речевая модель
РЕЧЕВА́Я МОДЕ́ЛЬ. Коммуникативная и ситуативная реализация языковой модели в конкретной ситуации общения. Р. м. отличается от языковой модели конкретным ситуативно или контекстно обусловленным лексическим наполнением, определяемым коммуникативной задачей и содержанием высказывания, логическим ударением и ритмико-интонационным рисунком, зависящим от типа предложения. См. также модель предложения.
речевая основа
РЕЧЕВА́Я ОСНО́ВА. Один из распространенных частных принципов обучения, предполагающий преимущественное изучение устной речи, особенно на начальных этапах обучения.
речевая зарядка
РЕЧЕВА́Я ЗАРЯ́ДКА. Совокупность игровых упражнений, которые предназначаются для активизации речевого общения на уроке, создания мотива для речевой деятельности, например, активизации вопросно-ответного взаимодействия, однотипных высказываний на предъявляемые стимулы и др. Цель Р. з. – организация речевой тренировки, речемыслительной деятельности, естественной обстановки общения. См. речевая разминка.
речевая тактика
РЕЧЕВА́Я ТА́КТИКА. Конкретный этап осуществления речевой стратегии, речевой акт. Например, регулятивная стратегия (речевое управление поведением партнера) выражается в Р. т. приказа, пожелания, совета.
речевая интенция
РЕЧЕВА́Я ИНТЕ́НЦИЯ (от лат. intentio – стремление). Намерение говорящего выразить некий коммуникативно значимый смысл с помощью речевых средств, т. е. осуществить речевой акт. В основе Р. и. лежат мотив и цель, т. е. побуждающий фактор речевого действия, а также значение речевого высказывания. Р. и. подразделяются на репликообразующие, приводящие к коммуникативному результату с помощью одного высказывания (благодарить, обещать, извиняться и др.), и текстообразующие, приводящие к результату с помощью ряда высказываний в диалоге или в монологе. Требования к 3-му сертификационному уровню общего владения РКИ при решении коммуникативных задач в рамках данного уровня, например, предусматривают владение учащимся умениями реализовать контактоустанавливающие, регулирующие, информативные и оценочные Р. и. (вступать в коммуникацию, поддерживать беседу, выражать просьбу, выражать согласие / несогласие, запрашивать информацию, оценивать целесообразность и др.).
Предусматривается использование Р. и. в разных сферах общения: социально-бытовой, социально-культурной, официально-деловой (Государственный образовательный стандарт, 1999).
Предусматривается использование Р. и. в разных сферах общения: социально-бытовой, социально-культурной, официально-деловой (Государственный образовательный стандарт, 1999).
речевая культура
РЕЧЕВА́Я КУЛЬТУ́РА. Составная часть культуры народа, связанная с использованием языка. Р. к. включает язык в его социальных и функциональных разновидностях, формы воплощения речи (устную и письменную), совокупность общезначимых речевых произведений на данном языке, систему речевых жанров, обычаи и правила общения, речевой этикет, закрепленные в языке картины мира. Р. к. означает умение выбрать нужную лингвистическую форму, способ выражения, в зависимости от условий коммуникативного акта: ситуации, коммуникативной цели, социальной и функциональной роли коммуникантов, их взаимоотношений. Требования Р. к. содержат в себе три компонента: а) нормативный (безупречное владения литературной нормой), б) этический (соблюдение в определенных ситуациях некоторых правил языкового поведения (см. речевой этикет), в) коммуникативный (использование средств языка, соответствующих теме и цели общения).
Р. к. включает в себя культуру речи, а также культуру общения, культуру мышления.
Р. к. включает в себя культуру речи, а также культуру общения, культуру мышления.
речевая операция
РЕЧЕВА́Я ОПЕРА́ЦИЯ. Единица речемыслительного процесса. Операция, осуществляемая по оптимальным параметрам речевого действия, включая бессознательность, автоматизм и устойчивость при его выполнении.
речевая практика
РЕЧЕВА́Я ПРА́КТИКА. Активное использование (применение) изучаемого языка как во время аудиторных занятий, так и при реальном общении с носителями языка.