому устойчиво растет. Если с июля 2020 по июль 2021 года московские ...

...Компания October Group проанализировала, как часто...

Опрос: чтение новостей помогает школьникам учить иностранный язык

Новое исследование образовательной онлайн-платформы Учи.ру и контентной платформы Дзен выявило интересные тенденции в изучении иностранных языков среди российских школьников. Опрос более 3,3 тыс. респондентов показал, что учащиеся активно используют новостной контент для повышения языковых навыков. Самыми популярными оказались новости о путешествиях и туризме, а также научные новости — эти две категории отметили по 49% опрошенных (при возможности выбрать несколько вариантов ...

...Новое исследование образовательной онлайн-платформы...

Русский язык сегодня: как ему учить, как его защитить, как он влияет на общество и экономику

В День русского языка филологи, педагоги, общественные деятели традиционно обсуждают вопросы, связанные с актуальным состоянием языка, тенденциями его развития, возможностями его государственной поддержки и защиты. В круглом столе «Государственная языковая политика: от среднего образования до сохранения редких языков и диалектов русского языка», который состоялся 6 июня в пресс-центре «Россия сегодня», принимали участие член Совета по ...

...В День русского языка филологи, педагоги, общественные...

Переводчик Наталья Мавлевич: «Перевод — это гарантированное счастье в любых жизненных обстоятельствах»

Наталья Мавлевич — переводчик с французского, преподаватель, ученица Лилианны Лунгиной — рассказала «Арзамасу» о детстве, учебе в  университете, первых работах и первых переводах. Мы выбрали несколько цитат из этого разговора.

...Наталья Мавлевич — переводчик с французского,...

...быть свидетелями того, что происходит, а во-вторых, учить...

...И если говорить о том, чему учить, то прежде всего...

...учить просто смотреть в словарь, смотреть в ...

Опрос: 71% россиян поддерживает идею обучать школьников использованию ИИ

Большинство россиян (71%) считают нужным учить детей работе с искусственным интеллектом в школе. Такой вывод следует из опроса ВТБ, проведенного в августе 2025 года. Единого мнения о том, как именно включать ИИ в школьную программу, у респондентов нет. 34% выступили за то, чтобы встроить обучение в уже существующие предметы. 24% считают необходимым ввести отдельный урок по работе с нейросетями. Еще 22% убеждены, что ...

...Большинство россиян (71%) считают нужным учить детей...

...Работа с нейросетями должна учить детей ответственности...

Пять книг, которые помогут выучить иностранные языки

Множество людей мечтают выучить иностранный язык, хотя бы один, а лучше несколько. Чаще из практической необходимости, а иногда и просто для души: чтобы читать на них книги, смотреть фильмы, путешествовать, общаться, узнавать чужую культуру. Авторы книг, которые мы рекомендуем, делятся опытом и советами, помогая каждому найти свой способ изучать языки быстрее, эффективнее и веселее. Но волшебной палочки, чтобы выучить язык за месяц, тут нет; только описание когнитивных механизмов и разных способов поддерживать мотивацию.

...Множество людей мечтают выучить иностранный язык, хотя...

...Как учить иностранные языки с удовольствием ...

...на вопросы, в каком возрасте лучше начинать учить...

Ирина Лукьянова: «Дать детям понимание, что язык — это инструмент»

Учитель, писатель и журналист Ирина Лукьянова в статье для издания «Мел» предлагает на уроках русского языка и литературы растить коммуникативно грамотных взрослых.

...Учитель, писатель и журналист Ирина Лукьянова в статье...

...  Учить детей таким письменным практикам, которые...

О программе сохранения русского языка у детей русскоязычных родителей, живущих вне России

В силу различных исторических процессов — войн, революций, тормозивших развитие гражданского общества, — многие подданные Российского государства, в числе которых было немало нерусских по национальности, вынуждены были покинуть отечество, унося с собой знания родного русского языка и любовь к богатой культуре. Филолог и системный аналитик из Израиля предлагают свою программу сохранения русского языка и культуры для тех, кто уехал из России.

...В силу различных исторических процессов &...

...Только они принимают решение учить или не учить детей...

...Там его надо было учить только грамоте....

...Здесь его надо учить языку, поскольку ребенок, постоянно...

«Пространство грамотности в современной школе» обсудят с участием Грамоты 1 ноября

Панельная дискуссия «Пространство грамотности в современной школе как инструмент повышения образовательных результатов в целом» пройдет 1 ноября в 16:30–18:00 в выставочном комплексе «Гостиный двор». Основные темы для обсуждения: Грамотность как базовый навык и основа для освоения всех предметов в школе.  Как сделать русский язык и литературу интересными? Инновационные методы и инструменты преподавания. Роль привлекательного образовательного ...

...Как помочь учителю мотивировать, развивать и учить?...

Больше точных совпадений не найдено, показать близкие результаты?

Показать
1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2025 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше