№ 273017
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как правильно склонять глагол «трепаться», употребляемый в значении «болтать, общаться»? В частности, интересует форма второго лица множественного числа в настоящем времени («трепемся» или «треплемся»). Спасибо.
ответ
Верны оба варианта: треплемся и трепемся (только это форма 1-го лица мн. числа).
31 января 2014
№ 273024
Почему узаконено написание слова "перебАрщить" через букву О?!!! Ведь исторически данный глагол образован от слова "барщина", а не от слова "борщ", как многие ошибочно полагают. Перебарщить - сделать что-либо больше, чем требуется. Несовершенная форма этого глагола имеет соответствующее написание через букву А - "перебарщивать". Думаю, что подобную ошибку надо исправить, внеся соответствующие изменения и а орфографические словари, в том числе и на вашем уважаемом сайте Грамота.ру
ответ
К слову барщина глагол переборщить отношения не имеет. Со словом борщ он, скорее всего, тоже не связан (хотя полностью исключить связь слов переборщить и борщ нельзя: в словаре В. И. Даля дается глагол борщить, который в южных диалектах означает 'лить через край, слишком много'). П. Я. Черных в «Историко-этимологическом словаре русского языка» указывает: «Что касается глаг. переборщить – перебарщивать, то это позднее неуклюжее новообразование, известное лишь с начала XX в., происходит, по-видимому, не от борщ, а... от переборка, ср. далее перебрать».
Что касается глагола несовершенного вида перебарщивать, то написание его через а не означает, что так же пишется глагол совершенного вида переборщить. Есть важное правило: гласную о в неударяемых корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на -ывать, -ивать, ср.: опаздывать, но опоздать, раскраивать, но раскроить.
31 января 2014
№ 274070
Здравствуйте! Какой глагол больше подходить к слову грибы? Их выращивают или разводят? Это же и не растения, и не животные... Спасибо за Ваш сервис!
ответ
Подходят оба глагола. Разводить можно не только животных.
24 марта 2014
№ 273909
в предложениях типа Я УЧУСЬ ЧИТАТЬ глагол ЧИТАТЬ является сказуемым или дополнением? Почему?
ответ
Это дополнение. Инфинитив (читать) может быть частью сказуемого, только если глагол в личной форме имеет модальное или фазовое значение: хочу (могу) читать, начал читать.
18 марта 2014
№ 273542
Скажите, пожалуйста, в предложении какой глагол правильнее употребить: Однажды она изгрызла или сгрызла новые туфли. В чем различия этих слов: изгрызла и сгрызла. Спасибо
ответ
Можно использовать оба слова. Изгрызла - "погрызла со всех сторон". Сгрызла - "погрызла (изгрызла) до предела, до конца".
26 февраля 2014
№ 273441
Здравствуйте еще раз! На свой вопрос так и не получаю ответа. А меня он мучает. Какой вид глагола уместнее употреблять «исполнится» или «исполняется»: «…исполнится 5 лет со дня смерти…». Мне кажется, что совершенный вид будет правильнее использовать, т.к. несовершенного вида глагол употребляется в значении «сбывается, осуществляется» и привносит оттенок радостного события.
ответ
Эти варианты равноправны.
20 февраля 2014
№ 274842
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, от какого имени существительного происходит глагол "лебезить"? И как назвать человека, который так делает?
ответ
Лебезить образовано от существительного лебеза 'подхалим, подлиза', того же корня, что и лобзать 'целовать'. Слово лебеза в современном русском языке не сохранилось, но можно использовать слова угодник, подхалим.
22 апреля 2014
№ 274869
что означает глагол "приутямиться"?
ответ
Судя по контекстам - примерно то же, что "пристраститься".
23 апреля 2014
№ 274238
может ли быть глагол в предложении подлежащим?
ответ
1 апреля 2014
№ 274338
Добрый день! Совершенно запуталась со спряжением, и удивляет, что в школе и институте никаких вопросов по этому поводу не возникало. А теперь с сыном (6 класс) никак не разберусь. Глагол ЖИТЬ по правилу из учебника должен относиться ко 2 спряжению (все глаголы на ить, кроме брить, стелить), а он явно 1 спряжения! Тоже самое бить, лить, выть и прочее. Похоже правило сильно урезано и непонятно, как же тогда определять спряжения. Я советую сыну теперь спрягать глагол во множественном числе ОНИ ЖИВУТ и по окончанию определять, что это 1 спряжение. В википедии я нашла более полное правило, и там как раз все эти глаголы перечислены - и оказывается, что совсем не 11 глаголов исключений, а гораздо больше - учить их просто невозможно. Так зачем детей заставляют учить урезанное правило, которое не выдерживает критики. А как попадается глагол ЖИТЬ, СПАТЬ (по правилу 1, по жизни 2), ЗВУЧАТЬ, ДРОЖАТЬ и т.д. - что ребенку делать на контрольной работе, как определять спряжение? А еще ужас возникает при разноспрягаемых глаголах - где их список, кроме бежать и хотеть. Бедные дети - полная каша в голове! Подскажите, пожалуйста, как эту кашу упорядочить?
ответ
У глаголов с ударными личными окончаниями тип спряжения определяется по окончаниям, и совершенно не имеет значения, какой гласный в инфинитиве. Вы правы: в школе обычно говорят только о глаголах с безударными личными окончаниями и опускают вторую часть правила – о том, что у глаголов с ударными личными окончаниями тип спряжения определяется по окончаниям. Это связано с тем, что определять тип спряжения надо только для того, чтобы правильно писать безударные личные окончания, больше никакого практического смысла в определении типа спряжения нет. А если личные окончания ударные, то никаких трудностей в написании они не вызывают, а следовательно, не надо думать о том, к какому типу спряжения относится глагол. См. также рубрику «Горячие вопросы».
3 апреля 2014