№ 287496
Здравствуйте! Как правильно: подвигнуть на что-либо или к чему-либо?
ответ
В словарях зафиксирован вариант: подвигнуть на что-либо.
21 марта 2016
№ 282399
Здравствуйте! Школьный словарь "Разбор слова по составу" говорит, что слово ОТДЫХ имеет только корень. Однако как быть со словами ПЕРЕДЫШКА и разг. ПРОДЫХ (работы столько - ни продохнуть), неужели они не родственные? Спасибо.
ответ
Слова отдых и передышка, продых этимологически родственные, но в современном русском языке однокоренными уже не являются.
14 мая 2015
№ 271981
Добрый день, уважаемая "Грамота". Не могу подогнать следующий пример ни под одно правило с "как". Помогите разобраться, пожалуйста:"..., что они писали слева направо(,) как арабы, а не наоборот(,-) как семиты. Очень нужно. С уважением, Царевна Несмеяна
ответ
В обоих случаях ставится запятая.
20 ноября 2013
№ 222103
Как правильно употребляется глагол "полоснуть" ?
"Полосни его ножом, либо полос(а)ни " ?
ответ
Корректно: полосни.
28 мая 2007
№ 321045
Здравствуйте, уважаемые сотрудники портала!
Пожалуйста, помогите разобраться с правилами нахождения правильного инфинитива глагола что бы потом правильно определять его спряжение и написание букв е\и или у,ю\а,я в зависимости от спряжения.
Я хочу помочь освоить эту тему сыну, ученику 4 класса. Тут указание на возраст важно.
Примеры:
- (что Сделаем?) куп...м => инф. будет (что Сделать?) купить => 2 спр., не исключение, ты купИшь, они купЯт. Тут все ясно.
- (что Делаем?) сажа...м => инф. будет (что Делать?) сажать => 1 спр., не исключение, ты сажаЕшь, они сажаЮт. Тут все ясно.
- (что Сделаем?) посад...м => инф. будет (что Сделать?) посадить => 2 спр., не исключение, ты посадИшь, они посадЯт. Но учитель сказала, что инфинитив любит прятаться за приставками и ребенок образует инфинитив как "что Сделать? - садить", понимает, что такого слова нет и переворачивает его в "сажать", но сажать отвечает на вопрос "что Делать?" + это 1 спр. и ребенок начинает писать "посадЕм, посадЕшь, посадЮт"
ответ
Ошибки в нахождении инфинитива обычно связаны с подменой искомого инфинитива инфинитивом глагола, входящего в видовую пару. Например, для формы глагола совершенного вида подгонят приводят инфинитив глагола несовершенного вида подгонять вместо правильного подогнать; для формы глагола совершенного вида откроется — инфинитив глагола открывать вместо открыть; для формы летаешь — инфинитив лететь вместо летать; для формы сядешь — садиться вместо сесть и т. п.
Чтобы исключить эту ошибку, рассуждать нужно так:
- ты (что сделаешь?) посадишь;
- это глагол совершенного вида, значит, чтобы определить инфинитив, надо задать вопрос (что сделать?) посадить;
- глагол оканчивается на -ить, следовательно, это глагол II спряжения;
- пишем в личном окончании 2 лица И: ты посадишь.
Для носителей русского языка правильное определение видовой принадлежности форм глагола с помощью вопросов не представляет трудности. Эта тема сложна для иностранцев, изучающих русский язык, так как в их родных языках нет категории вида в той форме, в которой она представлена в русском языке.
10 января 2025
№ 267461
Нужны ли запятые в подобной конструкции: Ну(,) и(,) чтобы подогреть интерес, ...
ответ
Если далее следует пояснение, что именно сделали, чтобы подогреть интерес, верно: Ну и, чтобы подогреть интерес,..
26 ноября 2012
№ 245075
Еду разогреть или подогреть (Например в микроволновке). В чем разница? Как правильно?
ответ
Возможны оба варианта. Подогреть можно недостаточно горячее блюдо, разогреть - холодное блюдо.
27 августа 2008
№ 275453
Уважаемая Грамота! У нас на Псковщине есть населенные пункты Дедовичи и Писковичи (с безударным окончанием). Вызывает споры форма родительного падежа данных топонимов - Пискович или Писковичей. Можно ли подогнать написание под какое-либо общее правило или это наша местечковая проблема? Пожалуйста, не игнорируйте наш вопрос: работаем в СМИ и часто употребляем эти названия.
ответ
Верно: Дедовичей, Писковичей по аналогии с существительным царевичи — царевичей.
19 мая 2014
№ 248153
Затранскрибируйте следующие слова и опишите происходящие в них фонетические процессы: ПОДТЯНУТЬ, РАДОСТЬ, ОТЧАЛИТЬ, ЖИЗНЕЛЮБИЕ, ЗАКОНЧИТЬ, СЖЕЧЬ, ВПЕРЕД.
ответ
К сожалению, мы не выполняем домашние задания.
5 ноября 2008
№ 318555
Почему в словах гнуть, обогнуть и т. д. корень г-, а в слове гну корень гн-?
ответ
В глаголе гнуть и в приставочных от него (обогнуть, загнуть и т. д.) и в инфинитиве (гн-у-ть), и во всех личных формах (гн-у, гн-ешь и т. д.) выделяется корень гн-.
Это непроизводный глагол несовершенного вида, суффикс -ну- в нем не выделяется.
Существуют производные глаголы несовершенного вида, которые образуются от прилагательных, например: глух-ой → глох-ну-ть, слеп-ой → слеп-ну-ть, сухой → сох-ну-ть. Они имеют значение ‘приобретать признак, названный производящим прилагательным’, например: глух-ой → глох-ну-ть, слеп-ой → слеп-ну-ть, сухой → сох-ну-ть и т. п. При образовании основы настоящего времени глох-ну-ть – глох-н-ут, слеп-ну-ть – слеп-н-ут и т. д. используется суффикс -н-, а при образовании основы прошедшего времени суффикс -ну- полностью исчезает: глох-ну-ть – глох-л-и, слеп-ну-ть – слеп-л-и. Возможно, вас интересовал этот формообразовательный процесс. Однако и в этом случае преобразования происходят в формообразующих основах, а не в корнях.
30 октября 2024