Подсказки для поиска
Точное соответствие
Найдено еще 28 ответов
№ 306563
Добрый день, уважаемая служба грамоты ру. Рассудите, будьте добры. При выполнении домашнего задания, учитель исправила нам ошибку, но я с этим исправлением категорически не согласна. Речь идет об обособлении запятыми обращений. Фраза: «Дорогая бабушка, добрый день. Как твои дела?» мы проставили запятые именно так. Педагог настаивает на такой пунктации: "Дорогая, бабушка, добрый день". Как правильно? Я считаю, что тут запятая стоит по правилу: выделяются обращения вместе со всеми относящимися к ним словами и "дорогая" относится к бабушке.
ответ

Предложенный учителем вариант пунктуации возможен: слова дорогая и бабушка могут быть двумя однородными обращениями. Но обращение-словосочетание типа дорогая бабушка все же более типично. Приведем известные примеры:

И врагу никогда не добиться,
Чтоб склонилась твоя голова,
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!

                   М. Лисянский, С. Агранян

Всю бы жизнь свою подняла я, ―
осуши ее всю ― до дна, ―
за победу твою и славу,
дорогая моя страна.

                    О. Берггольц

15 сентября 2020
№ 262920
"21 педагог края стал(и) победителем(ями) конкурса и получит(ат) награды". Как правильно согласовать? Ответьте, пожалуйста, очень нужно.
ответ

Правильно: 21 педагог края стал победителем конкурса и получит награду.

5 августа 2010
№ 311256
Добрый день. У Достоевского встречается "педагогичка". Это слово возникло от "педагог" по аналогии с другими феминитивами на -ичка (как медик–медичка, но только с помощью цельного суффикса -ичк, а не -ик + -к) или в результате сокращения от прил-го (как технический–техничка)?
ответ

На Ваш вопрос отвечает Ирина Владимировна Фуфаева, кандидат филологических наук, автор книги «Как называются женщины. Феминитивы: история, устройство, конкуренция» (М., 2020).

Феминитив педагогичка возник после появления в Санкт-Петербурге в 1859 году первых педагогических женских курсов при Мариинской гимназии. Затем такие курсы появились и при других гимназиях. Педагогичками стали называть девушек, которые там обучались. Феминитив был образован от прилагательного педагогический с суффиксом -к(а), а не от существительного педагог, отличался от него по смыслу и был непарным. 

В переписке И. А. Гончарова с великим князем Константином Константиновичем в 1889–1890 годах встречаются номинации, видимо, одной и той же девушки: бывшая педагогичка, воспитанница Женских Педагогических курсов, бывшая слушательница Педагогических курсов, ср: Недавно я имел маленькое сведение о Вашем Высочестве от воспитанницы Женских Педагогических курсов, где Вы… удостоили присутствием их классы. Кстати о воспитанницах. Одна из них, именно Трейгут находится на 3м курсе» [И. А. Гончаров. Письма великому князю Константину Константиновичу (1889)]; Я знаю, что вам трудно писать, но может быть барышня Трейгут, бывшая слушательница Педагогических курсов, с ваших слов напишет несколько строк для нашего успокоения [Константин Константинович (К. Р.). Письмо И. А. Гончарову (1890)]; ― В добавок дети ее, девочки, в том числе и бывшая педагогичка, уехали  на какой-то вечер в Коломенскую Гимназию [И. А. Гончаров. Письма великому князю Константину Константиновичу (1890)].

При этом, поскольку выпускниц курсов тоже называли педагогичками и они работали педагогами (учительницами и гувернантками), слово естественным образом сблизилось с существительным педагог. Далее существительное стало употребляться как феминитив к слову педагог, хотя первое значение у него сохранялось и в раннесоветское время.

18 октября 2023
№ 302399
Добрый день! Вновь разгорелась жаркая дискуссия по поводу пунктуации. Через два года после получения звания «лучший учитель года США», педагог стала конгрессвумен. Правильно ли поставлена запятая? Спасибо!
ответ

Запятая поставлена ошибочно.

12 сентября 2019
№ 312935
Добрый день . Будьте добры , подскажите , можно ли ставить двоеточие или это является грубой ошибкой? Нужно расставить знаки препинания в предложении "Я планирую сдавать русский язык математику и биологию." Правильно ли я понимаю что ставить или нет двоеточие остается на усмотрение того , кто пишет это предложение и от контекста в котором оно применяется . Если меня на вступительных экзаменах педагог спрашивает какие три из десяти предметов на выбор я планирую сдавать и даёт мне список с этими предметами , то вполне резонно предположить , что начну я отвечать с части предложения - "Я планирую сдавать" , далее я буду вынужден взять паузу (мне нужно хотя бы пробежаться глазами по всем этим предметам) , пауза, в предложении , описывающем данную ситуацию , должна быть как то выделена и двоеточие вполне подходит для этой цели и лишь после этой паузы (двоеточия) я смогу перечислить именно те предметы , которые " Я планирую сдавать : русский язык , математику и биологию."
ответ

Правилами допускается постановка двоеточия перед перечислением при отсутствии обобщающего слова, см. примечание к параграфу 33 «Полного академического справочника» под ред. В. В. Лопатина (М., 2006 и след.). Нельзя не заметить, однако, что такое употребление двоеточия ограничивается деловыми и научными текстами (как можно предположить, для облегчения чтения и для предупреждения о том, что далее следует список). Следовательно, оно стилистически уместно не в каждом случае.

Отметим также, что далеко не каждая пауза в тексте должна быть отмечена знаком препинания, поскольку ведущий принцип русской пунктуации — структурный. В соответствии с этим принципом, между глаголом сдавать и дополнениями русский язык, математику и биологию знаки препинания не требуются. 

10 февраля 2024
№ 313985
Здравствуйте! Подскажите, я правильно написала? Во-первых, она также педагог. Также взаимозаменяемо с тоже в значении союза и. Во-первых, и она педагог. Же отбросить невозможно.
ответ

Да, вы правильно написали.
 

5 июня 2024
№ 286806
Здравствуйте! В сочинении дочери ( 3 класс) педагог поставила запятую перед словом "тем". Подскажите, нужна ли она. Я взяла её в скобки. "Мне нравится эта картина (,)тем, что на ней изображена природа."
ответ

Для постановки запятой перед тем нет оснований.

14 февраля 2016
№ 283879
Здравствуйте, уважаемые сотрудники портала! Помогите, пожалуйста, разобраться с согласованием определения с определяемым словом и сказуемого с подлежащим в таком случае: бывший педагог засомневалась (речь о женщине). Или бывшая педагог засомневалась? Или согласование должно быть по мужскому роду: бывший педагог засомневался? Заранее большое спасибо!
ответ

Необособленное определение ставится в форме мужского рода: бывший педагогСказуемое при отсутствии в предложении собственного имени ставится в форме мужского рода, но если форма сказуемого является единственным показателем того, что речь идет о женщине, а пишущему важно это подчеркнуть, выбирается женский род: бывший педагог засомневалась. Подробные рекомендации см. в «Письмовнике».

2 сентября 2015
№ 245003
Добрый день! В предложении "как педагог я считаю это большим достижением" нужно обособлять "как педагог"?
ответ

Если оборот содержит оттенок причинного значения (как педагог = потому что я педагог), то запятая ставится.

25 августа 2008
№ 245594
Возник спор при выполнении ребенком домашнего задания. В предложении "И рады мы проказам матушки-зимы" слово "рады" является прилагательным или глаголом? Педагог считает, что это глагол, а знакомые филологи - что это краткое прилагательное.
ответ

Правильнее считать это слово предикативом, а по школьной программе - кратким прилагательным, не имеющим полной формы.

5 сентября 2008
1/6
Большой универсальный словарь русского языка (2 тома)
1 — 4 классы
Морковкин В.В., Богачева Г.Ф., Луцкая Н.М.
4.3
Подробнее об издании
От 2320 ₽
Купить на маркетплейсах:
Назовите ваше слово года!
Какие новые слова в 2024 году прочно вошли в вашу речь? На какие вы обратили внимание, какие стали чаще слышать вокруг? Участвуйте в выборе «Слова года» по версии Грамоты.
Отправить
Спасибо!
Мы получили ваш ответ и обязательно учтем его при составлении списка слов-кандидатов
Читать Грамоту дальше
Новые публикации Грамоты в вашей почте
Неверный формат email
Подписаться
Спасибо,
подписка оформлена.
Будем держать вас в курсе!