Подсказки для поиска
Точное соответствие
Найдено 627 ответов
№ 326777
Здравствуйте, хочу раз и навсегда понять, как правильно пишется: размышлять над проблемой ИЛИ размышлять о проблеме. Вроде и так, и так верно, но в прошлом году после ЕГЭ было много новостей про то, что размышлять над проблемой нельзя, верно только "о проблеме". Это действительно так или все же возможны оба варианта?
ответ

Этот вопрос возникает вновь и вновь, мы на него уже отвечали: см. № 323730.

Автор ответа
Юлия Меньшикова
Кандидат филологических наук, доцент СПбГУ
15 октября 2025
№ 326655
Здравствуйте! Солнце стояло высоко над горизонтом. Как правильно вычленить словосочетания?
ответ

Предпочтительнее видеть здесь два словосочетания: 1) стояло высоко; 2) высоко над горизонтом.

Вариант 1) стояло высоко; 2) стояло над горизонтом хуже, потому что существительное с предлогом над распространяет именно наречие высоко, чем и объясняется порядок слов.

12 октября 2025
№ 326565
Здравствуйте, хотелось бы добавить новое слово в словарь, обозначающее человека, который думает что имеет большую важность в глазах других, хотя на деле это не так. Такого слова нет в русском языке, и все около подобные по смыслу слова имеют иное значение. Слово которое я могу предложить имеет адекватное морфологическое происхождение и более точно указывает на это значение. Гиперсоциоцепция (Гипер- (греч. ὑπέρ) — сверх, над, указывает на завышение, Социо- (лат. socius) — общественный, связанный с другими, -цепция (лат. conceptio) — восприятие, представление.). Значение: Буквально — «сверх-восприятие-себя-в-обществе». Это состояние завышенного восприятия собственного образа в глазах других. Человека можно назвать гиперсоциоцептором.
ответ

Спасибо большое за интересное предложение!

Но слово может быть добавлено в словарь литературного языка тогда, когда оно перестанет быть индивидуально-авторским образованием и начнет использоваться многими носителями русского языка. Такие примеры (человек придумал слово, и все его подхватили и начали использовать) в истории русского языка есть, но они весьма редки.

11 октября 2025
№ 326460
Здравствуйте! Очень запуталась в способах образования слов, не могли бы вы, пожалуйста, сказать, как отличить суффиксальный способ образования от приставочно-суффиксального? Ломала себе голову над словами "оглушительный" и "ослепительный". Почему слово "оглушительный" образовано приставочно-суффиксальным способом, а слово "ослепительный" суффиксальным, если в обоих словах есть и приставка -о-, и суффикс -тельн-. Может, нужно подбирать максимально простое исходное слово, чтоб понять, какие морфемы добавились?
ответ

С точки зрения словообразования слова оглушительный и ослепительный не отличаются: оба слова образованы суффиксальным способом от глаголов оглушить и ослепить соответственно (оглушительный = 'способный оглушить', ослепительный = 'способный ослепить'). С приставочно-суффиксальным способом мы имеем дело, когда приставка и суффикс присоединяются к производящей основе одновременно, в рамках одного словообразовательного шага (пододеяльник ← одеяло).

9 октября 2025
№ 325853
Здравствуйте, уважаемые эксперты. Будьте добры, подскажите, пожалуйста, нужно ли ставить точку после прямой речи, заключенной в кавычки и заканчивающейся восклицательным/вопросительным знаками или многоточием, если дальше идет продолжение слов автора. К примеру, В воздухе несся неумолчный крик, вырывавшийся из сотен глоток: "Вперед! На Бастилию!" Над морем голов вспыхивали, сверкая на солнце, стальные лезвия ножей, острия пик. В данном случае перед "Над морем..." точка не ставится? И еще вопрос по поводу оформления мыслей, вынесенных в отдельный абзац: нужна ли точка, если в конце предложения находится вопросительный/восклицательный знаки или многоточие? К примеру, "Почему со мной это произошло?" Небо окрасилось в багровый цвет, а мужчина продолжал сидеть на песке и смотреть вдаль. "Так вот почему со мной это произошло". В данном случае ставится точка, верно?
ответ

Правила недостаточно четко регламентируют данную ситуацию. В параграфе 159 полного академического справочника под ред. В. В. Лопатина приведена такая формулировка: «...если перед закрывающей кавычкой стоит знак вопросительный, восклицательный или многоточие (и на этом предложение заканчивается), то те же знаки, необходимые по условиям всего предложения, не повторяются после закрывающей кавычки; неодинаковые знаки (перед кавычкой и после кавычки) ставятся». В правиле не оговорено, что точка не включается в число этих «неодинаковых знаков», хотя на практике, в том числе в оформлении примеров в параграфе 196 Правил 1956 года, эта точка не ставится. К тому же приводимые в школьных учебниках схемы оформления прямой речи не содержат точки после кавычек, если внутри кавычек есть вопросительный или восклицательный знак:

А: «П».
А: «П?»
А: «П!»
А: «П...»

Учитывая это, рекомендуем не ставить точку: В воздухе несся неумолчный крик, вырывавшийся из сотен глоток: «Вперед! На Бастилию!» Над морем голов вспыхивали, сверкая на солнце, стальные лезвия ножей, острия пик; «Почему со мной это произошло?..» Небо окрасилось в багровый цвет, а мужчина продолжал сидеть на песке и смотреть вдаль. «Так вот почему со мной это произошло!» Обратим внимание, что для изображения ситуации размышления вопросительный знак уместно сопроводить многоточием, а последнее предложение является восклицательным: оно начинается с сочетания частиц так вот. Если требуется отразить задумчивую интонацию, уместен вариант с многоточием: «Так вот почему со мной это произошло...»

21 сентября 2025
№ 325837
Здравствуйте, верно ли, что запятые в этом предложении нужно поставить после "а" и "комнате"? Сомнения именно по второй запятой Над картиной художник работал не в мастерской а в специально обставленной комнате и сам кроил чёрное одеяние для Ивана и серебристо-розовую рубаху для царевича.
ответ

Для постановки запятых после слов а и комнате нет оснований. Правильно: Над картиной художник работал не в мастерской, а в специально обставленной комнате и сам кроил чёрное одеяние для Ивана и серебристо-розовую рубаху для царевича.

20 сентября 2025
№ 325367
Можно ли сказать: «Пишa картину, я поранил руку»? Как одним словом передать действие «когда я писал»? Пиша,писучи,писав или как?
ответ

Форма пиша, хотя и встречается у классиков, сегодня почти не употребляется. Поэтому предпочтительно ее избегать, заменяя, например, на работая над картиной, при написании картины.

5 сентября 2025
№ 325115
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как правильно выделить подлежащее в предложениях "Большая часть дня уже прошла" и "Несколько ярких звезд мерцало над рекой". Во втором случае официальные ответы предлагают "несколько ярких звезд" - уместно ли тут прилагательное?
ответ

В первом предложении подлежащее большая часть дня, потому что всё это словосочетание соотносимо со словом день (День уже прошел).

Во втором случае подлежащим является словосочетание несколько звезд. Определение ярких в подлежащее не входит.

26 августа 2025
№ 324954
Здравствуйте! Так уж получилось, что я задумалась над этим вопросом, поэтому и решила написать запрос. В грамматике русского языка разделяют желательное, сослагательное и условное наклонения. Может кто-то объяснить, чем они отличаются (так как грамматические формы у них, если я правильно понимаю, одинаковы), желательно на примерах.
ответ

Согласно грамматикам глагол в русском языке имеет три формы наклонения: изъявительное, повелительное и условное (оно же сослагательное).

22 августа 2025
№ 324839
Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, как правильно: "самоконтроль агрессии" или "самоконтроль над агрессией"?
ответ

Допустимы оба варианта: самоконтроль агрессии и самоконтроль над агрессией.

18 августа 2025

Больше точных совпадений не найдено, показать близкие результаты?

Показать
1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2025 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше